ИНТЕРВЬЮ

Перед руководителями промышленных предприятий и проектных организаций нередко встает целый ряд вопросов: насколько необходимо внедрение САПР; какова роль менеджера в этом процессе; как определить экономическую эффективность приобретения системы и сформулировать критерии ее выбора; как решить кадровые вопросы; и, самое главное, что дает автоматизация проектирования руководителю организации. За ответами мы обратились к Любови Зубовой, заместителю главного инженера по информационным технологиям института "Гипровостокнефть" (Самара).

Любовь Зубова

PC Week: Какую роль сейчас играет САПР в проектном институте?

Любовь Зубова: Проблемы внедрения современных информационных технологий и средств автоматизации сейчас злободневны практически для всех проектных организаций. Видимо, это связано с изменением требований к качеству со стороны компаний-заказчиков и стремлением повысить эффективность работы предприятия. Кроме того, постоянно возрастает конкуренция как между проектными организациями, так и между поставщиками САПР.

PC Week: А как обстоят дела с внедрением САПР в вашей организации?

Л. З.: Начиная с 1998 г. при обсуждении возможности заключения договоров потенциальные заказчики все чаще задавали вопрос о наличии в институте систем трехмерного моделирования. Это заставило нас плотнее познакомиться с новыми технологиями и начать планомерную подготовку к внедрению комплексной САПР (КСАПР). Я не случайно выделила составляющую "комплексная", так как подходы к внедрению отдельных программных продуктов и построению комплексной системы автоматизации сильно различаются.

Вступая на этот путь, руководство института отдавало себе отчет, что реализация такой системы потребует серьезного финансирования. Надо отметить, что первоначально предполагалось вложить средства только в приобретение ПО. Но, как показал опыт, сделав первый шаг, пришлось делать второй, а потом третий и т. д. Дело в том, что под ПО потребовалось модернизировать технические средства, структуру сети и серверов, провести обучение сотрудников, организовать управление данными, их хранение и пр.

Был подготовлен план компьютерного развития, определены необходимые для его реализации средства. Теперь подобный план составляется каждый год, и в его рамках осуществляются модернизация технических средств, лицензирование ПО, приобретение дополнительных рабочих мест для применяемых программ. Он также предусматривает составление договоров на услуги: внедрение новых систем, обучение, разработку, техническую поддержку, обновление и т. д.

PC Week: Судя по всему, комплексная автоматизация - это непростой процесс. А что в результате имеет предприятие?

Л. З.: Работа по такому плану дает реальную отдачу. С одной стороны, институт вкладывает деньги и получает возможность использовать самые современные технологии в проектировании, а с другой - делает процесс оснащения и модернизации прозрачным как для руководства института, так и для акционеров. Осваивая современные программные средства, наше предприятие успешно конкурирует на рынке проектных работ, получает выгодные заказы и соответственно прибыль, что, в свою очередь, позволяет нам продолжать поиски новых путей и технологий для повышения эффективности производства.

PC Week: Расскажите о своем опыте внедрения САПР, с чего вы начинали?

Л. З.: По нашему убеждению, процесс внедрения необходимо начинать с подготовительного этапа, который включает анализ состояния отрасли в целом (с точки зрения использования ИТ), готовности собственного предприятия к восприятию современных средств автоматизации и возможностей поставщиков САПР по предоставлению комплексных решений.

Мы разослали письма в проектные организации нефтегазовой отрасли, которые к тому времени уже имели опыт внедрения современных САПР с просьбой поделиться результатами работы. Практически все откликнулись на наш запрос. Со многими компаниями мы вступали и в живое общение и даже съездили в один из проектных институтов России. Анализ откликов позволил избежать многих ошибок при выборе как программных продуктов, так и компании-интегратора для будущего внедрения.

Параллельно с этим мы проанализировали работу проектных отделов нашего института, чтобы выявить участки, не охваченные автоматизацией. Каждый отдел подготовил перечень направлений своей деятельности, описал решаемые задачи, поставив напротив каждой отметку о наличии или отсутствии средств автоматизации, а также высказал пожелания о приобретении того или иного продукта, если подобная информация имелась в отделах.

В результате мы получили общее представление о текущем состоянии средств автоматизации в институте в целом и узнали об отношении к этим проблемам отделов. По тому, как они выполнили эти работы, можно было судить и о заинтересованности сотрудников, их осведомленности о наличии программ на рынке и квалификации в области САПР. В каждом отделе мы определили "опорных" специалистов по автоматизации, с которыми в дальнейшем обсуждали все принимаемые решения по приобретению, внедрению, обучению и т. д.

При изучении конструкторских САПР мы учитывали не только функциональность, но и возможность построения на их базе комплексной системы автоматизации всех направлений проектирования, обеспечения сквозной технологии (т. е. передачи данных из программы в программу без повторного ввода информации), открытость и способность к настройке. Кроме того, нам нужна была система, поддерживающая российские стандарты. В итоге в качестве базовой платформы мы выбрали AutoCAD. Институт использует эту САПР с 1988 г., за этот период работе с ней обучено более 400 специалистов, накоплен достаточный опыт адаптации этого продукта.

Далее с поставщиком комплексной САПР был заключен договор, по которому мы получили 20 автоматизированных рабочих мест проектировщиков (электрика, киповца, технолога, строителя, архитектора, специалиста генплана), скомпонованных из более чем 80 наименований программ. Сюда же вошли расчетные программы и приложения для оформления рабочих чертежей по стандарту СПДС. В основу КСАПР была положена технология трехмерного проектирования. Договором с системным интегратором была предусмотрена не только поставка ПО, но и широкая программа обучения и проведения пилотных проектов.

PC Week: Как была организована дальнейшая работа с приобретенным ПО?

Л. З.: Для внедрения КСАПР распоряжением главного инженера института была создана рабочая группа из специалистов подразделений и отдела, занимающегося автоматизацией проектных работ. Кроме того, составлены списки людей для прохождения обучения и выполнения опытных проектов.

Мы оборудовали учебный класс на 10 рабочих мест. Подготовка проектировщиков проводилось по четыре часа в день, т. е. без отрыва от непосредственных обязанностей. На первом этапе тренинг прошли около 200 человек. Причем сначала было организовано базовое ознакомление с трехмерной графикой в AutoCAD, и только потом началось освоение трехмерного проектирования в специализированных программных продуктах по конкретным направлениям и обучение навыкам работы с расчетными программами. Наряду с проектировщиками занятия посещали специалисты по поддержке ПО и администраторы БД. Одновременно мы приступили к созданию базы данных и вводу в нее сведений о технологическом оборудовании.

Коротко о предприятии

В этом году "Гипровостокнефть" отмечает свое 60-летие. Сегодня это комплексная научно-исследовательская и проектная организация, где работает свыше 1000 сотрудников, занятая разработкой и обустройством нефтяных и газовых месторождений, проектированием магистральных нефтегазопроводов и продуктопроводов, газоперерабатывающих заводов, установок подготовки нефти, газа и воды. Институт подготовил порядка 5000 проектов технологического обустройства месторождений. По его проектам введено в эксплуатацию более 2600 нефтяных месторождений в России и за рубежом, построено 400 нефтегазопроводов, газоперерабатывающих заводов, компрессорных станций и других объектов.

Для групповой работы был выделен офис, где мы развернули закупленные 20 автоматизированных рабочих мест. На начальном этапе это оказалось полезным, так как помогло оперативно решать вопросы взаимодействия и передачи информации. Реализация первого этапа прошла напряженно, но тем не менее нам удалось освоить основной функционал программ, получить навыки сопровождения баз данных и выполнить первый пилотный проект на примере проектирования площадки фильтров грязеуловителей (технологическая схема, компоновка оборудования, спецификация) и насосной станции пожаротушения (строительная часть, технологическое оборудование, отопление, вентиляция) с выдачей комплекта рабочей документации, в том числе изометрических схем. Была отработана технология сквозного группового проектирования, настроена выдача документации в принятых у нас шаблонах. Осваивались технологии автоматизации работ генплана.

PC Week: Какие выводы вы сделали после первоначального освоения программных продуктов?

Л. З.: По результатам первого этапа были подведены итоги. Все подразделения, участвовавшие в пилотном проекте, дали свою оценку функциональности приобретенных программ, проведенного обучения и работы системного интегратора. Кроме того, от каждого отдела были получены замечания к создателям программ по обнаруженным ошибкам, недоработкам, нестыковкам в расчетах и т. д. Все эти материалы мы передали системному интегратору для обобщения и принятия мер. Основные претензии проектировщиков относились к процессу оформления рабочей документации. По их мнению, внедрение приобретенной САПР не ускорило процесса проектирования, а лишь позволило избегать ошибок и не тратить времени на многочисленные переделки на этапе выпуска документации.

Но зная опыт организаций, прошедших начальный этап внедрения комплексных трехмерных САПР, мы были готовы к подобному развитию событий. На этой стадии передовые технологии, как правило, не дают ускорения процесса проектирования и повышения производительности труда. Чтобы новые инструменты стали привычными, должен пройти период освоения. Поэтому необходимо было продолжать обучение и расширять круг участников опытных работ, чтобы избежать субъективизма в оценке внедряемых продуктов со стороны проектировщиков.

PC Week: Продолжили ли вы развитие КСАПР после этого первого опыта?

Л. З.: Да, за прошедшие три года мы расширили количество автоматизированных рабочих мест, провели дополнительное обучение и выполнили пять пилотных проектов. За это время акценты сместились в сторону отработки технологий. Сейчас нам уже не нужны услуги обучения со стороны системных интеграторов, так как мы подготовили своих преподавателей и наш учебный класс никогда не пустует. Мы полностью освоили весь комплекс программ по автоматизации электротехнической и технологической части. Наиболее тяжело идет внедрение продуктов для проектирования КИПиА.

И хотя проделана большая работа, еще рано говорить о завершении внедрения комплексной технологии автоматизированного трехмерного проектирования. Мы преодолели только начальный этап освоения программ и поняли, куда двигаться дальше. Предстоит еще многое сделать по созданию на базе приобретенного ПО сквозной технологии, наполнению информационной базы сведениями об оборудовании, дополнению внедряемой системы новыми возможностями.

PC Week: А как складывается кадровая ситуация в отношении САПР? Что делает руководство в этом направлении?

Л. З.: На сегодняшний день на нашем предприятии уже образовался целый коллектив специалистов, которые активно участвуют во внедрении новой технологии в своих подразделениях. Они не только сами используют полученные знания и навыки, но и учат других. Задача руководителей подразделений и руководства института - всемерно поддерживать таких сотрудников, создавать им наиболее выгодные условия труда, продвигать по служебной лестнице, поощрять материально. С этой целью руководство института в среднем раз в полгода утверждает список лиц, активно участвующих в программе развития САПР и в виде материального поощрения назначает им ежемесячную целевую надбавку в соответствии с вкладом, вносимым в программу. Такое поощрение позволяет не только материально заинтересовывать проектировщиков использовать современные средства автоматизации в своей ежедневной работе, но и удержать хорошо подготовленных специалистов на предприятии.

Более всего нам сейчас требуются специалисты по внедрению, которые помогают осваивать функции той или иной программы, отрабатывать технологии проектирования, дополнять ПО новыми возможностями и утилитами. Они разрабатывают интегрирующие интерфейсы, адаптируют выдаваемые программами отчеты и рабочую документацию к стандартам и требованиям организации и т. д.

Кроме того, я считаю, что сейчас проектным организациям наряду с поставщиками САПР крайне необходимы инжиниринговые центры, которые будут заниматься проблемами внедрения, адаптации, поддержки и интеграции ПО. Постепенно проектные предприятия все более оснащаются программными продуктами, и на первый план выходят проблемы их эффективного использования, создания на их базе сквозных технологий проектирования. Но их не построить без соединения приобретенных систем в единую технологическую цепочку, а для этого нужна помощь со стороны компаний, которые будут состыковывать ПО разных разработчиков и преодолевать проблемы закрытых интерфейсов.

PC Week: И в заключение нашей беседы - что вы могли бы порекомендовать тем, кто только вступает на путь автоматизации?

Л. З.: Хочу предостеречь организации, которые только приступают к решению проблем комплексной автоматизации, от ошибочных ожиданий. Не стоит надеяться на то, что вместе с приобретенными программами на предприятие приедут специалисты компании-поставщика и сами все внедрят и настроят. Поверьте опыту тех, кто уже прошел этот тяжкий путь: прежде чем приступать к выбору комплексной САПР, нужно провести огромную подготовительную работу. В частности, необходим определенный начальный уровень оснащения предприятия компьютерной техникой, нужны локальная сеть, серверное хозяйство.

Но, пожалуй, самое главное - это психологическая готовность персонала к восприятию новых технологий. Особенно тяжело преодолеть индивидуализм проектировщика, ведь групповая работа над проектом подразумевает возможность видеть вклад смежника, соизмерять свои усилия с ним.

Немаловажное значение имеет наличие на предприятии единого информационного пространства на базе Web-технологий, настроенной системы электронного проектного документооборота, а также действующей системы менеджмента качества продукции. Проектирование - это сложный процесс с большим числом участников, с множеством связей между ними и значительными объемами передаваемой информации. Переходя на электронные средства, любая организация сталкивается с задачей формализации и перестройки документооборота, складывавшегося годами. Необходимо описать связи, разработать процедуры, регламентирующие процессы обмена информацией, определить права участников документооборота, разместить документы в базе данных.

Поверьте, никто со стороны этого не сделает лучше, чем специалисты предприятия. Но этим надо заниматься серьезно и целенаправленно. В этом процессе должны быть задействованы сотрудники, которые понимают стоящие перед организацией задачи.

Однако затраченные усилия себя оправдывают. По мере развития на предприятии трехмерного проектирования в частности и ИТ в целом будет повышаться и качество работ, и их эффективность, но при этом более высокие требования будут предъявляться к квалификации специалистов, к их умению использовать самые современные методики. И только глубокое понимание необходимости перестройки технологических процессов проектирования и совместные усилия руководства и сотрудников предприятия позволят действительно успешно внедрить передовые технологии. В сегодняшних условиях это наиболее перспективное направление обеспечения конкурентоспособности предприятия, повышения его эффективности, особенно при проектировании сложных объектов.

PC Week: Спасибо за беседу.