ИНТЕРВЬЮ

Компания "ДеЛайт 2000" (www.delight2000.com) работает на рынке средств отображения информации и в отличие от многих других участников этого рынка, выбравших ту или иную специализацию, развивает параллельно дистрибьюторское, проектное, арендное и некоторые другие направления. В нынешнем году компании исполнилось 10 лет, и, пользуясь случаем, мы побеседовали с ее руководителями - Анной Зуевой и Михаилом Петровым.

PC Week: Что вас подтолкнуло десять лет назад заняться столь экзотическим по тем временам бизнесом?

Анна Зуева: Сначала мы с Михаилом Петровым занимались созданием отдельных образовательных программ для школьников, потом участвовали в выпуске универсального инструмента - графического редактора MultiVision, объединяющего картинки, гипертексты, анимацию, что позволяло каждому преподавателю разработать собственный курс. (Некоторые преподаватели получили звание "Учитель года", демонстрируя свои курсы, созданные на его основе.) Графический редактор перерос в видеоредактор (обратите внимание: это случилось еще в 1991 г., когда лучшие сканеры имели разрешение CGA, а о цифровых фотоаппаратах и видеокамерах еще и не мечтали!). Все эти исследования требовали больших вложений и новейшей аппаратуры, а программы сами по себе продавались плохо, поэтому возникла идея создания программно-аппаратного комплекса. Так, в 1991-1992 гг., еще в рамках компании AIST, мы начали продавать жидкокристаллические панели, являющиеся прародителями современных проекторов. Первые же видеопроекторы были выпущены в 1995 г., и мы сразу предложили их российским покупателям.

Анна Зуева

PC Week: Сравните, пожалуйста, ваше видение направлений бизнеса в момент зарождения компании и сейчас.

А. З.: Когда мы начали строить компанию, самой главной целью, которую мы перед собой ставили, было научиться работать на широком рынке. Мы хотели стать настоящими экспертами в своей области, в частности знать не только модели техники, предлагаемые нашей компанией, но и все проекторы, представленные на рынке.

Сегодня мы сохраняем главную установку: быть настоящими профессионалами. А это означает не только и не столько умение продать, сколько способность обеспечить высокий уровень услуг. Все это требует накопления экспертных знаний внутри компании. Для поддержки и повышения уровня знаний мы создали институт технологов, проводим регулярные технологические семинары и квалификационные экзамены, отправляем наших специалистов на обучение у поставщиков продукции. Более того, мы передаем знания нашим партнерам в регионы.

PC Week: С какими трудностями вы встретились в работе?

Михаил Петров: В 1995 г., имея семь сотрудников, мы по сути были компанией семейного типа. Безусловно, мы прошли болезненные этапы перехода к корпоративным отношениям. Но перестройка - это не события, а безостановочный процесс. Изменения происходят постоянно.

А. З.: Мы с самого начала продумывали и выстраивали стабильную самоподдерживающуюся структуру компании. Сейчас перед фирмой стоит задача, не теряя стабильности, стать более гибкой. Мы растем очень аккуратно - у нас нет такого взрывообразного роста, при котором мы начинали бы терять управление. Сейчас в компании работает около 80 человек.

PC Week: Каковы закономерности развития компаний, специализирующихся на презентационных системах, в сравнении с хорошо знакомыми для наших читателей обычными ИТ-компаниями?

М. П.: Эволюция примерно одинакова. Сначала мы занимаемся просветительской деятельностью, формированием рынка. Потом продажа отдельно взятого устройства из искусства переходит в разряд ремесла, становится массовой. Далее эти устройства начинают применяться более изощренно, а потому появляется консалтинг по использованию техники. Затем наступает очередь интеграции систем.

Михаил Петров

Традиционные ИТ-компании занимаются внедрением сложных КИС, где есть некая интеллектуальная составляющая. Серьезные КИС не только собирают всю информацию в одном месте и предоставляют удобные инструменты для работы с ней, но и вынуждают предприятия изменить свои бизнес-процессы. В том, что делаем мы, есть аналогичная составляющая. В нашем проекте нужно построить сценарий для работы заказчика с информацией и конечно же создать ему удобное окружение.

Приведу пример одного из наших "продвинутых" заказчиков, который был готов принять подобные услуги. Мы оборудовали зал совещаний для высшего руководящего состава. Все члены совета директоров компании приходят туда с планшетными ПК. С них идет беспроводная трансляция на экран, и участники заседания могут поверх своих экранов что-то рисовать, делать пометки в документе, которые все видят. То, что происходит на экране, можно сохранить на компьютере для последующего просмотра, редактирования и распечатки. Это целая технология, которую нужно было создать, внедрить, научить людей использовать.

PC Week: Какие технологии из предлагаемого вами арсенала используются внутри компании?

А. З.: К счастью, про нас нельзя сказать, что мы - сапожник без сапог. Внутренние семинары (впрочем, как и внешние) проходят примерно раз в месяц, плюс, конечно, участие в выставках. На семинарах мы обязательно пользуемся проекторами, документ-камерами, системами дистанционного управления. Все презентации, сделанные для внешней аудитории, в обязательном порядке проходят через руки дизайнера компании.

Переговорная, которую мы используем в ежедневной работе, - одна из самых технически насыщенных в стране. В ней соединены интегрированные системы управления, системы дистанционного управления, сложная коммутация различных источников, телефон конференцсвязи. Совместный просмотр документов и выработка коллективных решений стали обыденными.

PC Week: Каковы ваши планы с точки зрения видов деятельности и перспективных технологий?

А. З.: Индустрия постоянно развивается. Новые аудиовизуальные технологии появляются регулярно, несколько раз в год. Мы их отслеживаем, анализируем, выбираем лучшее и предлагаем клиентам, отвечая за совместимость этих устройств с уже имеющимся оборудованием. Кроме того, наша группа R&D выполняет собственные разработки. Например, создает специализированные мультиэкранные контроллеры.

В целом наши решения предназначены для оснащения закрытых помещений - так называемый рынок in-door.

PC Week: Насколько помогают докладчику современные технологии, например беспроводное подключение ноутбука к проектору, - ведь результат презентации зависит в первую очередь от мастерства докладчика?

М. П.: Настолько, насколько малоопытному водителю помогают противозаносные, блокировочные системы и прочие "умные" средства автомобиля, которые хорошим водителем его не сделают, но во многих ситуациях спасут. Они поддерживают докладчика, скрашивая грубые ошибки. Скажем, беспроводная система избавляет от необходимости во время доклада подбегать к компьютеру.

PC Week: Как складываются отношения компаний "ДеЛайт 2000" и "РТА Инжениринг" после слияния представляемых ими вендоров - Synelec и Clarity?

А. З.: Теперь мы вместе работаем с одним поставщиком, а это, как всегда, ведет только к улучшению отношений.

PC Week: Каковы, на ваш взгляд, фундаментальные тенденции рынка? По технологиям, видам отображающих систем, объемам и географии поставок...

М. П.: Несмотря на обилие игроков, отечественный рынок средств отображения информации, похоже, постепенно консолидируется вокруг лидеров.

По уровню развития техники рынок достиг зрелости. Проекторы, дисплеи и другое видеооборудование достаточно стандартизованы. Это своего рода кирпичики, которые мы используем в построении уникальных систем. Можно пояснить на примере писательского мастерства: далеко не все сочетания букв, набранных на самой обычной клавиатуре, складываются в "Войну и мир".

Скажу больше. Проектор - не основное в современных системах. Часто он даже не виден. Пользователь слышит звук и видит картинку на экране, но за всем этим стоит сложная инфраструктура, соединяющая, например, две переговорные комнаты в разных уголках земного шара. Можно сказать, что тенденции рынка следуют за информационными потребностями бизнеса и общества. Массовые коммуникации в последние годы развиваются ускоренными темпами, и компании готовы тратить на них деньги. В этом очень хорошая перспектива для нас.

А. З.: Особое значение, как мне кажется, в будущем приобретут интерактивные доски. В нашей стране их пока немного, но по всему западному миру бурно развивается дистанционное образование с использованием электронных досок. За этим, несомненно, будущее в сфере образования.

PC Week: Вы сказали, что в компании есть подразделение разработок. Чем оно занимается?

М. П.: Далеко не все можно сделать из стандартных элементов. Может возникнуть задача, для которой готового решения нет. И тогда нужно создать программу, коммутатор, контроллер, кронштейн особой конфигурации или что-то другое. Интеграция AV-систем - это сама по себе разработка, и в ее рамках довольно часто приходится создавать те или иные уникальные элементы.

PC Week: Как вы считаете, станет ли домашний кинотеатр на основе мультимедиа-проектора массовым явлением?

А. З.: Этот вопрос, на мой взгляд, аналогичен другому вопросу: станут ли массовым явлением элитные коттеджные поселки? Вряд ли. Но верить в это очень хочется. Особенно производителям проекторов, которым нужны новые рынки сбыта. Основные недостатки проекторов, проявляющиеся при использовании дома, - это необходимость выдерживать проекционное расстояние и влияние внешней засветки на яркость изображения. Надо сказать, что главный сегмент рынка домашних кинотеатров - это киноманы, доля которых среди населения не очень велика. Что касается квартир, в которых проживают семьи с детьми, то здесь скорее основным средством отображения будут плоские телевизоры, в частности плазменные.

Сегодня компания "ДеЛайт 2000" сфокусирована на корпоративном рынке, но не исключено, что в будущем мы придем и на рынок домашнего кино.

PC Week: Возможно ли и целесообразно ли производство проекторов на территории России?

А. З.: Производство проекторов на территории России возможно, но, на наш взгляд, пока нецелесообразно, так как объемы продаж еще не настолько велики (продажи одной модели сегодня оцениваются максимум в несколько сотен штук). Однако опыт производства есть, и он вполне позитивен.

PC Week: Считаете ли вы перспективными новые карманные проекторы со светодиодными источниками света?

М. П.: Сегодня компании (в первую очередь Texas Instruments) разрабатывают маркетинговую идею, что подобными устройствами будут пользоваться владельцы мобильных телефонов. Появление LED-лампочек - это, несомненно, новый технологический прорыв. Однако они пока не особенно эффективны. Притом есть два серьезных технологических ограничения. Увеличить мощность светодиода не удается, равно как и установить несколько светодиодов рядом - получается неравномерный световой поток. Пока эти ограничения не будут преодолены, дальнейшего развития ожидать не приходится.

PC Week: Спасибо за беседу.