ОБЗОРЫ

Мировой рынок средств поддержки жизненного цикла продуктов (Product Lifecycle Management, PLM), по оценке аналитической компании CIMdata (www.cimdata.com), в прошлом году вырос на 8,7% и достиг 18,1 млрд. долл. Таким образом, результаты оказались даже лучше, чем ожидалось (год назад CIMdata прогнозировала подъем на 8%).

Аналитики объясняют столь быстрый рост продолжающимся укреплением мировой экономики и осознанием роли технологии PLM в повышении эффективности работы предприятий. Эти факторы сохранят свое влияние и в дальнейшем. Поэтому, считает CIMdata, в ближайшие пять лет рынок PLM будет продолжать увеличиваться на 7,7% в год и к 2010-му достигнет 26,3 млрд. долл. (рис. 1).

Рис. 1. Мировой рынок PLM

Внедрение PLM подразумевает инвестиции в различные типы технологий и услуг. Ведь PLM - это не просто набор технологий, а стратегический подход к развитию бизнеса, направленный на поддержку коллективного создания, передачи, использования и администрирования данных о продукте, начиная с его разработки и кончая утилизацией. Стратегия внедрения PLM нацелена на объединение людей, производственных процессов, бизнес-систем и данных. Таким образом, PLM представляет собой информационную основу расширенного предприятия, охватывающего саму компанию, ее партнеров и заказчиков.

Составляющие PLM

CIMdata делит рынок PLM на два основных сегмента:

- инструменты, включающие САПР и дополнительные средства работы с данными о продукте (системы автоматизированного проектирования механического оборудования - CAD, электронных приборов - EDA, средства инженерного анализа - CAE, программы для подготовки к производству - CAM, ПО для публикации технической информации и т. д.);

- системы коллективной работы с инженерными данными и управления ими (collaborative Product Data Management, cPDM).

Исторически основные инвестиции поступали в первый сегмент, однако в последние годы этот поток заметно сократился. Так, по оценке аналитиков, в 2005-м предприятия потратили на инструменты 12,1 млрд. долл. При этом основные инвестиции пришлись на долю САПР среднего класса. Что касается тяжелых САПР, то эта часть рынка увеличилась весьма незначительно. По прогнозу, в ближайшие пять лет сектор PLM-инструментов будет расти на 4% в год и к 2010-му достигнет 14,7 млрд. долл.

Сегмент cPDM развивается более динамично. Он включает системы управления инженерными данными (PDM), портфелями проектов, бизнес-процессами и конфигурациями изделий, а также средства коллективной работы, визуализации информации, обмена данными, цифрового производства, интеграции приложений и отраслевые решения. CIMdata подчеркивает, что в 2005-м этот сегмент рынка PLM вырос больше, чем предполагалось, - на 14,7% и достиг 6,1 млрд. долл. В нынешнем году он увеличится до 6,8 млрд. долл., а затем будет расти на 13,9% в год и в 2010-м доберется до планки 11,6 млрд. долл. (рис. 2).

Рис. 2. Мировой рынок cPDM

По словам Эда Миллера, президента CIMdata, оценив роль PLM в повышении прибыли и росте оборота, предприятия самых разных размеров и отраслей вкладывают все больше средств в покупку новых PLM-решений и в расширение существующих. Многие руководители компаний осознали значение PLM для сокращения времени выпуска продукции, уменьшения затрат, повышения качества изделий и внедрения инноваций. Ведь концепция поддержки жизненного цикла продукта обеспечивает возможности, без которых трудно обойтись в условиях глобализации мировой экономики: коллективную разработку решений, совместное проектирование, интеллектуальное управление цепочками поставок и использование глобальных трудовых ресурсов. Такой подход позволяет предприятиям повысить эффективность работы и увеличить прибыльность производимой продукции. "Поэтому наиболее вероятными кандидатами на достижение успеха в ближайшие годы являются те компании, которые уже реализовали PLM", - считает Эд Миллер.

cPDM: рост по всем параметрам

Рассматривая быстро растущий сегмент cPDM, аналитики отмечают его подъем по всем географическим регионам и отраслям. Так, в Северной и Южной Америке спрос на cPDM вырос на 19%, а в регионе EMEA (Европа, Ближний Восток и Африка) - на 13%. Но наиболее многообещающим является Азиатско-Тихоокеанский регион, а его слабый рост в прошлом году (на 10%) связан, с одной стороны, с неблагоприятной экономической ситуацией в Японии, которая продолжает доминировать на этой территории, а с другой - с тем, что на новых рынках (Китай, Индия и т. д.) поставщики PLM-продуктов еще только начинают строить каналы продаж.

Что касается деления сегмента cPDM по отраслям, то в минувшем году особенно значительный вклад в его развитие внесли автомобильная промышленность и индустрия ИТ. Однако машиностроительная, оборонная, аэрокосмическая и потребительская отрасли тоже продемонстрировали положительную динамику. Такой интерес к PLM со стороны самых различных производственных областей показывает универсальность этой технологии с точки зрения повышения эффективности бизнеса.

Кто играет на поле PLM

По словам Кена Эменна, директора CIMdata по исследованиям, сейчас многие компании поставляют PLM-продукты, приложения и услуги. Одни из них специализируются на определенных направлениях (например, САПР для машиностроения, САПР для электроники, интегрированные среды разработки, ПО для инженерного анализа), а другие выпускают комплексные системы для реализации PLM-решений в масштабе предприятия. Кроме того, некоторые поставщики услуг комбинируют дополняющие друг друга продукты, чтобы предложить заказчикам полномасштабную PLM-среду.

Главными игроками рынка PLM являются производители комплексных систем управления жизненным циклом изделия, т. е. платформ. Они постоянно расширяют свои решения в ответ на требования клиентов. "Основные их инвестиции сейчас направлены на выход в новые сегменты: цифровое производство, управление портфелями проектов, вертикальные приложения и интеграцию с другими бизнес-системами, в частности средствами управления взаимоотношениями с заказчиками", - подчеркнул г-н Эменн, добавив, что в настоящее время значительные усилия поставщиков комплексных систем нацелены на формирование приложений, сфокусированных на поддержке ряда отраслей (автомобильной, аэрокосмической и высокотехнологичной), а также на решение конкретных проблем, например связанных с соответствием требованиям регулирующих органов. "Расширение числа готовых отраслевых систем упрощает предприятиям среднего и малого бизнеса переход на технологию PLM. Кроме того, поставщики меняют схему ценообразования для удовлетворения требований небольших предприятий. Так, Arena Solutions полностью ориентируется на средние и малые компании. Другие (Prodika, Selerant и Lascom) сфокусировались на конкретных отраслях. В связи с этим наблюдается значительный рост инвестиций в PLM со стороны сегмента СМБ", - объяснил г-н Эменн.

Независимые консалтинговые компании, реселлеры и системные интеграторы (Accenture, Deloitte Consulting, TCS, T-Systems и пр.) получают все больше дохода за счет технологии PLM, поскольку растут масштабы проектов и повышаются темпы внедрения. Поставщики комплексных систем также извлекают выгоду из услуг, расширяя собственные сервисные подразделения и вступая в альянсы с консалтинговыми компаниями и реселлерами.

Фирмы, специализирующиеся на определенных направлениях технологии PLM, такие, как Accept Software, Centric Software, RuleStream, Eurostep, постоянно расширяют возможности своих решений. Сейчас они в основном сфокусированы на реализации средств цифрового производства, управления проектами и программами, послепродажного обслуживания, проверки соответствия техническим условиям.

Кроме того, наблюдается рост спроса на системы инженерного моделирования и анализа (Computer Aided Engineering, CAE), а также на средства их интеграции с PLM-платформами. По мере улучшения функциональных возможностей CAE-продуктов они начинают играть все более важную роль в реализации полномасштабных PLM-решений. Здесь первую скрипку играют компании MSC и Ansys.

Ведущие игроки

Как было отмечено выше, лидерами рынка PLM являются поставщики комплексных систем, поддерживающих разные аспекты жизненного цикла изделия. По мнению CIMdata, в 2005-м, как и в предыдущие годы, в эту группу вошли компании Agile, IBM/Dassault Systemes, MatrixOne, PTC, SAP и UGS (их доходы представлены на рис. 3). Чтобы лучше показать влияние на рынок уникального альянса IBM и Dassault Systemes (DS), существующего уже более 20 лет, финансовые показатели DS приведены как отдельно, так и вместе с IBM.

Рис. 3. Прямой доход ведущих поставщиков PLM в 2005 г.

В минувшем году на рынке PLM произошло немало поглощений и слияний. Часть из них отражена на диаграммах. Так, "Dassault + Abq" обозначает доход компаний DS и Abaqus (купленной DS в последнем квартале 2005-го), "PTC + AbT" - доход PTC и Arbor Text (приобретенной PTC в III квартале 2005-го), а "UGS + Tecno" - доход UGS и Tecnomatix (купленной UGS во II квартале 2005-го).

По оценке CIMdata, в прошлом году лидером рынка PLM стал альянс IBM/DS; впрочем, DS и отдельно также обогнала конкурентов. Компании UGS и PTC заняли второе и третье места соответственно. При этом в 2005-м оборот значительно вырос у всех "китов". И хотя основной доход они получили за счет инструментов (САПР и т. д.), доля cPDM растет быстрее и постепенно становится все больше.    

     PLM в России

Отечественный рынок САПР и PLM традиционно отличается закрытостью. Почти никто из игроков не сообщает своих финансовых результатов и подробных сведений о проектах. Но в прошлом году аналитическая компания IDC постаралась приподнять завесу секретности, впервые проведя исследования ситуации с САПР и PLM в нашей стране. Как рассказал на конференции CADReview VIP (www.cadreview.ru) Тимур Фарукшин, руководитель программ компании IDC, в 2004-м объем рынка САПР у нас составил 34,5 млн. долл., т. е. менее 1% от мирового (4,8 млрд. долл.). Но несмотря на небольшой объем, он отличается высоким темпом роста - 27% в год, и по прогнозу, в 2009-м достигнет 113,4 млн. долл. Основные причины такой положительной динамики, по мнению IDC, заключается в том, что после затяжного кризиса в России наметился рост в отдельных отраслях промышленности и появился спрос на САПР, накопился огромный объем бумажной документации, которую нужно переводить в электронный вид, идет активное внедрение на предприятиях ERP-систем, которое стимулирует приобретение САПР. Но IDC подчеркивает, что развитие отечественного рынка САПР тормозит высокий уровень пиратства, который здесь даже выше, чем в среднем на всем рынке ПО.

Что касается PLM, то в 2004-м на такие системы в нашей стране приходилось менее 5% от общих продаж САПР (для сравнения в мире этот показатель был равен 25%). В IDC считают, что основная причина отставания заключается в том, что на данный момент далеко не все предприятия имеют САПР, а если нет электронных данных о продукции, то не нужны и системы для управления этими данными. Тем не менее перспективы в области PLM у нас неплохие - по темпу роста этот рынок будет обгонять мировой. В результате к 2009-му доля PLM на российском рынке САПР удвоится, в то время как в мире она вырастет меньше - до 28%.

Ведущие поставщики PLM продвигают продукты и услуги как своими силами (получая прямой доход), так и с помощью партнеров (консультантов, реселлеров и системных интеграторов). Комбинация прямых и партнерских финансовых результатов позволяет оценить влияние поставщика на рынок PLM (рис. 4). Лидером по этому показателю стала DS, но отставание UGS небольшое. Следует отметить, что у DS значительный вклад в партнерский бизнес внесла IBM, а у UGS - крупный американский интегратор EDS. Компании PTC и MartixOne предложили в прошлом году новые партнерские программы, оказавшие положительное влияние на финансовые результаты их самих и их партнеров.

Рис. 4. Совокупный доход ведущих поставщиков

PLM и их партнеров в 2005 г.

В сегменте cPDM лидером по прямому доходу стала компания IBM, как отдельно, так и вместе с DS (рис. 5). UGS и SAP также неплохо заработали в этой области, заняв второе и третье места соответственно. DS (без IBM) оказалась четвертой и лишь ненамного обогнала PTC. Далее следуют Agile и MatrixOne, каждая из которых получила более 100 млн. долл. Десятку ведущих поставщиков cPDM-решений завершают IFS, Oracle и NEC. На диаграмме видно, что многие компании получили значительную долю дохода за счет поставки услуг. В частности, альянс IBM/DS вырвался вперед в основном благодаря мощному сервисному подразделению IBM, которое многие годы предоставляет услуги внедрения PLM и cPDM.

Рис. 5. Прямой доход ведущих поставщиков cPDM в 2005 г.

По совокупному доходу вместе с партнерами первое место заняла UGS, а второе DS (рис. 6). При этом у первой значительная доля партнерского дохода приходится на EDS, а у второй - на IBM.

Рис. 6. Совокупный доход ведущих поставщиков

 cPDM и их партнеров в 2005 г.

Радужные перспективы

Анализ текущего состояния рынка PLM позволяет аналитикам прогнозировать его дальнейший рост. Вплоть до 2010 г. предприятия будут вкладывать инвестиции в средства поддержки жизненного цикла изделий, которые положительно влияют на бизнес и повышают прибыльность. При этом самым быстрорастущим сектором рынка PLM будет сегмент cPDM-решений, позволяющих более эффективно использовать информацию о продукции и производственных процессах на протяжении всего жизненного цикла изделий, от выработки концепции до производства, обслуживания и утилизации. Продолжающаяся эволюция технологии PLM, по мнению аналитиков, будет способствовать росту спроса на ПО и услуги, и в результате PLM-решения станут играть все более важную роль, пока не превратятся в неотъемлемую часть информационных систем предприятий.