ОБЗОРЫ

Компьютерная техника совершенствуется чрезвычайно быстро. Особенно это касается таких модных ныне устройств, как мультимедиа-проекторы. Давайте попробуем выяснить, в каком направлении развивалась проекторная индустрия в последние годы и чего можно ожидать от нее в ближайшем будущем.

Базовые характеристики проекторов, если судить по паспортным данным, постепенно улучшаются. В первую очередь яркость. Так, если два года назад проекторы начального ценового уровня имели световой поток 1200 ANSI-лм, то сегодня он доходит до 2000 ANSI-лм. Цены тем временем значительно снизились. Так, компания BenQ, один из лидеров в движении за удешевление проекторов, недавно выпустила SVGA-модель BenQ MP610 со световым потоком 2000 ANSI-лм стоимостью всего около $1000.

В проектор BenQ CP120 встроен адаптер

беспроводной связи по протоколу IEEE 802.11a/b/g

Заявленная контрастность сегодня растет только у проекторов, предназначаемых для домашнего кинотеатра. У остальных устройств она застыла на уровне 2000:1 для DLP-моделей и от 300:1 до 600:1 для LCD-устройств.

Если два-три года назад большинство проекторов обладало объективом с 1,2-кратным трансфокатором (зумом), то сейчас довольно часто встречаются устройства с более "маневренным" 1,5- и даже 2-кратным трансфокатором, благодаря которому устройство проще устанавливать в помещении. Однако, как показало тестирование в лаборатории "СК Пресс", большой зум иногда носит условный характер: при максимальном оптическом увеличении на некоторых моделях не удается сфокусировать картинку сразу по всему полю экрана - либо середина, либо края остаются нечеткими.

В последний год к нам на тестирование попадают недорогие проекторы с объективом упрощенной конструкции, в котором при трансфокации сильно нарушается фокусировка. В таком аппарате нельзя даже немного увеличить или уменьшить картинку, не прибегая к повторной настройке четкости.

Масса перестала быть важным критерием, достойным особого внимания потребителей. Практически каждый крупный производитель проекторов сегодня имеет микропортативную модель не тяжелее 1,6 кг. Дальнейшее снижение массы в традиционных устройствах для мобильных презентаций невозможно, да это и нецелесообразно: кабели своим весом начинают буквально стягивать устройства со стола. Неудивительно, что проекторы новой весовой категории (около 0,5 кг) на основе светодиодных источников света - их еще иногда называют карманными - создаются совсем для других целей. Эти устройства в первую очередь предназначаются для тех владельцев сотовых телефонов и карманных компьютеров, которые хотят демонстрировать фотографии и играть в игры на большом экране.

Масса перестала быть важным критерием, достойным особого внимания потребителей. Практически каждый крупный производитель проекторов сегодня имеет микропортативную модель не тяжелее 1,6 кг. Дальнейшее снижение массы в традиционных устройствах невозможно.

Характеристики сходных по цене LCD- и DLP-проекторов для бизнес-презентаций сближаются: обе технологии достигли зрелости. При выборе устройства докладчику следует учитывать, что DLP-проекторы малопригодны для съемки доклада на видео и трансляции по телевидению (экран будет мерцать), а LCD-модели при прочих равных могут оказаться чуть тяжелее. Несмотря на обещанную компанией Canon революцию, которую должен был совершить в индустрии ее LCOS-проектор Canon XEED SX50, технология LCOS (ЖК на кремнии) пока не получила широкого распространения.

Срок службы ламп в проекторах медленно, но верно увеличивается. Сегодня типичные значения этого параметра равны 2000 ч при полной мощности и 3000 ч для экономичного режима. Фирма Mitsubishi Electric недавно представила модели проекторов с лампами, обладающими сроком службы до 5000 ч.

Ряд компаний в последние годы сумели существенно сократить время, необходимое для охлаждения лампы после выключения проектора. Так, BenQ в моделях нынешнего сезона снизила его на 70%, а Panasonic одной из первых внедрила систему, допускающую отсоединение проекторов (в частности, моделей PT-LB10/20/30) от электросети в любой момент. Встроенные конденсаторы продолжают питать вентиляторы обесточенного устройства, и те успевают охладить ламповый блок. Фирма Epson пошла еще дальше - некоторые ее модели (в частности, EMP-765) вообще не требуют охлаждения лампы после отключения.

Sanyo PLC-XU73 -- хорошо сбалансированный по характеристикам

ультрапортативный проектор для презентаций

Максимальное разрешение компьютерного сигнала, который способен отображать проектор, постепенно подтягивается вслед за увеличением размера ЖК-матриц в ноутбуках. Тем не менее некоторые недорогие модели проекторов все еще не способны выводить сигнал 1400x1050 точек.

Проекторы для делового применения оснащаются матрицами с соотношением сторон 4:3 (разрешение 1024x768 или 800x600 пикселов), а проекторы для домашнего кинотеатра - широкоформатными матрицами 16:9 или 16:10 (854x480, 940x560, 1024x576 или 1280x720). Однако в последние месяцы производители ноутбуков и мониторов стали ратовать за использование широких экранов не только для развлечения, но и для работы. Если им удастся сдвинуть рынок в этом направлении, широкоформатные проекторы для деловых презентаций не заставят себя долго ждать. Можно предположить, что число моделей, предлагаемых одновременно для домашнего и офисного использования, после этого увеличится.

Весьма благоприятная для пользователей тенденция - снижение шумности проекторов. Производители совершенствуют свои устройства различными способами, начиная от установки малошумных вентиляторов и заканчивая применением воздуховодов специальной конфигурации, снижающих уровень шума за счет некоторого увеличения габаритов устройства. Практически все проекторы сегодня имеют адаптивную систему охлаждения, регулирующую обороты вентиляторов в зависимости от температуры лампового блока и электронных элементов. В результате уровень акустического шума типичного проектора для мобильных презентаций в последние годы снизился, хотя в численном виде это снижение выразить сложно.

Луч из полупроводника

Дальнейшая миниатюризация проекторов требует применения новых источников света, среди которых наибольший интерес вызывают у специалистов светодиоды. Эти миниатюрные устройства заменяют не только громоздкие и хрупкие газоразрядные лампы, но и цветоразделительные компоненты оптического тракта - вращающиеся фильтры DLP-моделей и дихроичные зеркала LCD-проекторов. Зачем делить на составляющие белый свет, если можно сразу использовать красный, синий и зеленый светодиоды?

Еще одно преимущество светодиодов перед традиционными лампами - более широкая гамма цветов, приближающаяся к гамме люминофора ЭЛТ-трубки. Отметим также продолжительный срок службы этих приборов, измеряемый десятками тысяч часов, и небольшое энергопотребление, благодаря которому проекторы могут несколько часов работать от аккумуляторных батарей. Главный недостаток светодиодов - малая мощность светового потока, из-за чего прототипы светодиодных проекторов пока не способны преодолеть отметку 100 ANSI-лм.

Светодиодные проекторы разрабатывают параллельно несколько компаний. Среди них - BenQ, Epson, InFocus, Mitsubishi, Samsung, Toshiba.

Есть прогресс и в повышении устойчивости к пыли, дыму и другим загрязнениям воздуха. Ряд производителей сообщают об использовании герметичного отсека, в котором располагается оптический тракт устройства. В проекторах компаний Hitachi, NEC и Sony помимо счетчика времени работы лампы есть счетчик времени работы воздушного фильтра, напоминающий о необходимости его прочистки или замены.

В моделях высокого класса, оснащенных моторизованным объективом (например, Casio XJ-560, EIKI EIP-3500, Epson EMP-830), фирмы применяют системы автоматической фокусировки, подобные тем, что используются в современных фотоаппаратах. Функция автоматической коррекции трапециевидных искажений по вертикали с использованием встроенного датчика наклона - давно не новость: ряд фирм используют ее уже несколько лет. Гораздо реже встречается автоматическая коррекция по двум координатам, требующая более сложного датчика, определяющего расстояние до разных краев экрана. Пример модели с такой функцией - Casio XJ-460.

Говоря о паспортных характеристиках проекторов, важно понимать, что они редко достигаются одновременно. Так, максимальная контрастность, как правило, получается в режиме, который ухудшает различимость оттенков в тенях и светах, а низкий уровень шума и максимальный срок службы лампы - только после перехода в энергосберегающий режим и соответствующего снижения светового потока.

В последние годы производители проекторов покусились на часть бизнеса изготовителей экранов. Предлагая пользователям отображать картинку на цветные стены (однородной окраски), компании внедряют алгоритмы соответствующей коррекции цветопередачи. В одних проекторах для настройки нужно вручную выбрать цвет стены в списке, в других есть автоматическая настройка с помощью встроенного фотодатчика.

Следующая заметная тенденция - внедрение гнезд для карточек памяти и USB-дисков, позволяющих устраивать презентации без компьютера. Как правило, к проектору с такой функцией прилагается утилита для быстрого преобразования файла формата PowerPoint в серию JPEG-картинок с кадрами презентации. Для их отображения в меню проектора имеется специальная программа, которая иногда даже может проигрывать видеозаписи. Отметим, что одной из первых подобную функцию предложила компания ASK Proxima в модели C170. Увы, среди проекторов, протестированных в лаборатории "СК Пресс", пока не нашлось ни одного, у которого встроенная программа просмотра была бы быстрой. Процесс считывания очередного кадра из памяти длится в зависимости от размера файла 2-5 с, поэтому быстро пролистывать слайды не получается. Тем не менее, встроенная программа позволяет, не торопясь, сделать хороший доклад без ноутбука.

Усредненные характеристики проекторов по результатам измерений

Системы обработки видеосигнала внутри проекторов (видеопроцессоры и деинтерлейсеры), как показывают результаты тестирования, за последние пару лет стали намного более интеллектуальными и качественными. Во многих случаях погрешности MPEG-записи на диске DVD Video и особенности DVD-плейера дают более заметные искажения, чем схемы проектора, особенно это касается плавности движения и четкости движущихся объектов. Практически все производители сегодня заявляют о совместимости своих изделий с форматом HDTV, хотя на бизнес-презентациях он, вероятно, будет востребован не скоро.

Еще одна примечательная тенденция - внедрение беспроводных интерфейсов.

Домашние старты

Читатели PC Week/RE, внимательно следящие за развитием проекционной техники, знают, что для увеличения коэффициента контрастности производители проекторов для домашнего кинотеатра в последние годы начали внедрять адаптивную диафрагму, оперативно регулирующую уровень светового потока после лампы. На светлых сценах он повышается, на темных - снижается, делая черный цвет более насыщенным. Пионерами в применении адаптивной диафрагмы стали компании Panasonic и Sony, после чего в гонку включились Hitachi, Optoma и другие производители.

И каковы же результаты? Сегодня фирмы совершенствуют алгоритмы управления диафрагмой и одна за одной бьют рекорды по показателю контрастности. Буквально каждый месяц публикуется информация о взятии новых рубежей: 7000:1, 10 000:1, 15 000:1...

Стремление компаний всячески увеличивать контрастность зиждется на широко распространенном среди специалистов убеждении, что чем она выше, тем больше градаций яркости сможет воспринять человеческий глаз. Это убеждение совершенно справедливо, но с одной небольшой оговоркой: если речь идет о контрастности, измеренной по методикам ANSI.

Методики ANSI предполагают вывод на экран черно-белого шахматного поля. Поделив значение освещенности белых клеток на освещенность черных, вы получите контрастность по ANSI. А фирмы наращивают контрастность "full on/full off", т. е. соотношение освещенностей попеременно выводимых на экран белого и черного полей. Любопытно, что сенсорами глаза такое соотношение не воспринимается, поскольку человеческий зрачок тоже действует как адаптивная диафрагма, но наоборот - сужается при взгляде на яркий экран и расширяется в темноте. Наши глаза снижают перепады освещенности.

В результате подмены показателей контрастности производители проекторов для домашнего кинотеатра сегодня гонятся за параметром, оторванным от реальности. Как бы вы отреагировали, если бы производители автомобилей начали указывать максимальную скорость, которую их машины могут развить при отсутствии сопротивления воздуха?

Это не просто дань моде. В случае, когда проектор нужно инсталлировать в помещении, которое уже отремонтировано или находится под защитой закона как памятник культуры, прокладка сигнальных кабелей внутри стен может оказаться невозможной. Тогда единственный вариант - применение Wi-Fi. В последний год фирмы наращивают скорость беспроводного соединения, переходя от стандарта IEEE 802.11a/b к IEEE 802.11a/b/g. У некоторых производителей по беспроводному интерфейсу передаются не только неподвижные изображения, но и видео со звуком, а также организуется многопользовательская работа. Пример - проектор Panasonic PT-LB30NTE.

Специалисты по системотехнике знают, что важно не просто улучшать те или иные отдельные характеристики устройства, а обеспечить сбалансированное его развитие по основным параметрам. Примеры однобокого движения в одном направлении, заходящего слишком далеко, хорошо известны. Помните гонку скоростных накопителей CD-ROM, в которых по достижении кратности 52-54x стали разлетаться диски? А перегрев процессоров на подступах к частоте 4 ГГц? С проекторами, надо сказать, по мере эволюции происходит нечто иное. Взгляните на результаты измерения характеристик проекторов, выполненного при подготовке обзоров для журнала PC Magazine/RE. Поясним смысл некоторых столбцов таблицы. Заводские настройки проекторов, как правило, рассчитаны на показ презентаций - ярких и четких диаграмм, графиков, текстов. Настройки при отрегулированном сером клине гарантируют различимость яркостных градаций в тенях и светах, что требуется для наилучшего отображения фотографий и видео. Контрастность по белому/черному полю определяется как соотношение освещенностей попеременно выводимых на экран белого и черного полей. Контрастность по ANSI дает соотношение освещенностей одновременно выводимых белых и черных квадратов при отрегулированном сером клине. Отметим также, что поскольку количество протестированных проекторов было невелико, третья снизу строка таблицы дает статистически менее достоверные результаты, чем другие строки. Тем не менее общая картина прорисовывается вполне ясно.

Как сказал юморист, "в реальности все не так, как на самом деле". В период с 2003-го по 2004 г. характеристики проекторов, предлагаемых на отечественном рынке, существенно просели. Покупая проектор с заявленным световым потоком 2000 ANSI-лм осенью 2003 г., можно было быть уверенным, что измеренный световой поток окажется в диапазоне 1400-1600 ANSI-лм. В конце 2004-го и начале 2005-го в аналогичном случае можно было рассчитывать лишь на 1000-1300 ANSI-лм. Измеренная контрастность за этот период снизилась на 30-50% (особенно резко у недорогих моделей для образования), а цена устройств в расчете на единицу светового потока, наоборот, возросла. Деградация реальных характеристик, думается, объясняется стремлением производителей сэкономить на оптике и лампах. Дело в том, что именно на 2003-2004 гг. пришлось резкое снижение цен на мультимедиа-проекторы. По сути цена стала главным показателем качества проектора.

В нынешнем году, надеемся, отмеченная неприятная тенденция будет переломлена. У недорогих моделей, предлагаемых для сферы образования, измеренная контрастность уже увеличивается, и, что важно, снижается их стоимость в расчете на ANSI-люмен измеренного потока. Будет ли этот успех закреплен в проекторах других категорий, покажут очередные тестовые испытания.