ПЕТР ЧАЧИН: КОЛОНКА РЕДАКТОРА

    

    

На фоне блестящих успехов сотовой связи в России (см. PC Week/RE, N 37/2005, с. 29) темпы развития профессиональной мобильной радиосвязи (ПМР) выглядят несколько скромнее. Особенно это заметно на примере внедрения перспективного стандарта TETRA (Tеrrestrial Trunked Rаdio - наземная транкинговая радиосвязь).

Международная ассоциация TETRA MoU, фиксирующая заключение контрактов в сфере TETRA-систем, отмечает, что в Восточной Европе 52% сделок приходится на Российскую Федерацию. Такой результат ставит нашу страну по этому показателю на ведущее место в регионе.

Правда, с широкомасштабным внедрением и практическим использованием этих систем дело у нас как-то не заладилось, а многие страны, у которых всего-то заключено два или три контракта и которые в этой статистике выглядят совсем не блестяще, уже сумели на их основе создать действующие системы национального масштаба.

В РФ ситуация иная - здесь преобладают небольшие контракты начального уровня, рассчитанные, как правило, на организацию опытных зон у различных компаний или ведомств. По данным российского TETRA-форума, в нашей стране зарегистрировано более 40 контрактов на поставку TETRA-систем.

Но количество здесь никак не переходит в качество. Замечательные намерения многих компаний, о которых писалось год, два или три назад, так и остались на бумаге, и дальше создания многочисленных опытных зон дело не пошло. Та же участь постигла и проект национального масштаба.

Дело в том, что на протяжении последних лет ведущее место в стране занимает системный проект федеральной сети подвижной радиосвязи стандарта TETRA под названием ТЕТРАРУС, осуществляемый под эгидой Мининформсвязи РФ. Он разрабатывается "Гипросвязью" совместно с НИИ радио и Центральным НИИ связи (см. PC Week/RE, N 40/2003, с. 27). Делается это с целью координации действий различных министерств, ведомств, ведущих промышленных, энергетических и транспортных компаний по внедрению цифровой транкинговой связи данного стандарта.

И хотя межведомственная рабочая группа по осуществлению ТЕТРАРУС действует уже не первый год, серьезных успехов в реализации проекта пока не видно. И результаты прошедшего года, судя по материалам проведенного в октябре в Москве Российского TETRA-конгресса, особого оптимизма не внушают.

В ходе выступлений на данном форуме неоднократно отмечалось, что нормативная система ПМР изменяется слишком медленно и новые документы в области TETRA практически не появляются.

"ТЕТРАРУС как свод правил пока отсутствует, - сказал Михаил Рыбаченков, президент Российского ТЕТРА-форума. - Но главное, пожалуй, в том, что до сих пор нет концепции развития транкинговой сети страны и системный проект ТЕТРАРУС пока не принят".

Основные проблемы ТЕТРАРУС - отсутствие понятных рынку правил регулирования и нормативной документации в области ТETRA. К тому же слишком велики задержки в рассмотрении документов в ГКРЧ на использование радиочастот для TETRA-систем.

Существующие же документы в части определения требований систем TETRA как фрагментов федеральной сети транкинговой радиосвязи, по мнению г-на Рыбаченкова, пока даже при большом желании не могут быть выполнены до того, как формально будет утвержден весь свод правил ТЕТРАРУС.

Сеть ТЕТРАРУС должна быть создана на базе взаимодействия государственных и частных сегментов и функционировать на основе работы операторов четырех видов - федеральных, ведомственно-корпоративных, коммерческих и виртуальных. Но пока не складывается ни первая часть этого процесса, ни вторая. Однако официальные лица, как всегда, не теряют оптимизма.

"ТЕTRA-система в казанском метрополитене успешно работает уже около трех месяцев, идет проектирование такой же системы для московского метро и решаются вопросы внедрения этой техники на всех остальных метрополитенах", - отметил Валерий Дегтярев, координатор проекта ТЕТРАРУС.

Пилотных зон TETRA в стране понастроено достаточно много. Сейчас запущен проект по крупным аэропортам, а их в стране больше 150, подчеркивает г-н Дегтярев. А вот проект РЖД - типичный долгострой: опытная зона была опробована уже три года назад.

Конечно, в некоторых отраслях еще не преодолено наследие советских времен, когда связь финансировалась по остаточному принципу и на ее развитие выделялось порядка 1% всех капиталовложений. Все остальное уходило на основной технологический процесс - перекачку, перевозку и т. д. Возможно, поэтому и застопорилось внедрение TETRA-системы в "Cвязьтранснефти", ведь проблема частот у компании давно решена, а проект стоит.

По данным Валерия Дегтярева, в среднем в стране вводится в эксплуатацию 30-50 базовых станций (БС) стандарта TETRA в год. Конечно, это ничтожно мало, поскольку для успешной реализации проекта TЕТРАРУС нужно обеспечить внедрение нескольких тысяч БС в год.

До этого пока далеко, но процесс идет, хотя и очень медленно. До конца декабря, по словам Дегтярева, планируется обеспечить 100%-ное TETRA-покрытие в Калининградской области для госструктур с возможностью интеграции всех служб. Есть желание реализации подобной системы в Южном федеральном округе.

Что касается TETRA-системы национального масштаба, то надо отдавать себе отчет в том, что это проект очень дорогостоящий, требующий инвестиций в миллиарды долларов. Поэтому здесь необходимо прямое участие государства в финансировании основных работ.

Пример реализации близкой по масштабам сети - компания "ТрансТелеКом". Но там "поднатужилось" железнодорожное ведомство, вложив около миллиарда долларов госбюджетных средств в строительство технологической волоконно-оптической сети связи вдоль рельсовых магистралей страны.

Теперь предстоит проявить себя Мининформсвязи РФ, которому пора в полной мере осознать свою ответственность за реализацию межведомственных инфраструктурных решений и от роли скверного регулятора и учетчика чужих достижений перейти к обеспечению поддержки широкомасштабного телекоммуникационного проекта как на государственном уровне, так и за счет привлечения ресурсов крупных компаний и заинтересованных ведомств, включая силовые структуры.

Мне кажется, что сейчас при правильном "дирижировании" может сложиться более благоприятная ситуация с капиталовложениями в ТЕТРАРУС, поскольку силовые структуры, по сообщениям печати, "выторговали" себе приличный кусок для финансирования строительства выделенной специализированной телекоммуникационной сети после перехода "Связьинвеста" в частные руки. Речь идет о сумме в 480 млн. долл.

Как показывает опыт создания зарубежных TETRA-систем, например VIRVE в Финляндии (cм. PC Week/RE, N 16-17/2003, с. 24), силовые структуры как раз и являются крупнейшими потребителями услуг таких универсальных сетей. Более того, пограничная служба страны Суоми с помощью VIRVE решает и телекоммуникационные проблемы пограничников соседней Эстонии.

Пока трудно понять, как будет выглядеть отечественная спецсеть. Но если наши силовики не будут заново изобретать велосипед и не станут разрабатывать и "городить" совершенно отдельную, абсолютно оригинальную структуру, а согласятся вложить весомую долю этих ресурсов в действующий проект ТЕТРАРУС, это будет существенным шагом вперед и для них, и для других ведомств и корпоративных структур.

Конечно, военным придется израсходовать часть этих средств, как делают их западные коллеги, на создание специализированных терминалов, устройств засекречивания информации и систем управления соответствующими сегментами сети.

Подобный вариант позволит им создать свою инфраструктуру не к 2012 г., как планируют сейчас, а значительно раньше и за гораздо меньшие деньги, потому что сделано это будет на основе открытых стандартов и в условиях конкуренции поставщиков. Такой подход может стать решающим фактором и для развития федеральной TETRA-сети и поможет другим ведомствам и компаниям эффективно решить свои технологические проблемы.