ВЫСТАВКИ

    

Выставки, подобные CSTB-2006, позволяют не только ознакомиться с новинками оборудования, но и проследить основные тенденции в области радио- и телевещания. Одной из них стало развитие широкополосного, интерактивного и IP-телевидения. На CSTB-2006 все эти направления были представлены, и о многих их технических подробностях можно узнать из обзора в PC Week/RE, N 2/2006, с. 19. Сейчас же речь в основном пойдет о готовности России внедрить у себя широкополосное, интерактивное и IP-телевидение (IPTV). Вот какие выводы можно было сделать из бесед с представителями фирм и организаций, имевших свои стенды на выставке, а также из выступлений на конференции, где работала специальная секция "Широкополосный доступ. IPTV”.

Уровень развития трех названных новых направлений телевидения находится в прямой зависимости от благосостояния народа и его менталитета, так как они относятся к платному телевидению, которое в целом по России до сих пор развивалось медленно. На это указывает опыт многолетней работы спутникового телевидения "НТВ-Плюс”. Вещание со спутника "Бонум-1” ведется уже более 10 лет, а его мощность только сравнительно недавно стала использоваться наполовину. Для сравнения: в Испании мощность спутника, осуществляющего аналогичное вещание, была полностью загружена приблизительно за два года.

Но в последние пару-тройку лет, когда "нефтедоллары” позволили многим людям поднять жизненный уровень и Интернет давно "шагает по стране”, спрос на платное телевидение увеличивается. С технической точки зрения большие возможности различных видов платного телевидения предоставили новые телекоммуникационные спутники, запущенные в эти годы.

Схема работы IPTV через спутник “Экспресс-АМ2”, разработанная IntercomTV

Выступая на секции "Широкополосный доступ. IPTV”, директор по развитию "МТУ-Интел” Сергей Плотников отметил, что рынок платного телевидения в России, СНГ и Балтии растет быстрыми темпами и уже наблюдается острая нехватка тематических каналов в данном сегменте. Что касается IPTV, то ему пока что от году неделя. Тем не менее "СтримТВ” (www.stream-tv.ru), который начал интерактивное вещание в апреле 2005 г., уже имеет более 1 млн. подписчиков по всей территории СНГ. В столице сигнал распространяется по телефонной сети по технологии ADSL. Для подключения абоненту необходимо приобрести специальный ADSL-модем и приставку к телевизору (Set-top-box). Весь абонентский комплект "СтримТВ” можно оплачивать сразу или в рассрочку в течение трех лет. С начала этого года минимальная месячная абонентская плата за базовый пакет поднялась до $9,95. Число каналов в пакете доведено до 47. Есть еще два пакета: "Расширенный” (75 каналов) обходится подписчику в $19,95 и "Безлимитный” (85 каналов) - в $49. Недавно введена новая услуга On-Line, расценка за один сеанс которой составляет $1,95.

В расчете на интернет-провайдеров, владельцев телесетей строит свою работу компания IntercomTV (www.intercomtv. com). Это международное объединение, работающее на рынке IP-технологий более шести лет, в области IPTV занимается созданием оборудования, сдачей объектов "под ключ” и консалтингом. Главный офис находится в Европе. Российские офисы расположены в Москве и Самаре.

В нашей стране IntercomTV решила заняться IPTV совместно с французской фирмой Rone’s менее года тому назад и в настоящее время осуществляет тестовое вещание. Имея положительный опыт работы в данном направлении на Кипре, компания уже сейчас предлагает собственный контент-набор из 10 каналов. Конечной целью ее является предоставление подписчикам до 80 каналов, которые будут передаваться в зашифрованном виде через спутник "Экспресс-АМ2”. Дешифровка его ведется через телеприставки производства компании Amino. В число дополнительных услуг входит видео по запросу и Personal Video Recorder.

Около полугода тому назад к осуществлению похожего проекта приступило ООО "Спутниковое мультимедийное вещание”. На CSTB-2006 оно вело тестовое вещание по восьми каналам через спутник "Экспресс-АМ2”, зона покрытия которого простирается от Калининграда на западе России до Сахалина на востоке. Целью проекта является создание пакета из 30 каналов и организация коммерческого телевидения через сети IP-операторов в регионах России.

Таким образом, можно сделать вывод, что IPTV вместе с Интернетом выходит за пределы обеих столиц и идет в регионы.