Окончание. Начало в PC Week/RE, № 39/96 с. 28, № /96 с. 26

Уроки Web-мастера      

 

Звук

 

Главное удобство звука в том, что он воспринимается независимо от изображения, а значит, может быть использован без ущерба восприятию информации на экране. Кроме того, звук создает настроение. Правда, такие звуковые эффекты должны быть негромкими и спокойными, чтобы не отвлекать внимание от основной информации.

 

Наиболее очевидный случай использования звука, это, конечно, музыка. Чтобы познакомить пользователя с музыкальным произведением, лучше всего просто его проиграть. Например, раз уж вы не можете предложить билеты на оперу в Ла-Скала, то дайте послушать фрагмент оперы. (Да, Верди действительно писал хорошую музыку, если окажусь в тех местах, надо будет сходить послушать оперу). Часто музыкальная запись оказывается лучше видеоклипа, который, к тому же, занимает больший объем памяти.

 

Чтобы дать представление об индивидуальности говорящего, вместо видео можно использовать звуковые записи. Они занимают меньше памяти и их легче воспроизводить, к тому же многие люди умеют хорошо говорить, хотя на экране выглядят скучновато. Запись речи помогает разобраться в произношении слов, как это делается в узле French wine ("Французские вина"), где можно наконец понять, как произносятся сложные названия хороших вин.

 

Звуковые эффекты могут служить дополнительным способом передачи информации о событиях фонового процесса. Например, о появлении новости можно сообщить звуком падающей газеты, а перекачку файла сопроводить звуком льющейся воды. Фоновые звуки такого рода должны быть тихими и ненавязчивыми. Кроме того, всегда следует предусмотреть возможность их отключения.

 

Известно, что хорошее качество звучания повышает восприимчивость пользователя, поэтому затраты на профессионально выполненное звуковое сопровождение вполне оправданны. Классическое доказательство тому  -  эксперимент с опросом участников видеоигры, которые отмечали более высокое качество графики при улучшении звукового сопровождения, хотя на самом деле графика в обоих случаях была одинаковой. Простой пример применения звука в интерфейсе  -  сопровождение нажатия клавиш звуками разного тона при перемещениях в разных направлениях через Web-пространство.

 

Время отклика

 

При той пропускной способности, которой вынуждено довольствоваться большинство пользователей, элементы мультимедиа долго загружаются, к тому же они занимают много памяти. Поэтому после ссылки на элемент мультимедиа, загрузка которого занимает более 15 с, рекомендуется указывать в скобках формат и размер файла. Если пропускная способность соединений ваших клиентов неизвестна, проведите исследование, поскольку это важно и для многих других аспектов разработки страниц. Сейчас большая часть домашних пользователей имеют линии с пропускной способностью порядка 28,8 Кбит/с, т. е. при загрузке файлов более 50 Кб требуется предупреждение о размере. Корпоративные пользователи часто работают с более высокой пропускной способностью, но и тут придется маркировать файлы, превышающие 200 Кб.

 

Уже в 1968 г. было установлено, что время реакции системы не должно превышать 10 с для сохранения внимания пользователей, поэтому более длительные операции должны сопровождаться соответствующим предупреждением. Сегодня многие настолько закалены путешествиями в Web, что для них этот лимит может быть увеличен до 15 с. Но чтобы основная масса пользователей стала относиться к Web не только как к новинке, придется обеспечить приемлемое время отклика.

 

При разработке мультимедийных эффектов важно помнить еще о двух временных ограничениях:

 

- для ощущения прямого управления объектами на экране время реакции не должно быть более 0,1 с, т. е. время от момента нажатия клавиши или смещения мыши до момента появления на экране нужного эффекта должно быть менее 0,1 с, при таких операциях, как поворот трехмерного изображения или получение всплывающих меню при движении по карте изображения;

 

- если прямая физическая связь между действиями пользователя и изменениями на экране не нужна, допустимо время отклика порядка 1,0 с. Чуть медленнее  -  и пользователю начинает казаться, что он теряет время. Так, переход на новую страницу или пересчет электронной таблицы не должны занимать больше 1 с. Если время реакции превышает 1 с, то пользователи склонны переходить к более ограниченному использованию системы.

 

Якоб Нильсен

 

С Якобом Нильсеном можно связаться по адресу: webmaster@sun.com.

 

В следующей публикации: "Рабочий стол Интернет".