ПРОЕКТЫ

В предыдущем номере нашего издания (см. PC Week/RE, N 2005/38, с. 33) мы рассказывали о выходе усовершенствованной версии POWER5 компании IBM (www.ibm.ru), а 11 октября в Москве было объявлено об успешном завершении крупного проекта, в котором использовались серверы на базе этого RISC-процессора.

ЗАО "Сирена-Трэвел", оказывающее комплексные услуги бронирования и продаж авиабилетов, было основано в 2001 г. и, по словам его генерального директора Михаила Баскакова, сейчас за год продает около 12 млн. билетов. Ее центральный вычислительный комплекс (ЦВК) служит ядром распределенной системы бронирования и обеспечивает накопление и хранение информации о бронировании билетов на рейсы различных авиакомпаний-перевозчиков. В качестве аппаратной платформы ЦВК ранее использовался 12-процессорный сервер NUMA-Q производства Sequent, для которого изначально разрабатывалась система бронирования, состоящая из СУБД Oracle 7 объемом около 2 Тб и написанного программистами "Сирены-Трэвел" монитора транзакций. Особенностью работы этой системы является сезонная неравномерность нагрузки: летом число продаж авиабилетов возрастает в 2,5 раза.

К середине 2004 г. руководству компании стало ясно, что к следующему летнему сезону необходимо заменить NUMA-Q, который функционировал на пределе своей мощности и уже практически выработал свои ресурсы, на современный и более производительный сервер. Осенью того же года "Сирена-Трэвел" провела тендер на поставку сервера, в котором рассматривались решения на базе Unix-систем производства HP, IBM и Sun. Тендер предусматривал выполнение специально подготовленных тестов, моделирующих работу системы бронирования, по результатам которых и принималось окончательное решение о выборе поставщика. Поскольку система бронирования компании взаимодействует с 50 серверами авиаперевозчиков и обслуживает 10 тыс. терминалов операторов, установленных во всех российских регионах и в ряде зарубежных стран, то ее эксплуатация организована в круглосуточном режиме. Даже 10-15-минутный перебой в ее работе может привести к серьезным убыткам, поэтому новая аппаратная платформа ЦВК должна была обеспечивать высокую надежность.

Михаил Баскаков:

"Приобретение p5 590

для "Сирена-Трэвел" -

не за горами"

Как рассказывает г-н Баскаков, с учетом всех факторов и результатов тестирования (тесты моделировали весьма специфичную нагрузку) было выбрано решение на базе RISC-серверов IBM eServer p5 570 с процессорами POWER5, которое предложила корпорация "Юни" (www.uni.ru). Президент "Юни" Петр Цой пояснил, что его корпорация может предлагать решения с использованием техники всех четырех основных производителей Unix-систем (Fujitsu Siemens, HP, IBM и Sun), однако специалисты "Юни" пришли к выводу, что для "Сирены-Трэвел" наилучшим вариантом будет RISC-платформа IBM.

Возможно, на исход тендера повлияло и то, что исторически у IBM сильные позиции в гражданской авиации: одним из первых покупателей мэйнфреймов S/360 была компания American Airlines, использовавшая его для системы бронирования билетов Sabre, а отечественная система "Сирена", которую можно считать предшественницей "Сирены-Трэвел", также работала на мэйнфреймах. Кроме того, не будем забывать, что IBM в 1999 г. приобрела Sequent, поэтому когда два года спустя "Сирене-Трэвел" потребовалось расширить мощности ее NUMA-Q, то фактически она купила технику Sequent у IBM. Также стоит отметить, что, хотя развитие линейки NUMA-Q после 1999 г. прекратилось, IBM применяет разработанные Sequent технологии NUMA в некоторых моделях своих многопроцессорных серверов, в том числе и в p5 570.

Итак, что же представляет собой новая аппаратная платформа ЦВК "Сирены-Трэвел", которая была запущена в эксплуатацию в апреле нынешнего года? Это два 16-процессорных сервера p5 570 (основной и резервный), объединенные в резервированную сеть хранения SAN с помощью двух коммутаторов IBM TotalStorage SAN Switch. Резервный сервер приобретен по схеме Capacity on Demand (мощность по требованию), т. е. половина его процессоров отключена, но их можно быстро активизировать при увеличении нагрузки или выходе из строя одного из включенных процессоров.

По словам г-на Баскакова, хотя его компания использует резервное копирование на ленточные носители, восстановление базы данных с ленты может продолжаться целые сутки, что приведет к длительному перебою в работе системы резервирования при отказе основного сервера и в результате к значительным убыткам и даже банкротству "Сирены-Трэвел". Поэтому для обеспечения непрерывного доступа к данным применяется зеркалирование жестких дисков: вместе с каждым сервером в стойке установлен дисковый массив IBM TotalSto-rage DS4800, причем массив резервного сервера служит зеркальной копией DS4800, обслуживающего основной сервер, и при отказе основного серверного комплекса переключение системы резервирования на резервный занимает считанные минуты (следует отметить, что IBM гарантирует замену отказавшего компонента в течение суток). Сейчас серверы с массивами установлены в разных концах одного здания, однако в будущем для обеспечения защиты от катастроф их планируется разнести на дватри километра. (Похожий проект построения катастрофоустойчивого кластера серверов p5 570 недавно выполнила компания Крок в МДМ-Банке, однако в нем в качестве системы хранения использовались дисковые массивы HP StorageWorks EVA - см. PC Week/RE, N 2005/37, с. 35.) В рамках проекта модернизации ЦВК "Сирены-Трэвел" специалисты этой компании и корпорации "Юни" провели инсталляцию девятой версии СУБД Oracle и ее интеграцию в действующие прикладные системы.

Переход на p5 570 позволил вдвое увеличить мощности системы резервирования авиабилетов - теперь она способна обслуживать 20 млн. пассажиров в год. В дальнейшем на базе новой серверной инфраструктуры "Сирена-Трэвел" планирует построить глобальную распределенную систему, которая будет обслуживать не только авиаперевозки, но и бронировать номера в отелях, продавать туры и санаторно-курортные услуги, билеты на междугородные автобусы и культурно-зрелищные мероприятия, оформлять прокат автомобилей. Кроме того, компания собирается внедрить бронирование электронных билетов и состыковать свою систему с зарубежными системами тарифов авиаперевозок, что позволит ей обслуживать и международные рейсы.

Как считает г-н Баскаков, мощности 16-процессорного p5 570 для новых проектов могут оказаться недостаточными, и поэтому компания планирует приобретение 32-процессорного p5 590.