ПРОЕКТЫ

     MetaFrame помогает финансовому сектору построить централизованную систему терминального доступа

    

Информационные технологии имеют огромное значение для банков. От их надежности, защищенности и качества функционирования зависит вся работа финансовых организаций. Но инфраструктура банка обычно отличается сложностью, так как охватывает не только головной офис, но и множество местных отделений, мобильных сотрудников, партнеров и клиентов. Управлять ею непросто, а эксплуатационные расходы растут. Одним из способов решения данной проблемы является консолидация вычислительных ресурсов в виде централизованной системы. Для этой цели компания Citrix (www.citrix. com) предлагает комплект программ терминального доступа, позволяющий перенести все приложения пользователей с ПК на сервер и обращаться к ним в защищенном режиме с любых клиентских устройств (терминалов). Такая возможность привлекает заказчиков из финансового сектора.

Михаэль Вайнгольдт:

"Централизация позволила

нам сократить эксплуатационные

расходы и повысить инвестиции

в новые технологии"

Так, в прошлом году немецкая компания IZB Soft приобрела более 38 тыс. лицензий системы Citrix MetaFrame Presentation Server, чтобы упростить обслуживание восьмидесяти баварских сберегательных банков. "Мы - сервисная компания, предоставляющая ИТ-услуги сбербанкам, - рассказал Михаэль Вайнгольдт, исполнительный директор IZB Soft. - Обслуживаем 60 тыс. банковских сотрудников, 6 млн. клиентов банков и более 21 млн. счетов". По его словам, сложность работы в последнее время быстро росла, так как в каждом из 80 банков была своя система. Обслуживать такую инфраструктуру очень сложно: каждые четыре года нужно было менять парк ПК и серверов, обновлять ОС и приложения, выполнять резервное копирование и установку заплат. При этом защита от катастроф отсутствовала.

В 2002 г. был сделан выбор в пользу единой централизованной системы на базе ПО Citrix. "Но централизация - это не просто перенос аппаратного и программного обеспечения в одно место, - подчеркнул г-н Вайнгольдт. - Здесь необходимо учитывать стратегические, экономические и кадровые вопросы, поддерживать бизнес-процессы и обеспечивать минимальный уровень риска". Поэтому предварительно с помощью внешних консультантов была создана концепция проекта и проведен тщательный анализ совокупной стоимости владения новой инфраструктурой, показавший ее преимущества над старой.

Сейчас все 80 банков работают на компьютерах, расположенных в двух центрах обработки данных. "Там установлено 1700 блейд-серверов, каждый из которых обслуживает от 35 до 45 пользователей, - рассказал г-н Вайнгольдт. - Оба центра функционируют параллельно. Если произойдет катастрофа, мы потеряем половину вычислительной мощности, но сохраним все данные". Банки подключены к этим центрам через глобальные сети, по которым в зашифрованном виде передаются команды пользователей и информация для обновления экрана ПК. При этом операции всех банков разделены с помощью виртуальных частных сетей, поэтому каждый из них работает отдельно от остальных, хотя и пользуется общими ресурсами, такими, как кластеры файлов или печати.

Проект завершится только в будущем году, но отдача ощущается уже сейчас. "Централизация позволила нам сократить расходы на поддержку (сейчас этим заняты всего 35 сотрудников), на покупку компьютеров и лицензий на ПО - ведь серверов стало меньше, а ПК можно заменить на тонких клиентов. Распределять ПО стало гораздо легче, и сильно упростилась реорганизация вычислительных ресурсов при слияниях, которые происходят очень часто, - поделился опытом г-н Вайнгольдт. - У банков издержки тоже снизились, так как отпала потребность в ИТ-специалистах". И хотя весь проект обошелся в 165 млн. евро, по мнению г-на Вайнгольдта, он себя скоро окупит. Уже сейчас затраты на обслуживание банков снизились на 30 млн. евро по сравнению с 2002 г. "Если использовать стандартную технологию клиент - сервер, то расходы на ИТ будут расти постепенно, а в случае централизованной архитектуры на базе ПО Citrix они сначала сильно увеличиваются, но потом довольно быстро идут на спад", - объяснил он.

Отечественные банки также внедряют продукты Citrix, хотя и в менее грандиозных масштабах. Например, в Газпромбанке с их помощью удалось централизовать работу с данными и приложениями в сорока филиалах, расположенных в разных регионах России. "От будущей системы требовалось, чтобы она поддерживала работу с низкоскоростными линиями связи и со спутниковым каналом, обладающим большой задержкой, не предъявляла высокие требования к рабочим станциям, позволяла обслуживать пользователей в удаленном режиме без выезда на места, обеспечивала балансировку нагрузки и автоматическое обновление клиентских ПК и т. д., - рассказал сотрудник ИТ-отдела Игорь Кадощук. - Никакое решение, кроме системы терминального доступа, не удовлетворяло этих требований".

Сейчас Газпромбанк использует два сервера с системой Citrix MetaFrame Presentation Server, которые поддерживают работу 300 пользователей. "Нам было важно быстро внедрить решение в филиалах, и это удалось, - сказал г-н Кадощук. - Для каждого офиса один месяц потребовался на установку и настройку ПО, второй - на тестовую эксплуатацию, и третий - на ввод в рыночную эксплуатацию с подключением всех местных отделений". Он не сообщил стоимость проекта, но считает, что решение себя уже окупило.

Банк России воспользовался продуктами Citrix для реорганизации работы центрального аппарата с офисными приложениями. Юрий Тимофеев, сотрудник технологического центра "Тушино" ЦБ, рассказал, что исторически сложившаяся архитектура включала более 5 тыс. ПК и серверов, расположенных в различных отделениях по всей Москве. Ее основными недостатками являлась разнородность парка ПК и, как следствие, множество версий системного ПО; высокие затраты на индивидуальное обслуживание ПК; низкий коэффициент полезного использования вычислительных ресурсов ПК и файловых серверов; невозможность централизованного управления серверами и безопасностью информации; избыточность в инженерных системах; отсутствие защиты от катастроф.

***

 

Внедрение Citrix MetaFrame Presentation Server сэкономило IZB Soft 30 млн. евро.

 

***

По словам г-на Тимофеева, лишь консолидация была способна устранить эти недостатки. Поэтому был принят поэтапный план перехода на централизованную систему терминального доступа на базе ПО Citrix. Уже прошли испытания на 70 рабочих местах пользователей, а сейчас идет опытно-промышленная эксплуатация системы при одновременной работе тысячи пользователей. На следующий год запланирован перевод в терминальный режим 2500-3000 сотрудников Банка России. Таким образом, вся вычислительная мощность будет сосредоточена в трех центрах обработки данных, а у пользователей останутся лишь ПК, работающие как терминалы.

Предполагается, что в результате удастся получить экономический эффект за счет снижения затрат на эксплуатацию инфраструктуры и закупку новых ПК, повысить уровень защищенности информации, улучшить качество обслуживания пользователей, обеспечить отказоустойчивость и создать масштабируемую архитектуру для решения будущих задач.

По мнению аналитиков из компании Gartner Group, основная разница между централизованной и децентрализованной архитектурами заключается в том, что первая требует значительных капитальных затрат для реализации проекта, а вторая подразумевает постоянный рост косвенных издержек, направленных на администрирование парка ПК. Кроме того, во втором случае возрастают риски, связанные с невозможность полностью защитить каждый отдельный ПК, а в первом случае все приложения исполняются на сервере, и поэтому администрирование выполняется централизованно, с более высоким уровнем безопасности и низкими затратами. Аналитики рекомендуют предприятиям обратить внимание на централизованную архитектуру.