ВЫСТАВКИ

Рынок широкополосных коммуникаций и платного телевидения в России сегодня находится на этапе стремительного развития - такой вывод можно сделать по итогам международной выставки телерадиовещания, спутникового и кабельного ТВ и средств сетевого доступа CSTB-2006, которая прошла в феврале в Москве.

Особый акцент ее участники сделали на прогрессивные форматы информации, коммуникации и развлечений - телевидение высокой четкости HDTV, системы широкополосного доступа, средства IPTV, мобильное телевидение, производство контента для мобильных платформ, цифровое радио и сети сотовой связи третьего поколения (3G).

Многие из тех, кто принял участие в этой выставке, подчеркивали, что основной тенденцией на ближайшее десятилетие станет конвергенция технологий телевещания, мобильной связи и передачи данных. Однако главной составляющей этого бизнеса остается контент, ведь именно от его разнообразия и высокого качества зависит весь бизнес платного ТВ и 3G-систем мобильной связи.

Эксперты отмечают, что построение цивилизованного медиабизнеса в России невозможно без четкой законодательной базы. Тем не менее в последние годы сложились определенные предпосылки для бурного развития отечественного рынка платного ТВ. Благодаря инвестициям в этот сегмент строятся новые сети, внедряются разнообразные услуги, проводятся маркетинговые акции для привлечения абонентов.

Посетители выставки высоко оценили качество прямого вещания в формате HDTV с разрешением картинки 1920х1080 пикселов и звука Dolby Digital. Как считают представители компаний-экспонентов, в нынешнем году можно ожидать взрыва интереса к телевидению высокой четкости, а отправной точкой для мощной экспансии HDTV в Европу станет именно 2006 г.: прошедшие только что в Турине зимние Олимпийские игры уже транслировались в формате HDTV, а впереди - чемпионат мира по футболу в Германии. 

В мире уже идут интенсивные процессы перевода национальных сетей на цифровую платформу. Не остаются в стороне и российские предприятия. Сейчас проходит согласование в правительстве концепция развития телерадиовещания в нашей стране на 2006-2015 гг., в которой намечен переход на цифровой стандарт DVB-T, принятый в странах Европы. Она предполагает выделение на модернизацию инфраструктуры ФГУП “Российская телевизионная и радиовещательная сеть” 30,85 млрд. руб.

Отечественные операторы сотовой связи уже начинают работать с технологиями мобильного ТВ и считают мобильное вещание перспективной услугой, которая может стать существенной составляющей их доходов, особенно при переходе к сетям 3G.

Учитывая растущий интерес к мобильному цифровому вещанию, в рамках CSTB-2006 проводилась секция, посвященная этому направлению. Ее организаторами выступили российская Ассоциация сетей 3G, World DAB Forum и International Broadcasting Convertion.

Как обычно, на восьмой CSTB были широко представлены ведущие российские и международные операторы спутниковой связи, причем некоторые из них впервые сделали акцент на обслуживании корпоративных сетей связи. Кроме того, на CSTB-2006 были хорошо заметны поставщики оборудования и системные интеграторы, предлагающие создание мультисервисных широкополосных сетей, в том числе с возможностью реализации услуг Triple Play.  

Кстати, в нынешнем году выставка заметно расширилась: свои решения продемонстрировали более 300 компаний из 25 стран. Впервые экспозиция CSTB переросла масштабы самого крупного павильона КВЦ “Сокольники” и была размещена в двух зданиях. Характерно, что на выставке наряду с телерадиовещательными предприятиями и поставщиками контента значительное место стали занимать производители телекоммуникационного оборудования, ИТ-компании, системные интеграторы и операторы связи.

Подводя итоги CSTB-2006, можно с достаточной уверенностью сказать, что в области телерадиовещательных и телекоммуникационных технологий в России наметился новый вектор развития. Ведущие игроки рынка делают сегодня ставку именно на внедрение цифровых технологий и прогрессивных форматов вещания, прекрасно понимая, что эти виды коммуникации, информации и развлечений способны существенно потрясти рынок и изменить привычное информационное и бизнес-поле.