БИЗНЕС

     Нынешним летом компании ELKO Russia (www.elko.ru), входящей в холдинг ELKO Group, исполнилось 10 лет. О точном дне рождения основатели фирмы так и не договорились, и составить гороскоп, определяющий особенности и судьбу именинницы, не представляется возможным. "Это символично, - замечает член совета директоров ELKO Group Александр Ямницкий. - Российский ИТ-рынок не всегда укладывается в классические каноны гороскопов, и не все особенности ведения бизнеса на нем можно предусмотреть с точностью до мелочей".

Тем не менее расположение звезд благоприятствует развитию бизнеса ELKO Russia, начавшей свою "трудовую деятельность" в 1995 г. с дистрибуции комплектующих (в основном процессоров и жестких дисков), производимых такими гигантами, как Intel, Seagate, Western Digital и Adaptec.

В первые месяцы существования в фирме работали всего семь человек, а число дилеров (практически все они были "москвичами") не превышало пятидесяти. В 1999 г. в городе на Неве был открыт офис ELKO SPb, который можно считать "продолжением" столичной структуры холдинга, ныне работающего в России, на Украине, в странах Балтии, а также в Хорватии, Словакии, Словении и Румынии (в этих девяти государствах сейчас в общей сложности насчитывается 24 офиса ELKO Group, включая торговые представительства).

Янис Цасно (cлева) и Александр Ямницкий считают,

что внедрение ERP-cистемы JD Edwards OneWorld повысит рентабельность бизнеса ELKO Russia

По словам г-на Ямницкого, в настоящее время в ELKO Russia работают почти сто сотрудников ELKO Group, при этом доля российских продаж составляет около половины от общего оборота группы, насчитывающей ныне во всех перечисленных выше странах 320 человек штатного персонала.

Из сотни сотрудников ELKO Russia тридцать являются менеджерами по продажам. Причем у семи из них рабочие места находятся в Екатеринбурге, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Уфе и Красноярске. К экспансии в российские регионы ELKO Group, как и другие пять отечественных дистрибьюторов Intel, приступила в начале века по "добровольно-принудительной" инициативе производителя процессоров номер один. Александр Ямницкий отмечает, что ныне на московских и петербургских дилеров в денежном выражении приходится около половины российского оборота группы, другая половина приходится на региональные компании, которые лидируют по общему количеству заказанных товаров.

Как и прежде, "удельный вес" комплектующих в обороте ELKO Russia велик (около 75%). Остальная часть бизнеса приходится на готовые изделия. И прежде всего - на ноутбуки Acer, Fujitsu Siemens Computers, Sony и Toshiba. Кроме того, в "готовом" ассортименте ELKO Russia имеются настольные ПК, мониторы, принтеры, серверное и сетевое оборудование и различные мультимедиа-продукты.

В целом же российский прайс-лист компании насчитывает свыше двух тысяч наименований от сорока с лишним поставщиков. Исполнительный директор ELKO Group Янис Цасно отмечает, что ежедневно в общем (международном) прайс-листе группы (он включает товары 70 производителей) появляется от 30 до 50 новых товарных позиций. Но при этом значительную долю новинок (в частности, различные виды памяти) представляют разовые поставки, которые "живут" в данном прайс-листе всего несколько дней или недель, но встречаются и "долгожители", не сходящие с конвейеров поставщиков многие месяцы.

Ныне постоянными клиентами ELKO Russia являются около 2500 компаний из более чем ста городов. В среднем в неделю им отгружается свыше тысячи заказов, содержащих в общей сложности около 20 тыс. строчек товарных позиций. Если учесть, что в последнее время оборот ELKO Russia ежегодно увеличивается примерно на 30%, а ассортимент продуктов непрерывно расширяется, то понятно, что требования к корпоративной системе постоянно растут. В какой-то момент времени они достигают критической величины, и это является сигналом к принятию решительных мер.

Десятилетие со дня основания московский и региональные офисы ELKO Russia решили ознаменовать запуском в эксплуатацию новой корпоративной информационной системы (КИС). Ею стал программный комплекс JD Edwards OneWorld, приобретенный ELKO Group в 1998 г., после того как "по итогам" печально известного августовского кризиса было принято решение об экспансии бизнеса группы в восточноевропейские страны*1. То есть тогда, когда компания JD Edwards еще не была поглощена PeopleSoft, а PeopleSoft, в свою очередь, не была "съедена" корпорацией Oracle. Тем не менее популярная КИС до сих пор находится в добром здравии, и совсем недавно Oracle торжественно пообещала поддерживать ее как минимум до 2013 г. (см. PC Week/RE, N 3/2005, с. 3).

_____

*1 Интересно отметить, что примерно в то же время было принято решение и о расширении спектра поставляемой продукции за счет различных готовых изделий, так или иначе подключаемых к компьютеру. Иными словами, 1998 г. с его августовским кризисом стал переломным моментом в стратегии развития ELKO Group.

Как сообщил Янис Цасно, ранее эта система полнофункционально использовалась лишь в рижской штаб-квартире компании, где находится единый отдел закупок ELKO Group. Там с ее помощью учитывают и анализируют все взаимоотношения холдинга с поставщиками, а также следят за логистикой и контролируют товарные и денежные потоки внутри холдинга. Кроме того, раз в неделю с помощью этой системы ELKO Group формирует отчеты для вендоров, где содержится подробная информация о том, сколько их продукции (и каким именно дилерам) за отчетный период было отгружено. При этом различные структуры ELKO Group хотя и вводили (конвертировали) свои отчеты в JD Edwards OneWorld (а также заказывали с ее помощью товары и отслеживали маршруты их перемещения), но для выписки счетов собственным клиентам пользовались другими системами.

С 1 августа (этот день пришелся на понедельник) ELKO Russia с помощью ERP-системы JD Edwards OneWorld автоматизировала практически все свои бизнес-процессы. С этой целью она укрепила машинный парк компании несколькими новыми Intel-cерверами и оснастила клиентскими частями JD Edwards OneWorld около 60 рабочих мест. Новую КИС пришлось осваивать не только менеджерам по продажам, но и сотрудникам других подразделений: финансового, логистического, складского и т. д. Янис Цасно утверждает, что полномасштабное внедрение JD Edwards OneWorld в московском офисе ELKO Group не вызвало особых проблем и было произведено без привлечения сторонних организаций. И хотя подготовка к этому внедрению (составление спецификаций и обучение персонала) заняла целый год, для собственно инсталляции системы (соответствующего софта) потребовалось всего два выходных дня - 30 и 31 июля.

От внедрения новой КИС должны выиграть клиенты ELKO Russia, которые, в частности, получат возможность в любое время дня и ночи делать заказы на поставку необходимого оборудования. Уже с 1 октября, как говорит главный идеолог и руководитель этого проекта Янис Цасно, начнет работать новая система электронной коммерции, которая практически полностью будет функционировать в автоматическом режиме. Подтверждение о том, что его заказ принят к обработке, клиент будет получать по электронной почте буквально сразу после отправления заявки. Через Интернет заказчик всегда может посмотреть, на какой стадии выполнения его заказ находится (собирается на складе, готов к отправке, передан той или иной транспортной компании и т. д.). Как отмечает Александр Ямницкий, онлайн-заявками особенно удобно пользоваться в тех случаях, когда запрашиваются относительно небольшие партии сравнительно недорогих товаров. Если же речь идет о крупных заказах, да еще связанных с особыми условиями оплаты, то клиенты предпочитают обговаривать детали всех операций с менеджерами по продажам. Однако и в этом случае система позволяет ускорить процесс ввода заказа.

Старой системой онлайн-заказов пользовалось около 15% клиентов компании. Ожидается, что с внедрением системы электронной коммерции этот показатель возрастет как минимум в два раза, в частности - за счет ее привлекательности для небольших заказчиков. Предполагается, что в недалеком будущем полномасштабное внедрение JD Edwards OneWorld состоится и в других офисах ELKO Group.