ИТОГИ

Далеко не все разработчики ПО готовы сразу оформить выпущенные ими продукты в виде красивых “коробочных” версий и выложить их на прилавки компьютерных магазинов. Поэтому многие сначала “выставляют” свои детища в интернет-салонах, а уж потом, “набрав жирку” и превратившись из физических лиц в юридические, пробуют продвигать их через традиционные розничные сети. Впрочем, определенную часть своей продукции реализуют через Сеть и маститые софтверные компании, чьи пакеты почти всегда украшают полки компьютерных и “околокомпьютерных” салонов. Расширению интернет-продаж ПО в немалой степени способствует и повсеместное распространение широкополосного доступа в Сеть. Благодаря этому - несомненно положительному - явлению лицам, пользующимся благами такого доступа, не составляет труда скачать с какого-либо сайта пакет “весом” в десятки, а то и сотни мегабайт.

О росте популярности закупок ПО через Всемирную паутину свидетельствуют, в частности, итоги годовой работы интернет-супермаркета “Софткей” (www.softkey.ru), ведущего свою историю с декабря 2001-го. Так, по словам генерального директора ЗАО “Софткей” Феликса Мучника, в минувшем году оборот его интернет-магазина в нашей стране вырос по сравнению с 2004-м на 70% и составил более 145 млн. руб. При этом количество оплаченных заказов увеличилось на 61,6% - c 47 462 в 2004 г. до 76 696 в 2005-м, а ежедневная посещаемость ресурса www.softkey.ru превысила 40 тыс. пользователей (против 28-30 тыс. в конце 2004 г.).

Феликс Мучник: “Наши офисы

имеются в десяти странах, но наибольшие

объемы продаж приходятся на Россию

(свыше 90%) и Украину (от 7 до 8%)”

Расширился и ассортимент: если в 2004 г. (см. PC Week/RE, N 46/2004, с. 14) на виртуальных полках интернет-салона было представлено около 7000 пакетов различного ПО от 800 авторов (фирм-разработчиков или частных лиц), то ныне аналогичные показатели составили 10 000 и 1009 cоответственно.

Если же говорить о соотношении продаж частным и корпоративным клиентам, то здесь особых изменений не произошло. В денежном выражении эти соотношения выглядят так - 32:68 (2002 г.), 30:70 (2003), 32:68 (2004) и 29:71 (2005 г.). При переходе к натуральным выражениям (количество заказов) картина почти прямо противоположная - 78:22 (2002 г.), 79:21 (2003), 77:23 (2004) и 85:15 (2005 г.). Любопытно отметить, что в 2005-м средняя цена покупки, совершенной физическим лицом (25 долл.), осталась на уровне 2004 г., а средняя цена покупки, совершенной юридическим лицом, несколько выросла: с 200 долл. в 2004-м до 250 долл. в 2005-м.

Объем повторных покупок достиг 15% от общего оборота; аналогичные показатели предыдущих лет составляли 12,1% (2002 г.), 13,1% (2003) и 14,1% (2004).

Представляет интерес распределение продаж интернет-супермаркета по регионам. Пальму первенства здесь уверенно держат Москва и Московская область (63,5% оборота). Дальше с большим отрывом следуют Санкт-Петербург (4,62%), Оренбург (1,99%), Тюмень (1,66%), Ростов-на Дону (1,56%), Екатеринбург (1,12%) и Краснодар (1,12%). Остальные 80 городов (в том числе “миллионники” Новосибирск, Нижний Новгород, Самара, Омск, Казань, Челябинск, Уфа, Волгоград и Пермь) не перешагнули и однопроцентной планки. В то же время среди лидеров оказались Оренбург, где, по данным Всероссийской переписи 2002 г. (см. сайт www.perepis2002.ru), проживает “всего-то” 549 361 человек, а также Тюмень (510 719 жителей). О чем это говорит? Основная часть платежеспособного населения страны по-прежнему сосредоточена в двух столицах (северной и белокаменной), на родине Бориса Ельцина, в нефтедобывающих регионах и на теплом юге. А может, в этих городах доступ к Сети имеет большее количество населения? Или реклама интернет-супермаркета Softkey.ru там лучше поставлена? В общем, есть над чем подумать аналитикам и тем, кто планирует развитие розничных сетей федерального масштаба.

Несколько тревожит тот факт, что (на примере единственного в нашей стране интернет-супермаркета ПО, раскрывающего структуру своего бизнеса) доля Москвы и Московской области в интернет-продажах ПО не только не убывает, но даже слегка возрастает - от 58% в 2002 и 2003 гг. до 61% в 2004-м и 63,5% в 2005-м. Так и хочется сказать: деньги идут к деньгам и цифровое расслоение общества не только не искореняется, но и набирает силу.

По категориям популярности ПО, проданное за год в интернет-супермаркете, распределилось (в порядке убывания объемов продаж в денежном выражении) следующим образом:

1) средства работы с Интернетом и локальными сетями (в том числе браузеры и почтовые программы);

2) пакеты для обеспечения ИТ-безопасности;

3) системы антивирусной защиты;

4) утилиты;

5) мультимедиа, графика и дизайн;

6) решения Microsoft;

7) офисные программы;

8) программы для карманных ПК;

9) связные программы (в том числе разного рода “дозвонщики”);

10) средства программирования.

Сходная картина наблюдалась и в прошлые годы. Разве что в 2005-м доход от продаж пакетов для обеспечения ИТ-безопасности впервые превысил выручку от систем антивирусной защиты. Впрочем, дело здесь может быть в терминологии и в том, что пакеты, предохраняющие пользователей от различных ИТ-угроз, все чаще становятся комплексными. Поэтому не исключено, что скоро провести грань между двумя этими категориями продуктов станет весьма сложно.

Не произошло особых изменений и в первой десятке компаний, вклад которых в оборот интернет-супермаркета особенно велик. Ныне этот список выглядит так: “Лаборатория Касперского”, Microsoft, RAR Lab, “Битрикс”, ABBYY, Agnitum, “Cмарт Лайн Инк”, Kerio Technologies, “Объединение Вента” и Adobe Systems. В то же время наблюдается неуклонное снижение общей доли продаж поставщиков ПО, входящих в Тоp10, Тоp20 и Тоp100, - с 78, 89 и 99% (в 2002 г.) до 63, 75 и 92% (в 2005-м) соответственно. По мнению г-на Мучника, данная тенденция свидетельствует о том, что сам рынок интернет-продаж ПО становится более зрелым, а вкусы потребителей - более разнообразными.