НАВИГАЦИЯ

Когда 13 января этого года космический аппарат Giove-A (Galileo In-Orbit Validation Element) передал на Землю первые сигналы, началась практическая реализация европейской глобальной навигационной спутниковой системы Galileo. На орбиту спутник вывела российская ракета-носитель “Союз”, стартовавшая 28 декабря 2005 г. с космодрома Байконур.

Это важное событие для Европы. Ведь Galileo - стратегический проект, который позволит странам Старого Света обрести независимость от американской системы спутникового позиционирования GPS и активно развивать собственный научно-технический потенциал. Общая стоимость данной весьма амбициозной спутниковой программы составит примерно 4 млрд. долл., участвовать в ней будут многие европейские предприятия, такие, как аэрокосмический гигант EADS, компании Thales и Alcatel (Франция), Inmarsat (Великобритания), Finmeccanica (Италия), AENA и Hispasat (Испания) и др. Предполагается, что реализация и эксплуатация системы позволит создать в Европе порядка 140 тыс. рабочих мест. Проект Galileo организован в виде партнерства частных и общественных организаций, который на две трети финансируется частным сектором, а на треть - государственным стран-участниц. При этом в проект Galileo вовлечены не только европейские страны, но также Китай, Израиль, Индия и Южная Корея.

Спутник Giove-A на орбите

Источник: Европейское космическое агентство.

По плану в полную силу система заработает в 2010 г., когда на орбите будет 30 спутников. Сейчас начался второй этап программы - создание и запуск космических аппаратов, монтаж наземного оборудования, тестирование системы.

Спутник Giove-A, построенный английской компанией Surrey Space Technology, предназначен для проверки в реальных космических условиях технологий, от которых зависит вся работа Galileo. Он отличается от будущих рабочих спутников и от второго тестового спутника Giove-B. Рассчитанный на два года (рабочие спутники будут более долговечными), он служит для тестирования системы приема и обработки навигационных сигналов и работы атомных часов. На спутнике установлено двое точнейших атомных часов с отклонением менее одной миллиардной секунды в час, антенны L-диапазона и генераторы сигналов для навигационной системы. Эти сигналы будут одновременно передаваться по двум каналам.

Второй тестовый аппарат Giove-B, который должен отправиться в космос весной этого года, будет передавать сигналы уже по трем каналам сразу. Он разработан и построен консорциумом Galileo Industries, в который входит около сотни фирм.

Когда в 2008-м работа тестовых спутников завершится, на околоземные орбиты будут выведены первые четыре рабочих спутника - они составят минимальную группировку, необходимую для проверки точности работы системы. Сейчас Европейское космическое агентство и консорциум Galileo Industries готовятся подписать контракт на 950 млн. евро, направленный на развертывание этой начальной группировки. Затем состоится запуск остальных 26 спутников, и в 2010 г. по плану должна начаться эксплуатация системы. Предполагается, что уже в 2008-м в продажу поступят приемники Galileo, причем их можно будет переключать между этой системой и GPS, так как в обеих используются совместимые технологии позиционирования.

Все 30 аппаратов Galileo будут распределены по трем орбитальным плоскостям - по десять на каждой - и обеспечат покрытие почти всего земного шара: от 75-го градуса южной широты до 75-го северной широты. Это больше, чем у GPS.

Ракета “Союз” готовится вывести на орбиту первый спутник Galileo

Источник: Европейское космическое агентство.

У Galileo есть и другие преимущества над конкурентом. Во-первых, в отличие от американской системы она рассчитана только на гражданское использование и поэтому не будет по каким-либо стратегическим соображениям заблокирована для гражданских лиц (например, в 2004 г. президент США Буш приказал временно отключить GPS, для того чтобы перекрыть к ней доступ террористов). Во-вторых, она обеспечивает более высокую точность позиционирования: до 1 м (на некоторых приемниках даже до 10 см), а GPS - порядка 3-5 м. Правда, США, опасаясь конкуренции со стороны Европы, готовят модернизацию своей системы для повышения ее точности и расширения доступности (см. PC Week/RE, N 45/2005, с. 57).

Но сторонники Galileo уверены в перспективах своей системы, так как считают, что она откроет возможности развития совершенно новых услуг и подстегнет рост экономики Старого Света. Например, в автомобильном и железнодорожном транспорте с ее помощью можно будет прогнозировать время поездки, а также сократить число дорожных пробок и аварий. Кроме того, предполагается, что от использования спутникового позиционирования выиграют рыболовная, сельскохозяйственная, нефтедобывающая и оборонная области. Огромные преимущества получит телекоммуникационная индустрия, так как объединение технологии Galileo с GSM или UMTS позволит предоставлять мобильным пользователям разнообразные услуги, основанные на определении местоположения.

Наш ответ Galileo

В России продолжается развертывание системы глобального позиционирования ГЛОНАСС. Так, 25 декабря 2005 г. были запущены три новых спутника, и теперь на орбите находится 17 аппаратов, хотя у некоторых из них уже заканчивается срок эксплуатации. Между тем для полномасштабного функционирования системы необходимо 18, а для оптимальной работы - 24 спутника. Раньше предполагалось, что создание ГЛОНАСС завершится в 2012 г., но недавно появилась надежда, что это удастся сделать раньше.

На совещании с членами правительства 26 декабря 2005 г. президент В. Путин порекомендовал ускорить реализацию отечественной системы. “У нас некоторые крупные предприятия и даже целые субъекты федерации используют GPS, - сказал он. - Нужно быстрее вводить в строй собственную группировку и получать от нее коммерческую отдачу, тем более что это система двойного назначения”. Президент подчеркнул, что именно в данное направление можно и нужно вкладывать деньги, если мы хотим развивать инновационные области в экономике страны.

19 января текущего года министр обороны С. Иванов сообщил президенту, что предпринимаются меры для того, чтобы система ГЛОНАСС начала функционировать уже в конце 2007 г., а к 2009-му стала глобальной. Что касается финансирования, то в этом году на ее внедрение дополнительно выделено полтора миллиарда рублей, но, по его словам, в 2007-м и 2008-м тоже понадобятся дополнительные средства.

Последние события комментирует Анатолий Назаренко, главный инженер, заместитель директора НИИ Радио: “Спутниковая навигация является одним из признаков высокоразвитого государства и становится одной из повседневных функций различных областей экономики, включая обеспечение безопасности. Кроме того, внедрение навигационных технологий представляет собой достаточно прибыльное дело. Все это является стимулом к созданию странами собственных навигационных систем. Основное отличие Galileo - не лучшая точность позиционирования (в каждой системе они примерно одинаковые) и не решение новых задач мониторинга (указанные задачи давно решаются в аналогичных системах), а то, что Galileo изначально строится как коммерческая система. Предполагается, что это позволит принести большие прибыли и тем самым повысить эффективность обеспечения безопасности стран ЕС.

Повышению коммерческой привлекательности ГЛОНАСС (во исполнение требований президента России) будет способствовать создание в нашей стране Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения, предназначенной для предоставления массовых услуг”.