ИНИЦИАТИВЫ

Как известно (см. заметку "Аккуратным плательщикам - дополнительную поддержку", http://pcweek.ru/?ID=496381), в августе компания OCS выступила с идеей создания Клуба кредиторов, позволяющего дистрибьюторам и другим игрокам ИТ-рынка организовать взаимный обмен информацией о финансовой репутации партнеров. К настоящему времени идея нашла поддержку у дистрибьюторских компаний LANIT, Marvel, OLDI, Rosco, RRC, RSI и Verysell Distribution. Таким образом, сейчас Клуб кредиторов представляет собой своего рода "Большую восьмерку", члены которой, надо полагать, чувствуют себя более защищенно, чем другие дистрибьюторы. Собственного Web-сервера клуб не имеет, но на сайтах большинства его членов можно найти информацию о том, чем он может быть полезен соискателям кредитов. Председателя "Большой восьмерки" решено не избирать, но в каждой из перечисленных выше компаний имеется куратор (одно из первых лиц фирмы), отвечающий за деятельность клуба и те характеристики, которые из данной компании исходят. Мы обратились к кураторам с несколькими вопросами. Вот что нам сообщили те из них, кто счел возможным откликнуться.

Почему клуб образовался именно сейчас? Уровень невозврата кредитов возрастает и достиг некоторой критической величины? Или критической величины достиг уровень спроса на кредиты?

Роксана Янборисова, директор по маркетингу компании OCS: Уровень невозврата кредитов ничтожно мал. Уровень спроса на них хотя и растет, но ни о какой "критичности" речи нет. Причины не в этом. Просто настало время: рынок достиг определенной степени зрелости. Идея клуба, можно сказать, витала в воздухе. И Клуб кредиторов - не единственная "площадка" для взаимодействия дистрибьюторов. С каждым годом это взаимодействие усиливается. Конкуренция не мешает кооперации. И это правильно и нормально.

Юрий Ходос, генеральный управляющий Verysell Distribution: Невозвраты есть, однако их процент очень низок. Но они и раньше были, а вот задержки относительно согласованного времени выплаты кредитов увеличились. Кроме объективных причин, связанных с развитием бизнеса и множеством внешних факторов, приводящих к неплатежам со стороны заказчиков, есть еще одна - недостаточная готовность некоторых дилеров к серьезной работе с кредитными средствами вследствие слабой системы сбалансированного учета и планирования финансовых ресурсов. Причем размер оборота, который декларируется дилерами, часто еще не является показателем степени правильности учета и контроля движения денежных средств. Кроме того, иногда дилеры недостаточно четко организуют свою работу по обеспечению надежных гарантийных обязательств со стороны заказчиков, перенося, таким образом, все кредитные риски на дистрибьюторов. А "проколовшись" с одним дистрибьютором, начинают "ту же работу" с другим. На мой взгляд, Клуб кредиторов - лучший способ избавиться от такой негативной практики.

Деятельность Клуба кредиторов направлена в первую очередь на поощрение и поддержку финансово добросовестных партнеров и лишь во вторую - на выявление недобросовестных.

Разве деятельности АП КИТ по выявлению злостных неплательщиков недостаточно?

Роксана Янборисова: Инициатива АП КИТ имеет своей целью вывести на чистую воду злостных неплательщиков. Ее функцию можно назвать условно-карательной. Кстати, ряд бюрократических сложностей, с которыми сталкивается компания-заявитель, способен свести эту идею на нет. Но даже не это главное. Деятельность Клуба кредиторов направлена в первую очередь на поощрение и поддержку финансово добросовестных партнеров и лишь во вторую - на выявление недобросовестных.

Алексей Панков, генеральный директор компании "RRC Россия": Отличие Клуба кредиторов от деятельности других схожих по функциям организаций заключается в том, что наше образование представляет собой альянс именно компаний-дистрибьюторов. Поэтому группа RRC видит в данной инициативе большие перспективы для формирования цивилизованного ИТ-рынка. Перед клубом стоят совершенно определенные задачи по аккумулированию информации о предоставлении и погашении товарных кредитов, что будет способствовать снижению рисков в нашем бизнесе.

Из регламентов по взаимодействию между членами Клуба кредиторов

Партнер, планирующий получить или расширить кредит у компании - члена Клуба, проводит с ней предварительные переговоры, и в случае, если ему требуется кредитная рекомендация, посылает члену(ам) Клуба запрос по определенной форме. Ответ на запрос предоставляется в течение одних суток (без учета выходных дней).

Член Клуба, предоставляющий кредитную рекомендацию, имеет право отправить ее только члену Клуба, для которого данная рекомендация предназначена, равно как и проинформировать запрашивающего партнера о ее содержании.

Кредитная рекомендация может содержать до четырех видов численных показателей:

- срок работы с партнером на условиях кредитования;

- открытый кредитный лимит;

- средневзвешенная просрочка оплаты кредита за шесть месяцев;

- максимальная просрочка одного платежа за шесть месяцев.

При этом просрочкой не считается задержка платежа партнером, если она была своевременно согласована с поставщиком, поставщик принял решение о продлении срока кредитования и партнер выполнил обновленные условия платежа.

Члены Клуба обязаны информировать друг друга о нарушении партнерами сроков оплаты при просрочке в 30 дней (за исключением описанного выше случая реструктуризации задолженности).

Члены Клуба осознают, что несут моральную ответственность перед ИТ-сообществом за добросовестное отношение к обмену информацией и кредитным рекомендациям. Члены Клуба признают, что ошибки из-за небрежности персонала, ответственного за процедуры, недопустимы и могут привести как к удару по имиджу самого члена Клуба, так и к дискредитации всей идеи в глазах ИТ-рынка.

Неужели подмена деятельности финансово-кредитных институтов - магистральный путь развития отечественной дистрибуции?

Роксана Янборисова: Ни о какой подмене речь не идет. На это можно смотреть с двух сторон. С одной - мы говорим о товарном кредитовании, существующем во всем мире. Например, во всем мире производители предоставляют кредитные референции своим партнерам. И никто не считает, что они "подменяют" финансовые институты. С другой стороны, в России финансово-кредитные институты преимущественно работают с фирмами, чей оборот измеряется сотнями миллионов долларов. Поэтому средние или небольшие компании просто не имеют возможности заработать себе кредитную историю. так что рекомендации членов Клуба становятся важным элементом поддержки развития бизнеса.

Почему у Клуба нет председателя и отсутствует сайт?

Роксана Янборисова: Клуб является неформальным сообществом и носит исключительно практическую направленность. Поэтому пока мы не видим необходимости обзаводиться различными "представительскими" деталями. Все участники Клуба входят в него на паритетных началах. В настоящее время у нас разработаны регламенты по взаимодействию между членами Клуба, устраивающие всех участников проекта. Возможно, со временем возникнет необходимость в председателе, вот тогда и будем этот вопрос решать. В сайте же нет потребности потому, что Клуб в его сегодняшней концепции не есть формальная организация, ведущая активную общественную жизнь. Никакой информации о неплательщиках нигде публиковаться не будет, так что специальный интернет-ресурс Клубу не нужен.

Алексей Панков: Участники альянса обозначают свою принадлежность к Клубу на собственных корпоративных сайтах, поэтому нет особого смысла делать какой-то отдельный ресурс. Что же касается председателя, то для продуктивной работы Клуба вполне достаточно согласованной работы всех кураторов проекта, без выделения председательствующей должности. Согласованность будет обеспечиваться не административными надстройками в виде председателя, а прежде всего заинтересованностью членов Клуба в результатах его деятельности.