РЫНОК

     В сегменте проектных решений по инсталляции видеостен уже не так свободно

Первые публикации в нашем еженедельнике, так или иначе касающиеся систем отображения информации на основе проекционных видеокубов (видеостен), пришлись на 1998 г. И хотя тогда в стране, надо полагать, был выполнен уже не один проект с применением подобной техники (что делать - и сегодня по разным причинам проектировщики и заказчики таких решений нередко предпочитают не распространяться на их счет), видимо, именно с этого времени можно начинать отсчет существования в России данного сегмента рынка как такового. Фактически только с 1998 г. коммерческие фирмы (прежде всего "ДеЛайт 2000"), специализирующиеся на средствах и системах визуализации информации, активизировали маркетинговые акции, привлекая внимание прессы и потенциальных заказчиков к функциональным возможностям видеостен как эффективного инструмента контроля за многофакторными ситуациями (сложное непрерывное производство, природные катаклизмы и т. д.) и средства поддержки принятия решений, когда цена ошибки многократно превышает стоимость снижающих ее вероятность технических систем. Ситуационный центр - пожалуй, это словосочетание, понимаемое в широком смысле, наилучшим образом описывает основную область применения видеостен (хотя в отдельных случаях, например на телевидении, они могут использоваться и просто в качестве большого экрана высокого разрешения).

Судя по всему, востребованность таких систем будет расти, причем не только в силу наращивания и усложнения производственных процессов, но и в связи с общим ускорением темпа жизни коммерческих и государственных структур, успешность которых теперь во многом зависит от способности быстро реагировать на меняющуюся ситуацию. Так или иначе, но за годы, минувшие с момента нашей первой публикации о видеостенах, этот сегмент рынка претерпел заметные изменения. Существенно возросло количество реализуемых проектов, а вместе с этим увеличилось и число игроков, претендующих на свое место в сегменте. Если поначалу тон в нем задавали фирмы, выросшие на поставках презентационной техники (мультимедиа- и слайд-проекторов, документ-камер, электронных досок и т. д.), то теперь им приходится конкурировать с крупными системными интеграторами, для которых инсталляция видеостены - нередко лишь часть общего проекта по созданию или модернизации ИТ-инфраструктуры заказчика.

Рост числа поставщиков оборудования для видеостен в России

Это и понятно, поскольку по своей сути бизнес, связанный с проектированием и инсталляцией видеостен, является интеграторским. Два разных проекта могут иметь идентичную аппаратную основу, но при этом будут неизбежно различаться по используемым источникам информации, структуре межсоединений, характеру отображения данных и последовательности их вывода на общий экран. Собственно, проектная суть этого бизнеса во многом предопределяет сложность оценки объемов рынка в целом и места в нем каждого из участников, поскольку не все проекты афишируются, суммарная стоимость реализованного проекта, как правило, не раскрывается, а доля инсталлированного оборудования в этой стоимости зависит от многих условий. Очевидно, отчасти этим объясняется отсутствие регулярных исследований данного рынка.

Число реализованных в России проектов по установке видеостен

Известная исследовательская фирма Decision Tree Consulting провела такое исследование на мировом уровне лишь однажды - в 2003 г. Его результаты выявили отчетливо выраженную региональную привязку представленных на рынке вендоров. Только бельгийская Barco по итогам 2002 г. имела значимые доли рынка во всех выделенных в исследовании регионах (США, Китай, Европа, Азия - за исключением Китая), при этом в Европе ее доля была оценена в 41%. На американском рынке лидировала Clarity Visual Systems, в Китае - местная компания-производитель Vtron (безоговорочно), в азиатских странах - Toshiba Lighting & Technology. Если же иметь в виду общие объемы поставок, то в первый эшелон основных производителей оборудования для видеостен на тот период вошли также японская компания Mitsubishi Electric и французская Synelec (последняя, например, занимала второе после Bacro место по поставкам оборудования для диспетчерских центров).

Из-за отсутствия каких-либо объективных данных не представляется возможным охарактеризовать ситуацию на мировом рынке в настоящий момент. Присущий сегментам тяжелых решений консерватизм заказчиков позволяет предполагать, что кардинальных изменений в ней в целом не произошло, однако, безусловно, не исключены флуктуации в связи с активизацией того или иного подсегмента. В частности, в сфере общественного вещания наиболее сильные позиции, по результатам исследования DTC, имела французская фирма Lanetco, а в подсегменте публичных дисплеев - японская Hitachi (ее оборудование для видеостен в России не представлено), так что обороты этих компаний, видимо, в значительной степени зависят от состояния основных для них сфер деятельности. Неясно пока и то, какое влияние на рыночную ситуацию окажет сложившийся недавно альянс между Clarity Visual Systems и Synelec (см. PC Week/RE, N 20/2005, с. 5), способствовавший выходу последней из кризисного состояния. Судя по всему, самое трудное для Synelec и ее партнеров время осталось позади, о чем, в частности, свидетельствует и подписанный ею в начале сентября трехлетний контракт с принадлежащей правительству Франции энергетической корпорацией RTE (Reseau de Transport Electricite).

Нас, однако, более интересует ситуация на отдельно взятом участке мирового пространства - в России. Сегодня здесь так или иначе представлены практически все крупнейшие вендоры (см. таблицу), причем после 2003 г. их число стабилизировалось. Из них только Bacro и Mitsubishi Electric, которой за короткий срок удалось войти в тройку лидеров, имеют местные представительства - очевидно, в силу того, что их интересы не ограничиваются видеостенами. Что же касается других производителей, то продвижением их торговых марок занимаются в меру имеющихся у них возможностей местные партнеры-интеграторы. Роль последних в этом бизнесе исключительно велика, поскольку заказчики при выборе исполнителя проекта (впрочем, как и во многих других проектных ИТ-сферах) зачастую ориентируются не на технические особенности предлагаемой им продукции, а на предисторию взаимного сотрудничества либо подтвержденный опыт реализации аналогичных проектов. Ведь подрядчику предстоит не только установить и настроить оборудование, но и оказывать заказчику техническую поддержку на протяжении длительного срока - он может составлять до 10 лет и более. Именно это обстоятельство во многом определяет трудность выхода на рынок для новых игроков.

Кто представлен на российском рынке видеостен

Данные о компаниях-вендорах

Barco

Synelec

Mitsubishi Electric

ООО "АР Технологические Исследования"

Toshiba Lighting & Technology

EYEVIS

Lanetco

Clarity Visual Systems

Christie

Страна

Бельгия

Франция

Япония

Россия

Япония

Германия

Франция

США

США

Web-адрес

www.barco.com/ru

www.synelec.com

www.mitsubishi-cubes.ru

www.kaskadunion.ru/

predpr/ooo/avti/index.html

www.tlt-uk.co.uk

www.eyevis.de

www.

lanetco.com

www.clarityvisual.

ru

www.

christiedigital.com

Год начала работы на российском рынке

1997

1997

2002

2000

2002

1997

2003

2001

2003

Партнеры компании по видеостенам в России

Optima (www.

optima.ru); Polymedia (www.polymedia.ru); "Интегрис"

(www.integris.ru)

"ДеЛайт 2000"

(www.delight2000.com)

Avicon (www.avicon.com);

Polymedia (www.

polymedia.ru); Viking (www.viking.ru); ("ДеЛайт 2000" по кубам DDP60)

-

AMS (www.

videowalls.ru)

"Интеграл-микро" (www.

imicro.ru);

"СОЮЗТЕХНОПРОЕКТ" (www.stpro.ru)

Viking (www.

viking.ru)

"РТА-Инжиниринг" (www.rta.ru)

"РТА-Инжиниринг" (www.rta.ru)

Число проектов, реализованных в России

170

79

60

15

11

6

2

1

-

В каких отраслях реализованы проекты

Энергетика, транспорт, нефтегаз, телеком

Энергетика, транспорт, нефтегаз, телеком, органы госвласти, силовые структуры, промышленные предприятия, паблик-дисплеи

Энергетика, транспорт, нефтегаз, органы госвласти, силовые структуры, промышленные предприятия

Энергетика, органы госвласти

Энергетика, транспорт,силовые структуры, телевидение

Энергетика, нефтегаз, телеком

Образование, органы госвласти

Силовые

структуры

-

Источник: данные опроса компаний.

Интересно отметить, что в России есть и свой локальный производитель продуктов для построения видеостен - компания АРТИ ("АР Технологические Исследования"), обладающая запатентованной технологией крепления экранов с уменьшенным зазором. Для формирования изображения на видеостене компания предлагает видеопроцессоры и ПО собственной разработки. Как утверждают представители АРТИ, в кооперации с предприятиями ВПК она может производить до 300 видеокубов в месяц.

По результатам опроса компаний, действующих на российском рынке видеостен, крайне трудно определить его реальный объем, поскольку мнения значительно расходятся. Самая реалистичная оценка для 2004 г. по совокупности собранной нами информации - от 350 до 450 кубов. Вместе с тем данные опроса позволяют выделить несколько ключевых сфер, где подобные системы получили наибольшее распространение на сегодняшний день: это энергетика, транспорт, предприятия нефтегазовой отрасли и телекоммуникационные компании. Крупным заказчиком также являются государственные органы, в частности силовые структуры. Очевидно, перспективы дальнейшего расширения рынка видеостен будут связаны прежде всего с реформированием и развитием этих отраслей, причем основными движущими силами этого расширения, как и ранее, остаются модернизация старого оборудования с заменой мнемостендов на существенно более функциональные видеостены, а также создание новых ситуационных центров с целью улучшения управляемости крупных структур.