ИНТЕРВЬЮ

 

Еще несколько лет назад имя компании Red Hat было известно только в кругах приверженцев Open Source. Но сегодня о ней уже знают все, кто профессионально занимается информационными технологиями, независимо от используемой платформы. Дело в том, что Red Hat сейчас воспринимается не просто как ведущий поставщик операционной системы Linux, но и как полноправный член группы ИТ-лидеров, определяющих ключевые векторы развития мирового ИТ-рынка.

Два года назад Red Hat начала работать в России и уже добилась здесь заметных успехов. В сентябре в Москве побывал вице-президент Red Hat Алекс Пинчев*1. О бизнесе компании в мире и России с ним беседует обозреватель PC Week/RE Андрей Колесов.

_____

*1 Алекс Пинчев - наш бывший соотечественник, он уехал из России еще ребенком вместе с родителями тридцать лет назад.

PC Week: Прошло почти четыре года с тех пор, как единый продукт Red Hat Linux трансформировался в Red Hat Enterprise Linux и свободный проект Fedora. Как вы сегодня оцениваете результаты этого разделения?

Алекс Пинчев: Это очень важный, принципиальный для нас вопрос. Red Hat существует уже почти четырнадцать лет, компания стала пионером развития Linux как объекта предпринимательства, предложив новые бизнес-модели в софтверной области. Но в 2002 г. мы поняли, что нужно внести коррективы в наши взаимоотношения с заказчиками. До этого, распространяя дистрибутивы Linux, мы выпускали ее новые варианты каждые два месяца и продавали их по 29 долл. Но еще лет восемь назад их приобретали либо индивидуалы-энтузиасты, либо небольшие компании, часто для выполнения не самых критичных задач. Потом наши продукты все чаще стали применять крупные предприятия, в том числе и на важных участках своей работы. Но они сказали нам: "Мы не можем использовать ПО, которое меняется так часто. Нам нужен устойчивый проверенный продукт, который будет надежно работать в режиме длительной эксплуатации".

Алекс Пинчев

Четыре года назад мы поменяли систему поставок, разделив Linux на две линии. Fedora - это исследовательский проект: все, что мы находим интересного в Linux, мы передаем сюда. Это бесплатное ПО, которое скачивают миллионы людей. Они не только используют его в своих деловых и научных целях, но и по сути занимаются его тестированием.

Для корпоративного ПО нужна устойчивость, безопасность и масштабируемость. Для этого круга заказчиков мы предлагаем Red Hat Enterprise Linux (RHEL), в который включается все лучшее и, самое главное, проверенное в рамках Fedora. C 2002-го мы установили более двух миллионов RHEL-серверов у трехсот тысяч клиентов в 170 странах мира. Это гораздо больше, чем планировалось тогда, четыре года назад.

PC Week: Давайте перейдем к самой горячей теме корпоративных серверных технологий - ПО виртуализации. Какова стратегия Red Hat в этом направлении? Ваш основной конкурент, компания Novell, уже представила свою SUSE Linux Enterprise Server (SLES) 10 с включенной в нее технологией Xen, а Red Hat намерена выпустить RHEL 5 с аналогичными возможностями до конца текущего года. Вы не запаздываете в этом соревновании?

А. П.: Виртуализация - это стратегический, долгосрочный проект, который мы реализуем на базе технологий Xen. Мы вкладываем в него очень серьезные средства и сотрудничаем с такими компаниями, как IBM, HP, Intel. Нам принадлежит 80% рынка Linux, что накладывает на нас особую ответственность, и потому мы довольно консервативны в инновациях. Мы должны быть уверены, что предлагаемое нами корпоративное решение готово полностью. Например, совсем недавно мы вместе с представителями R-Style встречались с крупным корпоративным заказчиком и услышали еще раз: "Нам важна стабильность и надежность системы".

Это относится и к виртуализационным технологиям: мы должны провести полный комплекс тестирования, прежде чем выпустить их на рынок. Тут не важно, кто кого опередит на несколько месяцев, - решающим является качество продукта. И должен сказать, что Xen - это отличный проект, самый, наверное, лучший из категории Open Source за последние годы. Кстати, мы на днях объявили о доступности бета-версии технологии виртуализации в составе Fedora. К концу года мы надеемся получить очень надежное решение, которое будет включено в RHEL 5.

PC Week: На прошедшей в августе конференции LinuxWorld обнаружились подводные камни на пути ко всеобщей виртуализации Linux - отсутствие удобных инструментов управления виртуальными машинами от разных поставщиков (см. PC Week/ RE, N 33/2006, с. 42. - Прим. ред.). Как вы собираетесь решать эту проблему?

А. П.: Нам кажется, для того чтобы начинать практическое применение технологий виртуализации, необходимый инструментарий уже имеется. В частности, мы для этого используем свой набор Red Hat Network. Но по мере продвижения ПО виртуализации на рынок требования к средствам управления будут повышаться и возникнет отдельный сегмент таких продуктов.

Мы будем поддерживать на уровне гостевых OC различные системы, в том числе и Windows. Но в реальности мало кто из заказчиков будет одновременно использовать несколько различных средств на одном сервере. Так что актуальность проблемы управления разнородными виртуализационными средами представляется несколько преувеличенной.

Должен также сказать, что в нашей ОС мы даем не только саму Xen (как это сделала Novell), но и то, что мы называем Virtualization Platform. В нее включены средства управления внешними устройствами хранения данных и ряд других сопутствующих инструментов. В частности, мы уделили большое внимание проблеме быстрого автоматического переноса виртуальной среды с одного сервера на другой в случае, например, неисправности оборудования.

PC Week: Еще одна горячая новость этого года - это ваше приобретение нынешней весной компании JBoss, поставщика очень популярной серверной Java-платформы. Как идет интеграция ее технологий и бизнеса в структуру Red Hat?

Виртуализация - это стратегический, долгосрочный проект, который мы реализуем на базе технологий Xen.

А. П.: Это для нас стратегическая покупка. Мы достигли больших успехов как поставщик ОС, но поняли, что заказчикам нужно предлагать и средства более высокого уровня. Им нужна платформа для разработки и исполнения приложений, желательно недорогая, но обязательно - надежная и масштабируемая. Сначала мы хотели сделать свое решение совместно с сообществом Open Source - это проект Jonas. Но потом поняли, что нужно торопиться с развитием данного направления и лучше выбрать что-то уже существующее. Тут, конечно, JBoss просто вне конкуренции: 14 млн. уникальных загрузок этого продукта заказчиками со всего мира! В США почти каждая компания в той или иной мере пользуется средствами JBoss (правда, далеко не все платят за ее поддержку).

Это прекрасная платформа для реализации SOA-систем и поддержки жизненного цикла приложений.

PC Week: Расширяя спектр своих бизнес-интересов, вы начинаете конкурировать в том числе и с вашими традиционными партнерами, например с IBM. Вы ощущаете в этой связи какие-то проблемы?

А. П.: Нет, сколько-нибудь серьезных проблем не возникает. Наш бизнес - это уже не ребенок, а взрослый человек, который не может жить абсолютно бесконфликтно. Это обычная современная деловая практика - сотрудничество и одновременно конкуренция: соореtition. Не думаю, что такое расширение нашего бизнеса стало неожиданностью для той же IBM. Если бы мы этого не сделали, то сделал бы кто-то другой.

Актуальность проблемы управления разнородными виртуализационными средами представляется несколько преувеличенной.

PC Week: А что вы можете сказать по поводу недавней инициативы Red Hat о создании центра, где независимые разработчики ПО могли бы публично комментировать обнаруженные уязвимости?

А. П.: Дело в том, что безопасность - самая важная тема в современных корпоративных ИТ. И российские заказчики тоже обеспокоены данной проблемой. Ключевой вопрос тут заключается в том, чтобы свести к минимуму количество брешей на этапе тестирования и оперативно закрывать "дыры", обнаруженные в процессе реального применения систем. Свободное обсуждение любых тем - это основополагающий принцип сообщества Open Source. Но дело в том, что до сих пор не было единого центра, где можно было бы проводить подобные дискуссии и анализировать их ход.

По данным наших исследований, в Linux около 80% обнаруженных уязвимостей устраняется в течение одного часа. Мы считаем, что создание новой службы сбора информации о найденных ошибках и оповещения на базе стандарта Common Vulnerabilities and Exposures (CVE) позволит повысить оперативность решения проблем с безопасностью.

PC Week: Что ваша компания представляет из себя как разработчик ПО? Ведь порой приходится сталкиваться с таким мнением, что Red Hat занимается лишь маркетингом и упаковкой коробок с ПО.

А. П.: Было бы здорово, если бы так! Четыреста человек по всему миру у нас занимается только разработкой. Над ядром Linux трудятся сотни тысяч программистов, но наш вклад в общее дело самый большой - 11%. Мы активно участвуем в разных проектах Open Source, в частности в Eclipse.

Понимаете, для нас Open Source - это не только бизнес. Это еще намерение построить софтверный мир на новых прогрессивных идеях, моделях. Сделать ПО более доступным.

PC Week: А какова сфера применения ваших OC? Еще несколько лет назад уделом Linuх почти исключительно были почтовые и Web-серверы.

А. П.: Да, так было каких-то четыре года назад. Но сейчас, по нашим оценкам, не менее 80% наших клиентов используют Linux для работы критически важных бизнес-приложений. Все банки с Уолл-стрит используют Linux. Подавляющее число Java-приложений применяется в среде Linux.

PC Week: С банками и корпорациями все понятно. А малый и средний бизнес применяет Linux?

А. П.: Да, конечно. У нас 300 тыс. клиентов - в мире нет такого количества крупных компаний.

PC Week: По мере роста Red Hat ее все чаще называют "Microsoft в сфере Open Source", намекая как раз на то, что вы доминируете на рынке Linux. Как вы можете прокомментировать подобные высказывания?

А. П.: Мы в принципе не можем быть похожи на Microsoft. Никто не обладает монопольными правами на Linux. Если мы будем делать что-то не так, как хотят потребители, тут же найдется кто-то другой, чтобы сделать то, что нужно, и обойдет нас.

PC Week: Давайте перейдем теперь к российским делам. Как вы оцениваете развитие бизнеса Red Hat в нашей стране?

А. П.: Для начала скажу, что 60% наших мировых продаж идет через партнеров. В частности, в России наиболее активный партнер с точки зрения бизнеса - компания R-Style. Ваша страна - это довольно новый рынок для нас. Я впервые побывал тут, чтобы наладить деловые контакты, всего три года назад.

Мы уделяем повышенное внимание группе быстрорастущих стран, которые в США называют BRIC - Brazil, Russia, India, China. Они особенно интересны для ИТ-поставщиков, предлагающих качественно новые технологии, так как здесь нет того бремени унаследованных решений, которое является определенным сдерживающим фактором на пути нового в США и Европе.

Я лично очень доволен динамикой наших дел в России. Мы вышли на уровень очень солидных клиентов. Например, у меня были встречи в Пенсионном фонде, в "Аэрофлоте". Мы имеем хорошие контакты с местными банками. Сейчас мы работаем с IBM и VDEL (эксклюзивный дистрибьютор продуктов Red Hat в России, СНГ и странах Восточной Европы. - Прим. ред.) в направлении сертификации наших продуктов для государственных предприятий. Ведь Red Hat имеет уникальный американский сертификат EAL4+ по информационной безопасности, а это важно и для вашей страны.

PC Week: За последние 10-15 лет мы наблюдали выход многих западных ИТ-компаний на российский рынок. Большинство из них начинало работать через партнеров, но все же настоящая деятельность развивалась после открытия полноценного представительства. Есть ли у вас планы подобного расширения своего присутствия здесь?

А. П.: Я хотел бы уточнить: в России мы работаем с несколькими партнерами и пока такая схема нас устраивает, хотя мы вынашиваем и планы по открытию представительства.

PC Week: В России есть свои производители дистрибутивов Linux. Вы как-то ощущаете конкуренцию с их стороны?

А. П.: Да, мы знаем, что такие поставщики есть, но на рынке мы с ними пока никак не пересекаемся. Это относится не только к России. Местные производители Linux есть во многих странах, но корпоративные заказчики предпочитают иметь дело с мировыми лидерами. Ведь мы поставляем самые новые и, что еще важнее, проверенные версии ПО. Для клиентов имеет большое значение, какие бизнес-приложения сертифицированы для работы под ОС. У нас есть список из четырех тысяч таких продуктов.

PC Week: Спасибо за беседу.