ОБЗОР

Новые продукты позволяют большему числу пользователей применять передовые коммуникации

Компании, которым нужна система мгновенного обмена сообщениями (IM - Instant Messaging), позволяющая поддерживать связь с пользователями за пределами предприятия, найдут хорошее решение в виде серверного приложения Open Presence Network System XT производства Antepo и устройства JabberNow фирмы Jabber.

Antepo Open Presence Network System XT, поставки которого начались в августе, открывает перед организациями великолепную альтернативу более известным платформам IM масштаба предприятия. При цене 30 долл. за рабочее место эта система представляет собой выгодное приобретение, особенно для приложений, использующих непрерывный обмен мгновенными сообщениями в рамках групп.

Устройство JabberNow, также выпущенное в августе, стоит от 40 до 100 долл. на рабочее место в зависимости от числа приобретаемых пользовательских лицензий и хорошо подойдет для небольших организаций или филиалов. (Следует заметить, что есть и совсем бесплатные программные реализации технологии Jabber. - Прим. ред.) Мы протестировали общие возможности OPN System XT, и они нам понравились. Клиентская часть обладает хорошим набором функций, ориентированных на конечного пользователя. Система имеет административный интерфейс на базе веб и интегрируется со службами каталогов и корпоративными СУБД.

JabberNow обладает частью возможностей, реализованных в IM-серверах Jabber IMA (Instant Messaging Advanced) и Jabber XCP (Extensible Communications Platform). Его модульная архитектура обеспечивает гибкость и расширяемость, которые позволяют компаниям использовать его для более широкого круга задач, нежели рудиментарный внутрисистемный мгновенный обмен сообщениями.

Как в OPN System XT, так и в JabberNow для мгновенного обмена сообщениями применяется открытый протокол XMPP (Extensible Messaging and Presence Protocol). Поэтому администраторы могут выбирать из многих коммерческих и открытых вариантов реализации клиентской части помимо тех, что поставляются вместе с продуктами. Кроме того, OPN System XT поддерживает протоколы SIP (Session Initiation Protocol) / SIMPLE (SIP for Instant Messaging and Presence Leveraging Extensions), так что компании могут применять клиенты на базе SIP/SIMPLE.

OPN System XT

Antepo OPN System XT обладает многими возможностями, имеющимися в IM-приложении масштаба предприятия Jabber XCP, включая двусторонний и групповой обмен мгновенными сообщениями. OPN System XT имеет также компоненты для управления IM в корпоративной среде, в том числе дающие возможность централизованного архивирования содержания чата.

В ходе тестирования мы смогли задать федеративные отношения OPN System XT как с America Online AIM (AOL Instant Messenger), так и с Microsoft LCS (Live Communications Server), которые размещались в самостоятельных доменах. OPN System XT может также образовывать федерацию с системами IBM Lotus Sametime и Jabber.

Резюме для руководителей

OPN System XT

Благодаря поддержке протоколов SIP/SIMPLE и XMPP серверное приложение OPN System XT компании Antepo обладает такой степенью гибкости, которой нет у других систем IM масштаба предприятия. OPN System XT предоставляет широкие возможности для созданий федераций с другими IM-системами масштаба предприятия, а также с сетью AOL. Клиентская часть OPN открывает также несколько очень удобных возможностей тем пользователям, которые хотят активно контролировать информацию о своем присутствии в сети. Дополнительные сведения можно получить по адресу: www.antepo.com.

Анализ затрат. При цене 30 долл. на пользователя OPN System XT является одним из самых дешевых серверов масштаба предприятия. Хотя при создании федерации управление ею обойдется дорого из-за необходимости выдавать сертификаты, интеграция с Active Directory и наличие консоли на базе веб позволят удержать управленческие расходы на сравнительно низком уровне.

Оценка основных характеристик

Администрирование  

Хорошо

Взаимодействие с другими системами  

Отлично

Возможности коллективной работы  

Хорошо

Расширяемость

Хорошо 

Поддержка различных платформ

Хорошо 

OPN System XT поддерживает шифрование коммуникаций по протоколу TLS (Transport Layer Security), что является обязательным для AIM и рекомендуется в любых федеративных средах. Плюс к тому продукт поддерживает коммуникации с помощью "чистого" TCP, что полезно при создании внутренних федеративных сетей, которые интегрируются с имеющимися серверами LCS или Lotus Sametime.

Клиентская часть OPN System XT позволила нам управлять информацией о присутствии в сети на уровне групп. Эта часть включает помимо прочего "комнаты" для непрерывного чата, именуемые форумами, и фильтры, позволяющие извещать пользователей о применении ключевых слов в этих форумах.

Однако клиент OPN не дает возможности зафиксировать расположение окна чата по отношению к окну со списком контактов (это помогло бы сэкономить место на экране за счет расположения нескольких сессий чата в виде закладок). Кроме того, клиентская часть OPN работает только под Windows. Antepo не предлагает полного решения пользователям Mac OS или Linux. Правда, существуют открытые и коммерческие продукты других фирм, обеспечивающие, во всяком случае, двусторонний обмен сообщениями.

Что касается администрирования, то OPN System XT имеет простой в управлении веб-интерфейс, отображающий основные элементы конфигурации, такие, как интеграция со службой каталога, внутренние (back-end) СУБД, управление пользователями и настройки шлюза. На сервере Antepo "обернула" веб-консоль в интерфейс, который позволяет администраторам безопасно останавливать и запускать систему.

Разработанные Antepo мощные инструменты управления позволили нам предварительно заполнить (prepopulate) списки пользователей, управляя группами с помощью административной консоли. Нам особенно понравилось, что мы могли либо расширить схему Active Directory, либо оставить ее в прежнем виде, когда устанавливали компонент для интеграции с Active Directory. Благодаря возможности расширения схемы администраторы могут предоставить пользователю доступ к IM и настроить установленные у него серверы для работы в распределенной серверной среде.

А вот управлять функциями клиентов на лету администраторы не могут. Такими возможностями, как, например, совместный доступ к файлам, можно управлять только со стороны клиента с помощью XML-файла конфигурации, который задает функции в момент установки ПО.

Имеющееся в составе консоли средство аудита создано на базе поискового механизма с ограниченными функциями. Оно позволяет вести поиск в записях бесед, хранящихся в базе данных. Однако для полного аудита записей бесед пользователей в целях соблюдения требований законодательства компаниям потребуется средство подготовки отчетов либо приложение для управления IM производства другой фирмы.

OPN System XT поддерживает Red Hat Enterprise Linux 3.0, Solaris 8 и более поздние версии, Windows 2000 Server и Windows Server 2003. Antepo рекомендует использовать сервер с процессором Pentium 4 и как минимум 2 Гб ОЗУ.

JabberNow

Нам понравилось, как JabberNow реализовал систему обмена мгновенными сообщениями в виде очень просто устанавливаемого устройства, несмотря на его ограниченные возможности. Вместе с тем этот продукт обладает некоторыми странными особенностями. Наиболее бросающаяся в глаза - форма, напоминающая тостер. JabberNow обеспечивает достаточную общую гибкость, что важно и для компаний, которые стремятся охватить удаленные офисы системой обмена мгновенными сообщениями на базе XMPP, и для тех компаний малого и среднего бизнеса, которым необходим IM.

Резюме для руководителей

JabberNow

JabberNow компании Jabber представляет собой простое в установке устройство, открывающее широкие возможности для организации IM и непрерывного чата. Его архитектура, позволяющая подключать дополнительные программы, осуществлять администрирование через веб-интерфейс и гибкое IM-приложение делают его хорошим выбором для малого бизнеса и удаленных офисов. Однако встроенные инструменты управления носят рудиментарный характер. Для получения дополнительной информации посетите сайт www.jabber.com.

Анализ затрат. При ценах от 40 до 100 долл. JabberNow в базовой конфигурации является недорогим продуктом, учитывая, что в цену входит стоимость оборудования. Использование дополнительных возможностей, таких, как интеграция со службой каталогов или шлюз в сеть AOL, может значительно увеличить стоимость. Однако клиентская часть, созданная на базе веб, возможно, позволит удержать расходы на невысоком уровне.

Оценка основных характеристик

Администрирование  

Хорошо

Взаимодействие с другими системами  

Хорошо

Возможности коллективной работы  

Хорошо

Расширяемость

Хорошо 

Поддержка различных платформ

Хорошо 

Это небольшое устройство может поддерживать до 500 пользователей при применении веб-клиента и до тысячи - при работе с Jabber Messenger как клиентской программой. При цене 40 долл. на пользователя в базовой конфигурации JabberNow представляет собой очень хорошее сочетание аппаратного и программного обеспечения. Хотя цены на модули расширения окончательно не установлены, они могут значительно увеличить общую стоимость в зависимости от того, какими возможностями компании желают дополнить продукт. Например, шлюз в систему AIM - Jabber AOL Instant Messenger Gateway - для сервера Jabber XCP обойдется в 25 долл. на пользователя. Весьма вероятно, что и для JabberNow цена будет близка к этому.

Административная консоль Antepo на базе веб упрощает управление

Пользователи клиентских машин с операционными системами Mac OS, Linux и Unix будут обрадованы поставляемым с устройством интерфейсом на базе Flash компании Adobe Systems. У нас сложились благоприятные впечатления и ощущения в результате общего знакомства с клиентской частью, которая позволяет пользователям участвовать в конференциях внутри группы. Однако она не обладает всеми функциями, имеющимися в Jabber Messenger. Например, нам не удалось зафиксировать взаимное расположение двух окон. Да и система оповещения о поступивших сообщениях разработана не очень тщательно.

Тем не менее мы сочли клиентскую часть полезным инструментом, учитывая, что многие клиентские программы других фирм не полностью поддерживают многосторонние чаты и разные другие прикладные функции, встречающиеся в IM-продуктах. Запуск клиентской программы возможен только одним способом - через браузер. Поэтому пользователи, вероятно, не будут применять ее столь интенсивно, как специальную программу, которая может запускаться сразу после входа в систему. Присланное нам устройство JabberNow не было укомплектовано клиентом Jabber Messenger. По словам руководителей компании, поставки продукта вместе с Messenger начнутся в скором времени.

Краткий список аналогов

- OPN System XT (Antepo). IM-сервер на базе протокола XMPP с хорошими возможностями создания федерации (www.antepo.com)

- Sametime (IBM Lotus). Интегрированная основа для организации мгновенного обмена сообщениями и проведения веб-конференций с поддержкой широкого круга платформ (www.ibm.com)

- JabberNow (Jabber). Устройство для организации мгновенного обмена сообщениями на базе протокола XMPP. Его архитектура позволяет устанавливать дополнительные модули (www.jabber.com)

 - Live Communications Server 2005 (Microsoft). Платформа IM на базе Windows, тесно интегрированная с Active Directory (www.microsoft.com)

 - Professional Online Desktop (Omnipod). Хост-служба IM с поддержкой протоколирования и архивирования (www.omnipod.com) 2 e/Pop Secure Instant Messaging (Wired Red Software). Конфигурируемое IM-приложение, позволяющее совместно использовать настольный компьютер и приложения (www.wiredred.com)

Довольно скудный управляющий интерфейс JabberNow вполне приемлем, поскольку администраторам необходимо заботиться только об управлении лицензиями, пользователями и дополняющими программами. Чтобы добавить нового пользователя, устройство автоматически направляет по электронной почте ссылку на веб-клиент. На LCD-экране, расположенном на передней части устройства, мы могли также просматривать данные о числе пользователей, IP-адресе и количестве "комнат", в которых ведется общение.

Клиент Jabber на базе Flash является основой мгновенного обмена сообщениями и группового чата

Однако эта простота обусловила и некоторые недостатки. Например, без интеграции со службой каталога мы могли управлять только каждым пользователем в отдельности, но не группами пользователей. Кроме того, хотя устройство снабжено простой утилитой резервного копирования, которая ежедневно или еженедельно сохраняет состояние системы и записи бесед пользователей в виде сжатого файла, в нем не предусмотрена возможность пересылки этой резервной копии на другую систему. Правда, копию можно извлечь с помощью скрипта.

Нам понравилась возможность перезагружать и возвращать систему в исходное состояние с помощью административной консоли. Но вариант, позволяющий безопасно перезагрузить систему, находясь рядом с устройством, отсутствует. Мы могли лишь вернуть ее в исходное состояние или выключить и вновь включить вручную.

С техническим аналитиком Майклом Кейтоном можно связаться по адресу: michael_caton@ziffdavis.com.