В уходящем году отрасль связи продолжала развиваться высокими темпами, существенно превосходящими увеличение ВВП страны. По предварительным данным, рост телекоммуникационного рынка составит около 32%. Инвестиции в отрасль достигнут примерно 140 млрд. руб.
Наиболее успешно развивался сегмент документальной электросвязи (услуги интернет-доступа, передачи данных и IP-телефонии) - темпы его роста составили порядка 45%. Переживает бум и российский рынок высокоскоростного доступа в Интернет: по количеству абонентов широкополосного доступа Россия этим летом заняла первое место в Центральной и Восточной Европе.
Доходы операторов сотовой связи, по оценкам исследовательской компании
J’son & Partners, вырастут на 35% и достигнут 10,4 млрд. долл. Уровень проникновения сотовой связи в начале декабря превысил 83%, а число действующих SIM-карт составило 120 млн. шт.
Рынок мобильной связи России насыщается и по своим особенностям приближается к развитым рынкам. Возможно, 2005 г. станет пиковым по объему инвестиций в развитие сетей сотовой связи.
Но и это еще не все: аналитики ожидают, что в нынешнем году доходы сотовых операторов превысят доходы операторов фиксированной связи - даже при том, что в сетях последних планировалось установить дополнительно не менее 5 млн. телефонных аппаратов.
Проводятся конкурсы на оказание универсальных услуг связи с применением таксофонов, а также передачи данных и предоставления доступа в Интернет на базе пунктов коллективного пользования. Первые тендеры прошли в Амурской, Камчатской и Магаданской областях, в Корякском и Чукотском автономных округах.
Такого рода работа со временем позволит устранить информационное неравенство между городом и деревней, между центром и регионами, обеспечит телефонизацию и интернетизацию небольших населенных пунктов и удаленных уголков страны.
Анонсированные Мининформсвязи РФ инициативы, в частности замена перекрестного субсидирования универсальной услугой, либерализация рынка дальней связи, возможность переноса номера абонента (MNP), внедрение принципа оплаты услуги вызывающей стороной (СРР) и т. д., способны существенно повысить конкуренцию на рынке связи.
Наиболее важным событием наступающего года, вероятно, станет демонополизация рынка дальней связи. На деятельность в этой сфере уже претендуют 10 компаний, но реальными конкурентами “Ростелекома” в первый год действия нового положения скорее всего будут МТТ, “Голден Телеком” и “ТрансТелеКом”.
Ожидается, что такая ситуация приведет к снижению цен на услуги дальней связи примерно на 15-20%. Правда, продолжат рост цены на услуги местной телефонной связи. Предполагается, что гражданам придется заплатить за них в среднем на 20% больше, чем в прошлом году.
2005-й стал годом ускоренного внедрения IP-технологий. Весь мир восхищается бизнес-результатами компаний Skype и Vonage. Между тем в России появился отечественный аналог Skype - компания TARIO начала коммерческую эксплуатацию сети SIPNET.RU. Хотя, конечно, судьбу этого предприятия в наших условиях предсказать пока довольно сложно.
К середине будущего года могут сложиться условия для приватизации госпакета холдинга “Cвязьинвест”, что должно позитивно отразиться на уровне капитализации межрегиональных компаний связи и отрасли в целом. Но независимо от этого события акции отечественных телекомов по-прежнему будут входить в число фаворитов на российском фондовом рынке.
Ожидаемым явлением 2006 г. может стать выдача лицензий на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения (3G). В принципе все необходимые условия для этого уже имеются и дело только за соответствующим решением Мининформсвязи РФ.
Весьма успешно продолжается развитие ведомственных и корпоративных сетей связи (ВКСС). Крупнейшие из них - сети “Газкома” и “ТрансТелеКома” - активно наращивают свой потенциал. Планируется создание новой специализированной телекоммуникационной сети для силовых структур. Некоторые ВКСС начали переход на технологию NGN.
Подробнее с оценкой результатов уходящего и анализом перспектив будущего года наших читателей познакомят руководители и аналитики ряда консалтинговых агентств, которые по просьбе редакции осветили два аспекта:
1) основные итоги 2005 г. (главные события, достижения, результаты, наиболее заметные проекты в сфере телекоммуникаций);
2) прогноз на 2006 г. (тенденции, предполагаемые события, возможные достижения).
Евгений Соломатин, директор по развитию “Коминфо Консалтинг”: Отрасль становится все более привлекательной для инвесторов.
1. Для отрасли телекоммуникаций 2005 и 2006 гг. являются переломными. Отрасль находится в точке бифуркации: с одной стороны, традиционный “локомотив” роста - мобильная связь - вступает в пору зрелости, что влечет снижение темпов роста и интереса к ней инвесторов. С другой - на пороге стоят новые технологии, несущие свежее дыхание, дополнительные доходы и пересмотр бизнес-моделей: проводной и беспроводной широкополосный доступ, контентные сервисы и иже с ними.
Весь 2005 г. рынок мучительно переваривал новую парадигму развития в условиях либерализации. Заявленные Мин-информсвязи инициативы приведут к значительному росту конкуренции и изменению ландшафта на нем.
Рынок неуклонно движется к консолидации вокруг четырех основных групп - “Альфа”, “Телекоминвест”, АФК “Система” и “Связьинвест”. Ключевая тенденция - укрупнение бизнеса и завершение формирования вертикально интегрированных холдингов, контролирующих всю цепочку создания стоимости для клиента - от генерации контента через транзитные сети и до сетей доступа.
Это подтверждают сделки 2005 г. - образование группы “Синтерра”, консолидация альтернативных операторов, принадлежащих АФК “Система”, вокруг бизнеса “Комстара” и т. д. Даже “Ростелеком” отличился - купил московского ритейлового оператора “Глобус Телеком”, хотя и не знает, что с ним делать. На рынке уже практически не осталось более-менее крупных независимых альтернативных игроков.
В силу своей зрелости, роста объемов дохода и предсказуемости отрасль становится все более привлекательной для инвесторов. В телекоммуникации приходит все больше “русских” денег - покупка бизнеса “Корбины Телеком” у американского владельца IDT группой российских олигархов под предводительством Виктора Вексельберга тому подтверждение.
С другой стороны, отечественным группам становится тесно на родных просторах и они активно осваивают рынки стран СНГ и присматриваются к развивающимся странам. Особенно преуспели в этом мобильные операторы большой тройки.
2. Особо стоит сказать о рынке дальней связи. Уровень и характер конкуренции на этом рынке в ближайшие два-три года на 80% будет определяться политикой и лишь на 20% - экономикой. В рамках нового регулирования можно ожидать существенной консолидации отрасли. При этом текущие доли игроков изменятся за счет перераспределения клиентской базы и появления новых клиентов.
С точки зрения “Коминфо Консалтинга”, основными игроками в этом сегменте в 2006 г. станут “Ростелеком” и МТТ. На практике это может привести к так называемой управляемой конкуренции, поскольку их акционеры с большой вероятностью смогут договориться о единой тарифной политике.
Регулятору, а также ряду лоббистских групп, чьи интересы регулятор в настоящее время представляет, нужна управляемость рынка на уровне крупных игроков, обеспечение большей прозрачности потоков трафика и денег. В рамках этого тезиса интересы государства и крупного бизнеса, который пока контролирует законодательный орган, полностью совпадают.
Поэтому вряд ли следует ожидать, что кто-то из игроков, за исключением “Ростелекома”, будет стремиться получить более 25% рынка. В первую очередь это невыгодно, поскольку, по текущему законодательству, такой оператор станет “существенным” с “доминирующим положением” на рынке со всеми вытекающими последствиями (регулирование деятельности и тарифов). Кроме того, даже при активных действиях игроков доля “Ростелекома” в силу инерции рынка и ряда других факторов не снизится менее чем до 30-35%.
Главная задача всех игроков - удержать рынок от обвального падения цен. Ранее IP-операторы могли демпинговать за счет того, что у них почти нет инвестиций в инфраструктуру и первичную сеть, а это позволяло экономить на эксплуатационных затратах. Оборудование, фактически состоящее из сервера, легко было свернуть и развернуть, перейти из региона в регион. Кроме того, была возможность выбрать любого оператора как партнера и пропустить трафик по “серым” схемам.
В 2006-м, когда IP-операторы будут вынуждены платить за пропуск трафика оператору дальней связи, за инициацию и терминацию местному оператору, их тарифы вырастут. С другой стороны, цены традиционных операторов на дальнюю связь с высокой долей вероятности упадут за счет демпинга некоторых игроков. Таким образом, на рынке установится равновесная цена, средняя между текущими ценами IP- и традиционных операторов.
В перспективе либерализация рынка дальней связи приведет к его укрупнению и вымыванию мелких игроков, особенно операторов IP-телефонии, которые будут вынуждены искать партнерства с региональными компаниями электросвязи и крупными альтернативными операторами либо присоединяться к ним ради лицензии и сохранения бизнеса. То есть IP-телефония не уйдет с рынка, а “мимикрирует” в модели и формы, формально соответствующие текущему законодательству.
Сотовые компании также могут иметь планы стать игроками на рынке дальней связи: ничто не помешает им подавать заявки на соответствующие лицензии с целью сократить свои издержки на пропуск трафика по сетям других игроков, учитывая растущий объем междугородного и международного трафика через сети мобильной связи. География их присутствия позволяет им это сделать в течение одного-двух лет.
Однако реализация этого сценария маловероятна, так как общие акционеры прежде всего заинтересованы в том, чтобы развивать сотовый бизнес независимо и осуществлять внешнюю экспансию, включая страны СНГ, а не вкладывать деньги в непрофильное развитие инфраструктуры сотового оператора. Стратегия развития профильного бизнеса может принести больший эффект с точки зрения роста дохода и повышения капитализации, нежели сокращение издержек на операционные расходы.
Константин Голиков, генеральный директор консультационного агентства “Телекомпас”: Импульсом модернизации российской отрасли связи может стать ожидаемое вступление страны в члены ВТО.
1. Значимым событием уходящего года стала выдача первых альтернативных лицензий на оказание услуг дальней - международной и междугородной - связи. На сегодняшний день такие лицензии уже получили десять российских операторских компаний. Это “Голден Телеком”, “ТрансТелеКом”, “Межрегиональный Транзит Телеком” (МТТ), “Эквант”, “Корбина Телеком”, “Центринфоком”, “Ланрусинвест”, “МИР-Телеком”, “Инфоплюс” и “Онлайн-телеком”. Вероятнее всего, исходя из имеющихся возможностей, оказывать услуги с начала будущего года смогут два из них - МТТ и “Голден Телеком”.
Важным событием первой половины 2005 г. стал проект роуминга между WLAN- и сотовыми операторами. Это очень перспективный проект, который позволяет расплачиваться за доступ в Интернет с помощью мобильного телефона.
По качеству телекоммуникационных услуг российская отрасль связи по-прежнему значительно отстает от развитых и многих развивающихся стран. Причина отставания - слабая инфраструктура и диспропорции в уровне доступности услуг связи для отдельных регионов и групп населения.
Одной из главных проблем российской отрасли связи на сегодняшний день является острая нехватка радиочастотного спектра, который необходим для внедрения новых технологий.
2. Ключевыми точками будущего развития телекоммуникационного сектора в следующем году станут модель регулирования рынка и грядущая либерализация дальней связи.
Прогнозируется, что до конца 2006 г. услуги междугородной и международной связи смогут оказывать уже три-четыре оператора. С приходом на российский рынок частных компаний тарифы на эту связь могут снизиться как минимум на 15-20%. С учетом появления конкуренции на либерализованном рынке в следующем году прогнозируется снижение общей доходности на рынке услуг дальней связи.
С 1 апреля 2006 г. будут введены тарифные планы (ТП) на услуги местной связи. В качестве обязательных будут установлены ТП при повременной и абонентской системах оплаты, а также комбинированный тарифный план. Ожидается, что рост тарифов на услуги местной телефонной связи в среднем по России в 2006 г. не превысит 20,5%.
По прогнозу, российский рынок сотовой связи в 2006 г. полностью насытится. Соответственно произойдет переход от количества к качеству: операторы связи больше внимания будут уделять развитию новых технологий, в том числе и сетям третьего поколения (3G). Исходя из этого, отраслевое министерство намерено в будущем году начать выдачу сотовым операторам лицензий на предоставление 3G-услуг.
В наступающем году в российской отрасли связи ожидается реализация принятого в большинстве стран мира принципа, когда входящие звонки для вызываемого абонента являются бесплатными.
Если не будет задержек в подготовке необходимых законодательных актов, то летом 2006 г. может состояться конкурс по продаже госпакета “Связьинвеста”, что позитивно отразится на капитализации межрегиональных компаний связи и эффективности отрасли связи в целом.
В следующем году тенденция роста показателей сферы услуг связи должна сохраниться. Возрастающая конкуренция среди операторов будет способствовать внедрению новых стандартов связи, развитию рынка дополнительных сервисов, расширению зоны охвата.
Благоприятные прогнозы на 2006 г. складываются относительно привлекательности акций телекоммуникационной отрасли. Ожидается, что они войдут в число фаворитов на отечественном фондовом рынке.
Положительный результат выхода на рынок ценных бумаг IPO отечественного оператора связи “Комстар ОТС”, планируемого на весну 2006 г., будет позитивным фактором роста для отрасли телекоммуникаций, особенно сегмента фиксированной связи.
Определенным импульсом модернизации российской отрасли связи может стать ожидаемое во второй половине будущего года вступление России в члены Всемирной торговой организации (ВТО).
Наталья Короткова, аналитик IDC: Рынок мобильной связи в России насыщается и начинает расти вглубь, а не вширь.
1. Основным итогом уходящего года я бы назвала качественные изменения на рынке мобильной связи: переход от тарифных войн к конкуренции на уровне брендов, расширение спектра и более широкое распространение дополнительных услуг (VAS), персонализацию предложений (разработку специальных тарифных планов для нишевых рынков), появление первых прототипов субсидирования мобильных телефонов при заключении долгосрочных контрактов.
Операторы стремятся не только извлечь прибыль и увеличить доход на одного абонента в месяц (ARPU), но и расширить опыт мобильных абонентов. Постепенно взаимодействие “абонент (потребитель услуг) - оператор” заменяется на партнерские отношения.
От экстенсивного роста операторы начинают переходить к интенсивному (приоритетами становятся не количество новых подключений, а качество обслуживания, имидж оператора, персонализация услуг, лояльность клиентов).
В отношении мобильной связи Россия приближается к развитым рынкам, но тем не менее сохраняет особенности, присущие рынкам развивающимся: доминирующая часть абонентов использует тарифные планы с предоплатой (т. н. препейдные), неравномерное проникновение мобильной связи в крупных городах и в регионах, нет полной демонополизации рынка.
Рынок мобильной связи в России постепенно насыщается и начинает расти вглубь, а не вширь. Год 2005-й станет пиковым по количеству инвестиций операторов, направляемых в развитие сетей. В дальнейшем капитальные вложения будут постепенно снижаться. Однако начнется строительство первых сетей связи нового поколения NGN, благодаря которым абоненты получат доступ к новым услугам.
В целом рынок ИКТ замедляет темпы роста, но опять же это не спад, а стабилизация.
Если говорить о рынке фиксированной связи и интернет-доступа, то я, наверное, не буду оригинальной, если назову рост популярности ADSL на массовом рынке, причем не только в столице, но и в регионах.
Здесь важным событием является демонополизация рынка дальней связи, хотя не все аспекты этого процесса еще ясны. Но несомненно, что благодаря демонополизации рынка дальней связи произойдет снижение тарифов.
2. Большинство абонентских контрактов на услуги мобильной связи по-прежнему будут препейдными. Мы станем свидетелями роста потребления дополнительных услуг, самыми популярными из которых будут музыка и информационные приложения.
Основной рост абонентской базы ожидается в регионах. Операторы будут искать возможности повысить лояльность своих абонентов и укрепить имидж бренда, развивать новые услуги, обогащая опыт абонентов, повышать качество сервиса, а также персонализировать сервис с помощью различных дополнительных услуг и узкосегментированных предложений.
Операторы станут поощрять абонентов к использованию как голосовых услуг, так и услуг передачи данных.
Константин Анкилов, аналитик агентства iKS Consulting: Ожидается дальнейшее замедление темпов роста телекоммуникационного рынка.
1. Радикальных перемен на российском телекоммуникационном рынке в 2005 г. не произошло. Темпы роста несколько снизились, но остаются по-прежнему высокими. По предварительным данным, его объем достигнет 24,8 млрд. долл. Замедление с прошлогодних 38% до 32% обусловлено снижением динамики сегмента мобильной связи и фактической стагнацией рынка дальней связи.
Мобильный рынок с проникновением в этом году свыше 80% наконец приблизился к уровню насыщения, а “традиционная” дальняя связь проигрывает операторам IP-телефонии, а также мобильным операторам, предлагающим дешевые внутрисетевые междугородные звонки.
Наиболее успешно развивался сегмент услуг документальной электросвязи -темпы его роста, по предварительным данным, составили 45%. Этот сегмент в основном сформирован услугами интернет-доступа, передачи данных и IP-телефонии. Пока он невелик - втрое меньше рынка голосовых услуг, но благодаря опережающему росту его значение по-прежнему будет возрастать.
У этого рынка большой потенциал для дальнейшего развития: уровень интернет-проникновения, рассчитанный по размеру недельной интернет-аудитории, к концу года приблизится лишь к 7%. Основным движителем роста интернет-рынка является широкополосный доступ. Хотя модемный доступ по коммутируемым телефонным линиям (dial-up) все еще остается популярным решением, особенно в регионах, его доля сократилась с 49% в 2004 г. до 39% в 2005-м.
Уверенный рост рынка широкополосного доступа наблюдался как в корпоративном, так и в потребительском сегментах. Среди домохозяйств рост в первую очередь обеспечивают домовые сети, а также провайдеры услуг на базе технологии ADSL.
Пока провайдеры ADSL-доступа наиболее активны в Москве, где на конец года число пользователей должно достичь 250 тыс. Но снижение тарифов наблюдается все в новых и новых регионах, и в скором будущем можно ожидать, что этот рынок станет массовым по всей стране.
Кроме того, 2005 г. ознаменовался появлением в России первых операторских preWiMAX-сетей. Пионерами на этом рынке выступили “Комет” и “МедиаСети”; амбициозные планы строительства сетей федерального масштаба вынашивает и целый ряд других компаний.
Впрочем, широкая популяризация данной технологии невозможна без решения частотных проблем, стандартизации оборудования, снижения его стоимости. В любом случае нынешний год подтвердил, что наиболее перспективными в российских телекоммуникациях являются рынки услуг, основанных на IP-технологиях.
2. В наступающем году ожидается дальнейшее замедление темпов роста. Так, рост рынка фиксированной связи снизится на 2% - до 21%. По-прежнему самым динамичным будет рынок документальной электросвязи, его развитие прогнозируется на уровне 42%, причем основным локомотивом роста по-прежнему будет широкополосный доступ по проводным сетям. Динамика рынка услуг местной и дальней связи останется неизменной.
В 2006-2007 гг. ожидается фактическое прекращение монополии “Ростелекома” на предоставление услуг дальней связи - на рынок выйдут первые компании, получившие соответствующие лицензии в уходящем году. Конкуренция будет способствовать снижению тарифов на дальнюю связь и сделает еще более актуальным решение проблемы перекрестного субсидирования услуг местной связи.
В итоге в будущем можно ожидать дальнейшего повышения абонентской платы со стороны традиционных операторов. В настоящее время она составляет 6-7 долл. в зависимости от региона, а экономически оправданным, с точки зрения Мининформсвязи, является уровень в 8-10 долл.
Примечательно, что средний доход на одного клиента в месяц (ARPU) в сотовой связи по итогам 2005 г. составляет около 9 долл. Учитывая вероятное распространение повременной оплаты за услуги местной связи в будущем, совершенно обоснованным можно считать тезис о полноценной конкуренции между сетями фиксированной и сотовой связи.
Что касается рынка IP-телефонии, то, несмотря на изменения правовой среды, обязывающей операторов пропускать VoIP-трафик через сети нескольких компаний, существенных потрясений не ожидается. Некоторые IP-телефонисты, безусловно, уйдут из этого бизнеса и сосредоточатся на предоставлении других услуг.
Большинство же, как ожидается, будет работать, как и раньше. Часть уйдет в теневой бизнес, а часть, в первую очередь крупные игроки, станет работать по новым правилам, компенсируя возможный рост издержек за счет развития других направлений бизнеса и предоставления новых услуг. Таким образом, развитие рынка в дальнейшем будет обеспечиваться за счет роста популярности новых услуг.
Александр Клепач, генеральный директор агентства ”ТрансСвязь консалтинг”: Произошел перелом в пользу развития мультисервисных сетей с пакетной коммутацией.
1. В прошедшем году, по моему мнению, произошел важный перелом в сознании телеком-сообщества в пользу развития мультисервисных сетей, основанных на пакетной коммутации. Целый ряд операторов как сетей общего пользования, так и корпоративных сетей приступили к проектированию и строительству пилотных зон в этой области.
Подобные проекты призваны продемонстрировать, с одной стороны, экономическую эффективность внедрения сетей нового типа, а с другой - возможность расширения спектра предоставляемых услуг, в первую очередь мультимедийных.
Это особенно важно для корпоративных сетей, так как позволяет существенно усовершенствовать технологические процессы основной деятельности промышленных и транспортных организаций, тем самым повысив их конкурентоспособность и ускорив выход на мировые рынки.
Второе, что хотелось бы отметить, - интенсивное развитие скоростного доступа в Интернет по выделенным линиям и снижение цен на подобные услуги. Это один из важнейших источников генерации трафика, а следовательно, роста доходов телекоммуникационных компаний. А кроме того, здесь усматривается важный социальный фактор, поскольку улучшается доступ населения к мировым источникам информации.
2. В следующем году ожидается развитие ведущими операторами мультисервисных сетей нового поколения NGN, дальнейшее внедрение широкополосных беспроводных технологий Wi-Fi и первые пробы WiMАХ, а также существенный рост продаж операторских центров и услуг по их интеграции в существующие ИТ-системы заказчиков.
Важным аспектом является дальнейшее развитие контента и специальных программных приложений для предоставления новых услуг. Для корпоративных сетей - поиск и отработка решений по переходу на широкополосные оптические сети, такие, например, как MetroEthernet, обладающие высокой гибкостью, унификацией интерфейсов и низкой удельной стоимостью передаваемой информации.
Дополненные телекоммуникационными и мультимедийными серверами, эти сети образуют единую универсальную инфраструктуру для развития широкого спектра услуг - телефонии, в том числе видео- и диспетчерской, конференцсвязи, передачи данных, распределенных операторских и контакт-центров, дистанционных систем видеонаблюдения, систем телеуправления, теледиагностики и многих других.
Расширение этих сетей пакетными радиотехнологиями позволяет предоставлять перечисленные услуги мобильным пользователям. В настоящее время уже ведутся работы по испытанию технологических мультисервисных сетей на объектах железных дорог. В них принимают участие ведущие зарубежные и российские компании.