БЕЗОПАСНОСТЬ

Когда компьютеры заперты в комнате и доступны лишь немногим специалистам, следить за ними легко. Гораздо сложнее обстоит дело с ноутбуками, которые путешествуют со своими хозяевами по всему свету. Недавний опрос таксистов в крупных городах мира показал, что пассажиры забывают их тысячами. С карманными компьютерами ситуация еще хуже.

Специальный обзор английской аналитической компании Quocirca (www.quocirca.com) посвящен анализу проблем обеспечения безопасности мобильных устройств и организации надежных бизнес-практик. Он основан на результатах 2853 интервью с сотрудниками самых разных компаний.

Проблемы мобильных устройств

Термин "мобильное устройство" сегодня относится к продуктам разных классов, и их число постоянно растет. Здесь мы будет говорить только о смартфонах и переносных компьютерах (ноутбуках, планшетных и карманных ПК на основе Microsoft Windows). Мобильность привносит в ИТ две основные проблемы, связанные с тем, что защищенная информация выносится из охраняемого помещения и к ней предоставляется дистанционный доступ.

Надо прилагать немало усилий для того, чтобы соблюдать разумный баланс между новыми мобильными возможностями и риском, с ними связанным. Главной проблемой в работе с мобильными устройствами 60% опрошенных считают обеспечение их безопасности, 55% - дороговизну и сложность работы с ними, 50% - проблемы технической поддержки и 35% - инвентаризацию (можно было называть несколько причин, отвечая на поставленный вопрос).

Очень важно следить за "мелочами". Например, не забывать при увольнении сотрудника забирать у него корпоративные мобильные устройства и лишать физического и логического доступа к ним. Надо категорически требовать от сотрудников, чтобы они регистрировали в ИТ-департаменте все личные мобильные устройства и любой доступ к корпоративным БД производили только стандартным и защищенным способом.

С ноутбуками в компаниях уже научились работать, их учитывают и контролируют, а вот КПК гораздо легче получить и можно приобрести самостоятельно. Мало того, современные КПК - это не просто "гаджет", а средство повышения собственной производительности, поэтому менеджеры разного уровня все охотнее приобретают их.

Но чем компактней и сложнее становятся карманные устройства, тем больше рисков с ними связано. Их все проще потерять или повредить, к тому же они могут быть без особого труда украдены. Нельзя забывать и о том, что устройства эти подвержены вирусному заражению и слабо защищены от несанкционированного доступа. Но, несмотря на все эти проблемы, они играют в современном бизнесе все большую роль, а вот уровень заботы об их безопасности совершенно этой роли не соответствует.

Какой же аспект безопасности более всего волнует пользователей сегодня? Как следует из упомянутого выше обзора, 69% опрошенных опасаются того, что их личная или корпоративная информация попадет в чужие руки из-за кражи или утери устройства; 63% по тем же причинам боятся потерять эту важную информацию; 52% видят опасность в несанкционированном проникновении в их устройство через сеть, а 50% - в вирусах. И наконец, 43% считают, что информация может быть перехвачена, когда передается по беспроводным каналам связи.

В качестве резюме: необходимо специально обучать пользователей решению всех проблем безопасности, с тем чтобы они понимали свою личную ответственность за ее соблюдение.

Пользователи ноутбуков и КПК: что нужно им и что требуется от них

Число ноутбуков в последние годы стремительно растет, все чаще они заменяют настольные компьютеры. Если раньше ими пользовались только топ-менеджеры, которые досконально знали свое "орудие производства", то теперь ноутбуки становятся массовым товаром.

Какие же проблемы, касающиеся обращения с ноутбуком и его технической поддержки, пользователи считают самыми серьезными? 75% утверждают, что это надежная ОС и ее своевременное обновление; 52% выделяют конфигурацию сетевого доступа, а 42% - развертывание приложений. Лишь 40% опасаются использования ноутбука не по назначению, 30% - его потери или повреждения; 22% обращают внимание на сложности с инвентаризацией мобильных устройств и только 20% признают, что у пользователей просто нет нужных навыков. Интересно, что по всем этим вопросам мнение опытных пользователей ноутбуков совпадает с мнением тех, кто еще только собирается с ними работать. Все эти проблемы более или менее известны, и задача состоит лишь в том, чтобы научить с ними справляться большое число новых и к тому же зачастую неподготовленных пользователей. Надо сказать, что неумение работать с ноутбуками серьезной проблемой считают меньше четверти опрошенных.

А какая поддержка есть у потребителей уже сегодня? 60% пользуются службой helpdesk с расширенными возможностями; 32% участвуют в специальной подготовке пользователей, а 20% со всеми вопросами справляются самостоятельно, благо хорошие советы можно почерпнуть в Интернете. Еще 20% автоматически обновляют приложения и столько же автоматически делают резервную копию всей информации на ноутбуке и КПК.

Повсеместная "мобилизация" приводит к необходимости сделать мобильной и доступной в любое время суток и службу поддержки мобильных устройств. Очень важна автоматическая поддержка мобильных устройств, но, к сожалению, она доступна менее чем для четверти всех пользователей.

А какие решения по обеспечению безопасности наиболее популярны сегодня? Свыше 90% владельцев ноутбуков прибегают к помощи антивирусного ПО, более 70% пользуются безопасным мобильным доступом через VPN или предпочитают другие способы; 65% установили у себя личный сетевой экран, а 37% защищают файлы с данными специальными паролями. В 25% случаев все мобильные устройства снабжены метками RFID, чтобы контролировать их перемещение по территории офиса, а в 10% доступ к компьютеру осуществляется при помощи биометрических (и других современных) способов идентификации пользователя.

И все же когда ноутбук попадает в чужие руки, защитить файлы в нем от похищения крайне сложно. Правда, пока ноутбуки крадут исключительно из-за ценности самого устройства, а не ввиду ценности хранящихся в нем файлов. Важно отметить, что гораздо более надежными для контроля доступа являются не привычные всем пароли, а биометрические средства и USB-ключи. К сожалению, сегодня они не слишком популярны.

Смартфоны наступают

Хотя смартфоны все больше напоминают компьютеры, их воспринимают как устройства потребительской электроники. Ситуация постепенно меняется по мере распространения мобильной электронной почты, которая со временем может стать своеобразным мостиком для прихода смартфонов в бизнес-приложения. Но смогут ли смартфоны заменить ноутбуки?

20% опрошенных считают, что смогут, причем для большого числа пользователей; 25% полагают, что смогут, но только для незначительного их числа, а 50% вообще отрицают такую возможность или оценивают ее как маловероятную; оставшиеся 5% затрудняются дать ответ на поставленный вопрос.

Те, кто много работает с текстами, просматривает чертежи и документы, никогда не смогут продуктивно делать это на маленьких экранах смартфонов. Именно маленький экран - главная причина, которая заставляет ассоциировать смартфоны с простыми и несложными приложениями, ориентированными на быстроту ответа.

Что же мешает пользователям работать со смартфонами? Почти 50% опрошенных сожалеют об отсутствии удобной клавиатуры, а 42% недовольны малым размером экрана. Лишь 33% соглашаются с тем, что многие люди просто не подготовлены к работе с ними. Еще 30% сетуют на то, что модели смартфонов слишком быстро меняются, а 12% - на сложность работы с мобильными устройствами.

Смартфоны активно наступают не только на рынок ноутбуков, но и на рынок мобильных телефонов. Заменят ли они эти аппараты? 27% респондентов считают, что да, заменят, но не для всех, а для большинства пользователей, и ровно столько же полагают, что только для небольшого их числа, а 42% уверены, что этого не произойдет.

Для такой оценки есть много причин. Немаловажная из них - высокая цена смартфонов. К тому же перечисленные нами проблемы с безопасностью, сложностью поддержки и т. п. делают будущее смартфонов не таким уж безоблачным.

Главный вопрос - зачем вообще использовать смартфоны в бизнесе? Но даже когда решение принято, на пути его реализации встает немало проблем. При этом 60% респондентов думают, что основная проблема - управление безопасностью, и столько же полагают, что это выбор адекватного смартфона; 58% к числу серьезных проблем относят стоимость устройства, а 40% выводят на первое место подготовку пользователей и поддержку; 35% видят проблему в управлении мобильными устройствами и их инвентаризации. Назывались и другие причины.

Есть большое количество платформ для смартфонов, но среди них нет лидирующей, поэтому трудно сделать выбор. Для реализации проекта желательно участие представителей производителя оборудования, поставщика ПО и сетевого оператора.

Вместе с распространением смартфонов возникают и новые проблемы, которые можно решить, опираясь на богатый опыт эксплуатации ноутбуков, только надо этот опыт переосмыслить и перенести на новые устройства. Ситуация осложняется еще и большим разнообразием смартфонов, но начинать надо с таких традиционных мер, как снижение издержек, минимизация рисков, повышение производительности.

Вывод прост: если серьезно продумать проект, обеспечить поддержку, подготовку пользователей, научить всех думать о безопасности и не терять мобильные устройства, то все получится.