ИНТЕРВЬЮ

 

Территориальная и "направленческая" экспансия свойственна не только москвичам

Владимир Митин    

 

Продолжаем серию публикаций, посвященных деятельности региональных компаний*1. Во время недавней ежегодной партнерской конференции OCS (www.ocs.ru) нашему специальному корреспонденту Владимиру Митину довелось побеседовать с директором департамента продуктового маркетинга "Ками-Север" (www.kamisever.ru) Игорем Веселовым.

_____

*1 См. также публикации “У нас в гостях - “нетипичная” хабаровская фирма” (PC Week/RE, N 7/2006, с. 14; www.pcweek.ru/ ?ID=509221) и “Что волнует реселлеров Северо-Запада?” (PC Week/RE, N 22/2006, с. 14; ).

PC Week: Сколько лет вашему предприятию?

Игорь Веселов

Игорь Веселов: В этом году компании "Ками-Север", первоначально образовавшейся как филиал московского НТЦ Kami, исполняется 12 лет. Фирма быстро обрела юридическую самостоятельность, но хорошие отношения со своим "родителем" сохраняет и по сей день. В частности, c НТЦ Kami мы и сейчас ведем ряд совместных проектов.

"Ками-Север" работает не только в Ярославле. У нас есть филиалы в Вологде, Улан-Удэ, Москве, Твери, Ханты-Мансийске, Краснодаре и Ростове-на-Дону, а также представительства в Череповце и Рыбинске и дочернее предприятие в Минске. В общей сложности в ИТ-бизнесе компании задействовано свыше четырехсот человек. Примерно половина из них находится в Ярославле.

PC Week: Что можно сказать о структуре ваших клиентов?

И. В.: За 12 лет работы нашими клиентами стали свыше тысячи организаций из различных регионов России - администрации городов и областей, силовые структуры, банки, промышленные предприятия и т. д. Имена наиболее крупных заказчиков можно найти в соответствующем разделе нашего сайта.

PC Week: Некоторые члены российского правительства утверждают, что отечественная промышленность сегодня находится на подъеме. Стало быть, растут и ИТ-бюджеты промышленных предприятий. Вы, как один из крупнейших ярославских интеграторов, это ощущаете?

И. В.: По нашим данным, у большинства организаций Ярославского региона ИТ-бюджеты весьма скромные. В то же время многие из них испытывают потребность в современных ИТ-решениях. Крупные же промышленные предприятия и банки, которые в настоящее время действительно находятся на подъеме и выделяют большие средства на развитие ИТ-инфраструктуры, объединены в холдинги, возглавляемые московскими и зарубежными компаниями; соответственно и решение о масштабных проектах и закупках принимается на федеральном уровне, а регионам зачастую достаются более мелкие проекты, связанные с обслуживанием техники, поставкой расходных материалов и пр.

Ограниченность региональных ИТ-бюджетов приводит, в частности, к тому, что в большинстве тендеров, которые проходят в Ярославле, главным критерием является не эффективность предлагаемого решения (в том числе по стоимости его инсталляции и эксплуатации в течение длительного времени), а его цена (точнее говоря - первоначальные затраты на проект). Понятно, что при такой постановке задачи квалифицированные коллективы, способные предложить и реализовать инновационные и высокоэффективные в долгосрочной перспективе проекты, находятся не в лучшем положении.

Но не все так плохо: по нашим ощущениям, в регионах честных тендеров (то есть тех, где все кандидаты поставлены в равные условия) проводится значительно больше, чем в столице. Однако прибыльность большинства проектов, особенно по поставке техники, невелика.

PC Week: Многие интеграторы зарабатывают деньги не столько на установке оборудования, сколько на его гарантийном и постгарантийном обслуживании...

И. В.: Да, мы несем полную ответственность за инсталлированные нами программно-аппаратные комплексы (или, как сейчас модно говорить, решения), но эффективность гарантийного и постгарантийного обслуживания во многом определяется политикой соответствующего вендора. Есть и такие поставщики, ремонт оборудования которых либо приносит небольшие деньги, либо вообще убыточен. У нас мощный технический центр. По итогам 2005 г. он признан одним из трех лучших региональных сервисных центров HP. Но нельзя сказать, что сервис - высокодоходный бизнес. Возможно, причина тут кроется в психологии пользователей, которые по-прежнему считают, что сервис (в том числе связанный с выездом нашего специалиста к заказчику) является чем-то "прилагательным" к основному проекту и платить за него вообще не следует. Поэтому стратегию своего развития мы видим не только в расширении спектра ИТ-услуг, но и в переходе от "коробочных" поставок (их удельный вес в нашем бизнесе год от года снижается) к так называемым "тяжелым решениям", где велика доля интеллектуальной составляющей.

При этом мы не гонимся за сиюминутной прибылью, стараемся смотреть в будущее и вкладываем средства в перспективные инвестиционные проекты, которые принесут отдачу не сегодня, а через год или два.

PC Week: Какие еще направления вы осваиваете?

И. В.: ИТ-бизнес - не единственное направление нашей деятельности. В настоящее время группа компаний "Ками-Север" представляет собой многопрофильный холдинг и помимо прочего ведет строительные работы, специализируясь на фасадах и кровлях зданий, построенных еще в прошлом веке. Кроме того, существует компания, реализующая промышленную продукцию. Если помните, были времена, когда предприятия за выполненные для них работы расплачивались не деньгами, а своей продукцией. Так вот, отдел, занимающийся "конвертацией" этой оплаты, со временем выделился в самостоятельную фирму, ставшую дилером многих промышленных предприятий (в основном машиностроительных). А еще в нашем холдинге есть лизинговая и консалтинговая компании. Консалтинговая фирма "Инсемакс-Консалтинг" несколько лет была инвестиционной, а сегодня осуществляет интересные проекты для региональных предприятий и по итогам 2006 финансового года признана лучшим партнером Microsoft по решениям Dynamics в Центральном федеральном округе.

PC Week: Чем же вызвана такая широта интересов?

И. В.: Диверсификация деятельности свойственна многим региональным компаниям. С давних времен известна поговорка "Не клади все яйца в одну корзину" (в "купеческом" варианте: "Не грузи все товары на один корабль"). Мы стремимся по возможности диверсифицировать и интеграторскую деятельность - в частности, занимаемся не только телекоммуникационными проектами и построением корпоративных сетей, но и активно осваиваем геоинформационный рынок, например создали оригинальную систему GSM-навигации с использованием векторных цифровых карт. Услуги этой системы доступны не только организациям, но и частным лицам. Особенно востребованы они автолюбителями.

PC Week: Сейчас в большой моде термин "аутсорсинг ИТ-услуг". А как вы относитесь к этому словосочетанию? Есть ли в Ярославле предприятия, готовые до минимума сократить свои ИТ-отделы и отдать их традиционные функции "на сторону"?

И. В.: Все предприятия разные, и история развития их ИТ-отделов тоже различна. Организации, где эти ИТ-отделы крепкие, едва ли пойдут на то, чтобы передать их функции аутсорсеру. Ведь тогда ряд сотрудников подразделения придется уволить, а вот сможет ли сторонняя организация столь же быстро и качественно выполнять те работы, за которые она взялась, это еще большой вопрос. Отдельные функции передаются на аутсорсинг, но случаи радикального сокращения ИТ-отделов (скажем, вдвое за год) мы в нашем регионе не наблюдали. Зато филиалы московских компаний и банков, которые активно приходят сегодня в регионы и только разворачивают свои офисы, готовы с самого начала передать обслуживание всей ИТ-инфраструктуры сторонней организации: это выгоднее, чем набирать и обучать людей в каждом городе, где открывается представительство. Сейчас мы ведем переговоры по нескольким подобным проектам.

PC Week: Отмечаете ли вы тенденции к объединению ИТ-компаний в вашем регионе?

И. В.: Таких тенденций нет. Вот случаи продажи ИТ-бизнеса время от времени наблюдаются. И что еще интересно: буквально пять-шесть лет назад новые компьютерные фирмы в городе появлялись, как грибы в лесу после дождя. А сейчас все как-то стабилизировалось, и лишь изредка образуются разве что "моноклиентные" компании, то есть фирмы, в основном ориентированные на обслуживание одного клиента (зачастую их руководители связаны родственными или дружескими отношениями). Но эти фирмы, как правило, не развиваются.