КОНФЕРЕНЦИИ

Именно эти два слова - "сдвиг парадигмы", или Paradigm Shift, - чаще всего звучали во время юбилейной десятой конференции по IP-коммуникациям, организованной компаниями CompTek (www.comptek.ru) и CTI (www.cti.ru) и проходившей в конце ноября в подмосковном Виноградове. Эта тема уже была слегка затронута в прошлогоднем выступлении генерального директора CTI Игоря Масленникова, но только на последнем форуме она зазвучала в полную силу. Так, например, упомянутые в прошлогодней статье (см. PC Week/RE N45/2004, с. 26) старший вице-президент "ТрансТелеКома" Алексей Рокотян и ведущий специалист "Тарио" Герман Мызовский, оказавшиеся в центре внимания и на сей раз, в своих докладах и выступлениях на круглых столах сконцентрировались именно на этом "сдвиге".

Глобальный Paradigm Shift?

За последние несколько лет о кардинальном изменении привычного уклада телекоммуникаций сочли необходимым упомянуть многие заметные персоны, начиная от генерального секретаря Международного союза электросвязи (ITU) Иошимо Утсуми до самого Билла Гейтса. На наших глазах происходит переход от традиционной модели работы отрасли (один оператор - одна сеть - одна услуга) к большому числу разнообразных услуг и операторов, работающих в глобальной IP-сети.

Множество коммуникационных сервисов изменило и смысл понятия телефон, под которым теперь кроме обычного настольного аппарата с кнопками может подразумеваться и сам персональный компьютер (оснащенный микрофоном и звуковоспроизводящим устройством), и КПК, и мобильный телефон с массой разнообразных дополнительных функций и аксессуаров.

Игорь Масленников:

"Смысл понятий "связь",

"оператор", "сеть"

кардинально изменяется"

Да и привычная на вид (но с обновленной "начинкой") телефонная трубка теперь может с помощью проводов или без них подключаться и к персональному компьютеру, имеющему доступ в Интернет, и к сети оператора кабельного телевидения, и к различным беспроводным сетям. Впрочем, для удобства консервативных пользователей телефоны с совершенно новым внутренним технологическим устройством выпускаются в формате привычных аппаратов.

Изменился и продолжает меняться смысл понятий "связаться" и "позвонить", да и телефонный номер перестал быть только набором цифр. Если 15-20 лет назад "связаться" означало поговорить или передать голосовое или текстовое (в исключительных случаях графическое) сообщение по обычному телефону или радиоканалу (атмосферному или спутниковому), то сейчас это и SMS, и электронная почта, и сотовая и IP-телефония, и многочисленные коммуникационные сервисы типа ICQ, Skype, GoogleTalk, и многое, многое другое.

А вместо абстрактного номера теперь можно позвонить и по адресу телефонной почты, и по любому идентификатору, зарегистрированному в подобных Skype-сетях. Количество различных видов операторов и сетей также перевалило уже за пару десятков. Совершенно уникальный для отрасли случай, выдающийся с точки зрения бизнеса, по мнению Игоря Масленникова, - недавняя покупка за 4 млрд. долл. компании Skype, инвестиции в создание и развитие которой составили всего около 20 млн.

Теперь, как заявил Герман Мызовский, изменился и принцип ведения бизнеса в глобальных телекоммуникациях. Если раньше надо было создать продукт, сеть или услугу и прежде всего зарабатывать на их продаже деньги, то теперь наступает эра бесплатных сервисов, и абонентская база, внимание клиентов к определенному, как правило, бесплатному продукту (типа интернет-коммуникаторов или поисковых машин и т. п.) ценятся гораздо выше.

Люди, занимающиеся бизнесом на подобном уровне, создавая, например, системы бесплатной электронной почты с гигабайтными почтовыми ящиками для многих миллионов клиентов, думают уже совершенно иначе, чем традиционные телекоммуникационные операторы.

Вместе с изменением представления о сфере услуг связи меняется и представление о мире в целом. В Интернет переходит и значительная часть процесса потребления обычных продуктов и услуг. И тот, кто сделает обслуживание самых разных человеческих потребностей через Сеть наиболее простым и комфортным, будет "править миром".

История и современность

Наиболее фундаментально рассмотрел исторические аспекты сдвига парадигмы в своем докладе Алексей Рокотян. Начав с анализа более чем столетней истории развития электросвязи, он отметил, что логика формирования услуги до сих пор была неразрывно связана с сетью и заложена (в техническом плане) в соответствующих коммутационных устройствах. С точки зрения бизнеса оператор являлся и владельцем сети, и продавцом услуг. Целью отрасли скорее была ликвидация дефицита услуг (телефонизация), поэтому операторы могли позволить себе уделять маркетингу минимум внимания.

Именно эти факторы привели к появлению национальных и транснациональных операторов-монополистов (сейчас, как правило, имеющих приставку "бывших"). Конкуренция, там, где она все-таки возникала, имела в основном форму состязания инфраструктур. Операторы соревновались в расширении географического покрытия, в эффективности эксплуатации, возможности обеспечить качество. И в рамках такой парадигмы отрасль жила более ста лет. Появлялись новые потребности - создавались новые специализированные сети (например, сети передачи данных), увеличивалась пропускная способность линий связи.

Алексей Рокотян: "Телекоммуникации все больше

приближаются к модели коммунальных услуг"

Причинами кардинальных изменений в отрасли в конце прошлого века можно назвать и совершенствование технологий передачи информации по волоконно-оптическим линиям связи, и развитие технологий доступа, и прогресс микропроцессорной техники. Сетевые ресурсы операторов стали качественны и дешевы. Развитие мобильной связи, в свою очередь, позволило избавиться от дефицита телефонных номеров и абонентских линий. Появилась необходимость строить сети связи не для оптимального использования их ресурсов, а для удобства и эффективности оказания различных услуг (так называемые мультисервисные сети связи).

При этом все большую ценность в глазах потребителя приобретает не сама услуга связи как таковая (процесс передачи информации), а сервис, доступ к которому становится возможен через потребление услуг связи. Благодаря этому между операторами и пользователями возникла прослойка сервис-провайдеров. Именно здесь, на уровне сервис-провайдеров, выросла маркетинговая составляющая бизнеса, которая была незначительна в "классических" телекоммуникациях начального периода.

Как раз из-за этого, по мнению Алексея Рокотяна, и "поехала парадигма" в отрасли электросвязи. Но в наших российских реалиях одним из тормозов дальнейшего развития можно считать проблемы регулирования. Особенностью сегодняшней нормативной базы является технократический подход. Услуга - это функция сети, поэтому если хочешь оказывать услугу, то необходимо построить сеть связи. Какую сеть построил - такую услугу и предоставляешь.

При этом маркетинговая составляющая практически игнорируется (продвижение, продажи, создание сервисов). Техническое и правовое регулирование построено исходя из "классической" телефонии и практически не учитывает, что современные телекоммуникации мира IP-технологий архитектурно и идеологически построены по-другому.

Обычный цифровой и IP-телефон -

попробуйте найти отличия!

Поэтому, чтобы соответствовать мировым тенденциям, игрокам российского рынка телекоммуникаций придется самым кардинальным образом менять бизнес-модели своей работы. Для этого и операторам связи, и поставщикам информационных услуг необходимо существенно изменить свою психологию, отказаться от нацеленности на насыщение рынка и, в зависимости от выбранной стратегии, перейти либо к модели "инфраструктурной компании-оператора сети", либо к модели "работающего на розничном рынке сервис-провайдера", практически не имеющего собственной сетевой инфраструктуры. А нормативная база должна не только позволять вести работу такими методами, но и ненавязчиво подталкивать оператора к ним. Все это потребует соответствующего изменения подходов и парадигмы регулирования.

Прохладный душ

Тем не менее процессы идут не так быстро, как хотелось бы многим адептам новых технологий. Георгий Санадзе, специалист по предпродажной подготовке компании Avaya, отметил, что многочисленные прогнозы первых лет XXI века относительного того, что в 2005 г. объемы поставок портов IP-телефонии в корпоративном секторе сравняются с количеством традиционных телефонных линий, не оправдались, и по-прежнему доля поставок обычных TDM-телефонов в несколько раз превышает долю IP-аппаратов.

Рост IP-составляющей в корпоративной телефонии идет без неожиданностей и резких скачков, но несколько медленнее, чем предполагалось ранее. 2000-2005 гг., по существу, стали только периодом построения инфраструктуры современного предприятия, готовой к принятию технологии VoIP. А 2005-2010 гг. станут периодом конкурентной борьбы открытых приложений на базе стандартных аппаратных платформ, ожидается широкая взаимная совместимость конкурентных решений.

По прогнозу Avaya, основным новым рынком в сфере корпоративной телефонии на ближайшие пять лет станет сектор Business Communication Applications - прикладных программных решений для телекоммуникационных систем. Его объем, по оценкам той же Avaya, к 2010 г. составит 30 млрд. долл. (10 млрд. для региона EMEA), а наиболее значительными кусками этого пирога станут контакт-центры, IP-телефония, системы обработки электронной почты и универсальных сообщений.

Тенденции

По сравнению с предыдущими годами практически ушла с конференции тема карточной телефонии, намного меньше внимания уделялось технологическим новшествам и проблемам (по мнению большинства участников, они в основном решены), а наибольшее внимание привлекали доклады по бизнес-моделям предоставления новых услуг, развитию бизнеса IP-коммуникаций в условиях меняющейся парадигмы.

Среди новых тем нынешней конференции были заметны конвергенция фиксированной и мобильной связи (FMC, Fixed-Mobile Convergence) и видеосервисы (видеотелефония, видеоконференцсвязь и интерактивное IP-TV). У этих технологий благодаря развитию широкополосных сетей доступа появились совершенно другие возможности. Через год, по мнению Игоря Масленникова, на очередной, 11-й конференции этим направлениям будет уделено гораздо больше внимания.