РЕФОРМА ОТРАСЛИ

В январе начали действовать новые “Правила оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи”, которые де-факто должны привести к демонополизации дальней связи в стране. Еще в декабре многим аналитикам казалось, что лишь к концу нынешнего года у “Ростелекома” появятся два-три весьма условных конкурента. Но на самом деле процесс пошел значительно быстрее, и уже в I квартале “Голден Телеком”, “Межрегиональный Транзит Телеком” (МТТ) и “ТрансТелеКом” (ТТК) намерены вступить в конкурентную борьбу с национальным оператором магистральной связи.

Первым на линейку готовности вышел МТТ (www.mtt.ru). Он объявила о том, что в соответствии со своей лицензией с 1 марта начинает оказывать услуги междугородной и международной связи по всей территории Российской Федерации. Компания получила коды для выхода абонентов на ее сеть междугородной связи (для этого после восьмерки надо набрать 53), а также международной связи (8-58).

Затем “Голден Телеком” (www.goldentelecom.ru) сообщил о завершении строительства собственной федеральной транзитной сети (ФТС). В соответствии с новым законодательством и лицензией на дальнюю связь ее ФТС состоит из четырех транзитных узлов международной связи (ТУ МН), два из которых находятся в европейской части России, а два - в азиатской; из семи транзитных узлов междугородной связи (ТУ МГ), установленных в каждом федеральном округе РФ; из 88 точек присоединения или узлов доступа к ФТС, расположенных в каждом субъекте РФ.

Уже получены разрешения на эксплуатацию большинства этих ТУ МН и ТУ МГ. Завершено строительство всех 88 точек присоединения, получено положительное экспертное заключение: все точки готовы к сдаче. В настоящее время завершается их сдача региональным органам Россвязьнадзора и ожидается получение кодов выбора сети компании в качестве оператора междугородной и международной связи.

“Нужно отметить, что рынок дальней связи будет меняться в основном качественно, а не количественно, так как конкуренция будет развиваться на базе перераспределения существующих абонентов “Ростелекома” между другими операторами”, - считает аналитик из IDC Наталия Короткова.

Действительно, до запуска собственной ФТС услугами международной и междугородной связи “Голден Телекома” могли пользоваться только клиенты и присоединенные операторы, напрямую подключенные к местным цифровым телефонным сетям этой компании. Теперь же она получает доступ к 40 млн. новых российских абонентов, из которых, по данным аналитического агентства “ИКС-Консалтинг”, примерно 8 млн. - это бизнес-клиенты, а остальные 32 млн. - непосредственно физические лица.

“Наша стратегия по выходу на рынок дальней связи направлена прежде всего на увеличение собственной доли рынка за счет роста числа абонентов и географического покрытия, - отметил Жан-Пьер Вандромм, главный управляющий “Голден Телекома”. - Продолжая оказывать услуги международной и междугородной связи своим корпоративным клиентам, мы в то же время делаем ставку на еще мало знакомый нам целевой сегмент конечных потребителей, а также на крайне перспективную целевую группу предприятий малого и среднего бизнеса”.

Международные и финансовые аспекты демонополизации дальней связи

Борьба за перераспределение клиентов “Ростелекома” коснется не только внутренних потребителей услуг дальней связи, но также охватит и внешние рынки. Именно здесь готова начать борьбу фирма “ТрансТелеКом” (www.transtk.ru), которая получила новые лицензии Мининформсвязи РФ на услуги по предоставлению каналов связи. Они позволят расширить поле деятельности компании по транзиту международного трафика.

В прошлом году ТТК провела модернизацию магистральной сети и на основных направлениях увеличила ее пропускную способность в 20 раз. Это существенно расширило возможности использования наземного телекоммуникационного резервированного маршрута, соединяющего Лондон, Стокгольм, Москву, Пекин и Гонконг.

Со снятием некоторых ограничений по транзиту международного трафика, которые существовали в прежних лицензионных условиях, перед корпоративной сетью связи железных дорог открылись новые перспективы для сотрудничества с крупнейшими телекоммуникационными компаниями, работающими на рынках Европы и Юго-Восточной Азии.

“Эффективное использование телекоммуникационного маршрута Европа - Азия представляет собой не столько планы компании, сколько стратегические интересы нашего государства, - заявил президент ТТК Сергей Липатов. - Благодаря географическому положению нашей страны он может и должен составить успешную конкуренцию существующим телекоммуникационным путям. Мы должны использовать транзитный потенциал нашей страны в полной мере”.

Демонополизация дальней связи - один из этапов либерализации отечественного телекоммуникационного рынка, который связан с обязательствами России по вступлению во Всемирную торговую организацию. И хотя наши планы относительно ВТО несколько затормозились, неожиданные успехи в сфере регулирования магистральной связи оказались очень кстати.

Сейчас лицензии на оказание услуг дальней связи получили 15 компаний, и этот процесс явно не завершен. Например, в январе к их числу присоединится “Зебра Телеком”. Генеральный директор этой фирмы Виктор Каледин подтвердил, что “Зебра Телеком” последовательно приобретает необходимые для развития своего бизнеса в новых условиях замещающие лицензии, в частности получены лицензии на местную связь в 25 регионах и в ближайшие дни ожидается выдача соответствующего документа на дальнюю связь.

Средние инвестиции для начинающих игроков рынка дальней связи оцениваются в 50 млн. долл. Для крупных компаний, таких, как ТТК (в конце прошлого года она имела магистральную сеть связи протяженностью более 45 тыс. км и свыше 900 узлов доступа в 71 регионе России), “входной билет” будет в несколько раз дешевле. Например, для “Голден Телекома” с ее более скромной, чем у ТТК, инфраструктурой, строительство дополнительных сооружений и внедрение необходимого оборудования и ПО для освоения новых лицензий обошлись в 10 млн. долл.

В любом случае затея с демонополизацией дальней связи обеспечит в условиях предстоящего серьезного спада капиталовложений в сектор мобильной связи единовременное вливание от полумиллиарда до миллиарда долларов в инфраструктуру телекоммуникаций, что позволит Мининформсвязи РФ в значительной мере поддержать в этом году сложившиеся темпы роста инвестиций в отрасль.

Чего ждать дальше?

“Ожидается, что на первом этапе реформы доля “Ростелекома” не снизится существенно, - отмечает Наталья Короткова. - На первом этапе конкуренция будет идти в основном за счет тарифов. Постепенно число участников рынка дальней связи будет увеличиваться, и тогда, возможно, произойдет консолидация некоторых игроков. В дальнейшем, вероятно, конкуренция сместится из ценовой плоскости в сервисную, а важным фактором при выборе оператора дальней связи станет удобство, качество услуг, многообразие, индивидуальный подход, гибкие формы расчетов”.

Поскольку число игроков уже сейчас больше двух, “Ростелекому” вряд ли удастся навязать участникам рынка дальней связи так называемый “управляемый” вариант конкуренции и первым результатом процесса станет относительное снижение тарифов на междугородную и международную связь. Обвала цен скорее всего не будет, но и прогнозируемые 15-20% снижения тарифов в течение года станут неплохой наградой населению за проведение реформы в подотрасли (см. PC Week/RE, N 48/2005, с. 16).

В дальнейшем магистральные операторы будут вынуждены всерьез заняться изучением спроса как в корпоративном, так и в частном секторах, созданием тарифов, рассчитанных на те или иные сегменты рынка, внедрением новых технологий и услуг, а также проведением политики, направленной на повышение качества обслуживания клиентов. Но и это еще не все.

“Важно отметить, что качественные изменения произойдут не только в области дальней связи, но и в других сегментах телекоммуникационного рынка, - подчеркнула аналитик из IDC. - Например, ожидается выравнивание тарифов на IP- и на традиционную телефонию. Также изменится стратегия и портфель услуг мобильных операторов. При внедрении оплаты звонков на мобильные телефоны со стационарных крупные операторы смогут сделать ряд дополнительных услуг бесплатными, если такие услуги будут стимулировать увеличение сетевого трафика (например, автоответчик и информирование о неотвеченных вызовах через SМS)”.