ОЦЕНКИ

 

Web-узел Корнельского университета может служить корпоративному миру примером того, как использовать intranet-сети и измерять их эффективность

 

Билл Трочим знает, что он не может конкурировать с корпоративным миром. Он располагает бюджетом в $5000, у него нет брандмауэров, многие из его пользователей не имеют компьютеров, а его сервер даже не располагается в отдельной комнате (он находится на рабочем столе профессора).

 

Аудитория: Web-узел Трочима позволяет студентам

пользоваться гибким расписанием

Но его эксперимент по построению собственной intranet-сети для студентов, исследователей и коллег по Корнельскому университету (Итака, шт. Нью-Йорк) может показать корпоративному миру, что можно получить от корпоративных сетей, а также указать, на что не следует рассчитывать. Также Трочим вывел алгоритм управления ожиданиями (описаны его собственные исследования) и разработал план, следуя которому, любая компания сможет оценить эффективность собственной корпоративной сети.

 

Трочим, профессор-социолог, имеющий ученые степени по психологии, многие годы был замкнутым эксцентричным человеком. Он самостоятельно изучил Visual Basic и был одним из первых пользователей intranet-сети Корнельского университета.

 

Год назад он решил, что ему необходимо создать собственную небольшую intranet-сеть для распространения информации между студентами и развития своих исследований и проектов в области социологии. Это не было бы событием, но надо принять во внимание тот факт, что Трочим был первым профессором-гуманитарием Корнельского университета, организовавшим свой собственный Web-узел,  -  а его отдел только теперь подключается к университетской intranet-сети. Очевидно, Трочим не задумывался о разнообразных ролевых моделях. И все, что было за пределами выделенных Корнельским университетом на оборудование $5000 и не выполнялось студентами-выпускниками в свободное время, ему пришлось делать самому. С помощью компьютера компании Gateway 2000 с 120 МГц процессором Pentium, установленной на нем операционной системой Windows NT 3.51 и пакета Web Board компании O’Reilly & Associates для разработки систем “под ключ”, Трочим, как он сам заявляет, буквально за несколько часов собрал Web-узел. Гораздо больше времени заняли сражения с ОС Windows NT при ее инсталляции и достижении гладкого “проталкивания” всей этой информации на университетский сервер World Wide Web. (В конце концов ему пришлось призвать на помощь отдел информационных систем Корнельского университета.)

 

Кроме создания Web-узла из простых статических страниц, Трочиму хотелось использовать возможность написания сценариев, чтобы потраченные на изучение Visual Basic годы не пропали даром. Это и была основная причина того, что он воспользовался средой NT.

 

Достижение цели

 

Помимо всего прочего, Трочим намеревался сделать то же самое, чего добиваются от intranet-сетей крупные корпорации. Он хотел предоставить зарубежным коллегам место для получения и обмена информацией по исследованиям, упростить контакты со своими студентами, дать им возможность обращаться к вещам, с которыми он привык иметь дело, а также создать место, где кто угодно смог бы продолжить важные дискуссии.

 

Он буквально из ничего создал многоуровневый Web-узел, с дискуссионными форумами, полной информацией по курсам, загружаемыми студентами конспектами лекций, игрой “scavenger hunt” (“охота за мусором”), обеспечил через электронную почту простой путь связи со студентами и ассистентами и предоставил значительные объемы информации по своей сфере деятельности.

 

Дальше  -  больше. Но чем отличался подход Трочима к intranet-сети от подхода людей из мира бизнеса, так это способом использования и оценки. Академическая специальность Трочима  -  оценка действия механизмов “оказания социальных услуг” (хорошим примером будет государственная система предоставления пособий по безработице). Еще до начала создания своего Web-сервера он знал, что ему предстоит оценить его работу,  -  поэтому сразу же были задействованы системы измерений.

 

Трочим предусмотрел множество вещей. В прошлом году (до появления intranet-сети) он провел экзамены и выставил оценки, чтобы сравнить их с результатами этого года. Он сохранил все письма, пришедшие по электронной почте, содержимое дискуссионных форумов и полученные ответные сообщения. Вся его электронная почта подверглась сортировке по категориям: запросы на предоставление информации и проблемы при работе с Web-сервером. Он измерял время, потраченное им на написание ответов по электронной почте. Он провел опрос среди студентов. И, конечно же, следил за всеми обращениями к его серверу.

 

Гибкие выгоды

 

Его главное предположение: студенты не смогут получить от intranet-сети больше, чем они могут достичь, посещая аудитории (т. е. уровень их знаний выше не станет). Однако он ожидал изменения отношения к занятиям в аудиториях.

 

И он оказался прав. Первые же результаты показали, что уровень знаний действительно не вырос, а посещаемость аудиторий упала. Более 150 студентов, пользовавшихся intranet-сетью, каждый квартал сообщали о том, что они удовлетворены ее гибкостью,  -  они могли получать тексты лекций, задавать свои вопросы в два часа ночи, если им это было нужно, и, в общем, жить по своему собственному расписанию.

 

Выгод было даже больше. Участвуя в еженедельных турах игры “охота за мусором”, требовавшей поиска в большей части информационных областей сервера ответов на определенные вопросы, студенты смогли на месте заработать дополнительные “кредиты” и приобрели существенный стимул для обращений к Web-серверу по меньшей мере раз в неделю.

 

Изменилась и жизнь Трочима. “Раньше я обычно проводил в офисе три часа в неделю. Теперь же я отвечаю на сообщения электронной почты до двух часов ночи. На самом деле это похоже на то, как если бы я говорил по телефону 24 часа в сутки.

 

Последняя выгода оказалась сюрпризом. Intranet-сеть Трочима не обладала защитной системой  -  в конце концов, у него не было никакой важной информации, которую надо было бы защищать. В результате в течение последнего года его курс обучения прошли несколько “заочников” через Internet.

 

По его мнению, это очень даже хорошо. “Это доказывает возможность эффективного и дешевого дистанционного обучения,  -  сказал Трочим,  -  вот урок, которым могут воспользоваться корпорации, начинающие распространение общедоступной информации”.

 

Однако в этом есть и отрицательная сторона. То, что уразумел Трочим,  -  отсутствие роста уровня знаний  -  не дает корпорациям возможности предположить, что пользователи получают гораздо больше из intranet-сети только потому, что им предоставлен более простой доступ к информации. Хитрость, как говорит Трочим, заключается в том, чтобы сохранить “производительность” при применении intranet-сети на том же уровне, который был до появления intranet-сети.

 

С точки зрения людей бизнеса, это означает быть уверенным в том, что у пользователей земля не уходит из-под ног во время работы с intranet-сетью по причине, скажем, неполного понимания получаемой ими информации. Совет Трочима: оценивайте, оценивайте и еще раз оценивайте. “Бизнесмены считают, что если что-то легче получить, то это что-то легче понять и усвоить. Но это не всегда так, и такое предположение очень опасно”.

 

И он совсем не рекомендует корпоративному миру делать то, что, похоже, делает он сам,  -  вообще отказываться от учебников.

 

Валери Райс

 

Связаться с Валери Райсом можно при помощи электронной почты: valerie_rice@zd.com.

 

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

 

Основа: для создания своего сервера

 

Трочим использовал NT 3.51 и Web Board компании O’Reilly. Он выбрал продукт компании O’Reilly, потому что в нем было сведено воедино все, в чем он нуждался (и ему очень понравилась документация). Редактирование графических образов выполнялось при помощи PaintShop Pro.

 

Расширения: все сценарии были написаны с использованием Visual Basic. Поскольку Трочим потратил годы на изучение этого языка, накопленный капитал хотелось использовать. Сейчас, желая воспользоваться сложными приемами редактирования в Web, он переходит на Hot Dog.

 

В АУДИТОРИИ

 

Web-узел профессора Билла Трочима для обучения социологии

 

Штаб-квартира: Итака, шт. Нью-Йорк.

 

Количество пользователей: около

 

250 студентов в год плюс научные сотрудники из других стран.

 

Предназначение: связь студентов и исследователей; информация для создания виртуальных аудиторий.

 

Как это все работает: трочим использовал intranet-сеть Корнельского университета, но он поддерживает и собственный сервер, регулярно размещая на нем новую информацию.

 

Отзывы: из-за недостатка средств проект был выполнен за счет личного времени профессора Трочима. Также у него были проблемы с запуском Windows NT.

 

Отчет о состоянии: по сообщениям

 

Трочима, благодаря intranet-сети у его студентов коренным образом изменилось отношение к его курсу.

 

Что дальше: учебников больше не будет  -  весной все будет на Web-сервере.

 

МАЛЕНЬКИЕ ХИТРОСТИ

 

Ниже приведены некоторые из советов профессора Билла Трочима по оценке вашей intranet-сети, которая позволит вам быть уверенными, что ваши пользователи получают то, что им нужно:

 

1. Обзор. Определите все ваши ожидания, их соответствие реальности, причины возникновения проблем, пять лучших приложений и т. д.

 

2. Сохраняйте всю электронную почту, относящуюся к intranet-сети, и сортируйте ее. В ней вы сможете обнаружить сообщения о проблемах с управлением вашим сервером, со скоростью работы, содержанием сервера, его доступностью и т. д.

 

3. Следите за производительностью. Если служащие должны заполнять в Web формы для, скажем, системы здравоохранения, сравните этот новый способ выполнения подобных операций со старым.

 

Больше советов вы сможете получить, написав профессору Трочиму по адресу: wmt1@cornell.edu.