ПЕТР ЧАЧИН: КОЛОНКА РЕДАКТОРА
В конце сентября Ассоциация российских операторов сетей GSM (www.gsmrus.ru; далее - Ассоциация GSM) провела торжественное заседание по случаю десятилетия развития GSM в нашей стране и подключения 100-миллионного абонента к ее сетям. Действительно, за короткий срок отечественные компании сотовой связи добились серьезных результатов в новом виде телекоммуникаций, и Ассоциация GSM, ныне превратившаяся в одного из самых авторитетных членов телекоммуникационного сообщества России, сыграла в этом весьма важную, а в чем-то и ключевую роль.
Созданная в 1993 г., она при полном отсутствии нормативно-правовой базы развития GSM-сетей приступила к созданию условий для их распространения, фактически возложив на себя часть обязанностей администрации связи страны. В период, когда ведущие исследовательские центры по телекоммуникациям с трудом сводили концы с концами, а отраслевое министерство не проявляло к ним никакого интереса, ассоциация стала, пожалуй, самым крупным на тот момент инициатором и заказчиком НИОКР по радиосвязи. Она финансировала работы по "расчистке" GSM-диапазона, заказывала проведение пилотных и натурных экспериментов. Это только сейчас в "верхах" начинают понимать, что конверсию спектра частот надо осуществлять целенаправленно и выделять на это средства из госбюджета, а тогда все решалось проще: кто заинтересован, тот и платит. Причем каждый платил в отдельности, и это был звездный час для многих военных и гражданских чиновников на местах! Что говорить - по некоторым оценкам, цена конверсии одного лишь диапазона 900 МГц составила порядка миллиарда долларов, и молодым операторским компания было совершенно не под силу удовлетворить быстрорастущие генеральские аппетиты. В этом плане Ассоциация GSM выступала в качестве "концентратора" работ и коллективного органа, стоящего на страже интересов своих членов. И кое-что ей удалось.
Но сам собой возникает вопрос: способны ли ассоциации в полной мере компенсировать отсутствие научно-технической политики у Мининформсвязи РФ? Неужели организацией полного спектра исследований в интересах развития отрасли и загрузкой заказами ЦНИИС, НИИР, ЛОНИИР, Гипросвязи и других научных организаций должны заниматься общественные объединения?
Конечно, нет. И хотя в отрасли числится несколько десятков таких объединений, действительно влиятельных и активных среди них, пожалуй, всего два - Ассоциация документальной электросвязи (АДЭ) и Ассоциация GSM. Их усилий и ресурсов явно не хватит на поддержку отраслевой науки. Да и задачи у них совершенно другие, более конкретные - и дай Бог, чтобы они их выполняли успешно.
Еще сложнее обстоит дело с конверсией национального спектра частот, в котором 90% ресурса по-прежнему закреплено за силовыми структурами. И что же, диалог с генералами также должны вести общественные структуры? Или все же вопрос будет решаться на государственном уровне?
Мне кажется, эра "демократических" деклараций все же заканчивается. И такие структуры, как Министерство информации и связи РФ, должны в полной мере осознать свою ответственность за проведение государственной политики в закрепленной за ними сфере деятельности, а не транслировать свои обязанности в разного рода общественные объединения и заинтересованные группы.
А ассоциации пусть занимаются исследованиями рынка, контролем качества услуг, сбором статистики и рассылкой профильной информации, подготовкой рекомендаций, обучением кадров, международными контактами - всем тем, чего от них ждут учредители.