Уроки Web-мастера

 

Что будет ключевым фактором для выживания Web-узла в этом году? Держу пари, что налаживание связей между узлом и его пользователями.

 

Давайте просмотрим доминирующие направления развития узлов Web за несколько последних лет.

 

- 1993. Достаточно было просто завести Web-сервер, и вы  -  пионер! Я помню, как добросовестно посещал каждый день каталог новостей "What’s New With NCSA Mosaic", чтобы узнать, кто еще прописался в Web. Страницы могли быть высосаны из пальца, но они пришли к нам с другого конца света, и это создавало сильный эффект новизны.

 

- 1994. Тогда каждый хотел показать, как много у него информации. Это был год базовых страниц, состоящих из списков со ссылками на другие списки, и кто угодно мог произвести впечатление, если у него было полезное содержание.

 

- 1995. К этому времени интерес сфокусировался на ценных, хорошо подобранных данных, поскольку все уже начинали страдать от информационной перегрузки. Доминирующим стилем разработки базовых страниц в 1995 году были тщательный подбор информации по приоритетам пользователей и отображение небольшого числа действительно ценных сведений с учетом того, что при посещении узла человек обычно просматривает не более пяти страниц. Это легло в основу базовой страницы фирмы Sun. "Меньше, но лучше" определенно становится ключевой стратегией разработки.

 

Теперь, в 1996 году, я думаю, что Web-серфинг умер. Действительно, можно в любой момент проверить содержимое нескольких новых узлов точно так же, как купить новый журнал в газетном киоске, коротая время в аэропорту. Но, если продолжить аналогию с журналом, большинство, вероятнее всего, будет проводить часть времени с ограниченным числом Web-узлов, которые отвечают их информационным запросам по качеству и содержанию. Индексы могут разрастись до таких размеров (особенно с возможностями работы с закладками в современных Web-браузерах), что только очень немногие узлы смогут сохранить постоянный круг посетителей.

 

Не только пользователи будут налаживать постоянный контакт с небольшим числом ключевых узлов, но и Web-узлы вынуждены будут рассматривать своих клиентов как индивидуальные личности, а не как толпу вечно голодных птенцов с открытыми клювами, поглощающими массу однообразного корма.

 

Взаимоотношения между Web-узлом и пользователем могут расширяться. Можно, например, предоставить пользователю возможность указывать интересующую его тематику, а затем сообщать ему, когда интересующий его объект изменяется или когда он существенно редактируется (не обязательно беспокоить человека из-за мелочей). Одно время мы применяли этот метод в компании Sun при сопровождении программных продуктов. Регистрируя заказчиков, обнаруживших ошибки, мы предлагали им отмечать на странице SunSolve соответствующую проблему и посылали уведомление при появлении "заплаты".

 

Хотя я и не очень люблю интерфейс HotWired, тем не менее он заслужил доверие своей настраиваемой страницей новостей (What’s New). Механизм HotWired не только позволяет регистрировать последнее посещение каждого пользователя и отмечать последние статьи, к которым производилось обращение, он еще и дает возможность получать только те статьи и в тех разделах, которые представляют интерес. Это хороший способ предотвращения информационной перегрузки (а следовательно, и насилия над пользователем).

 

Еще более интересный путь организации взаимоотношений с пользователем  -  персонализированный просмотр в сети ZD Net фирмы Ziff-Davis. Сохранив профиль интересов на сервере, в следующий раз можно получить соответствующий список новых статей. Естественно, такая упрощенческая фильтрация на основе ключевых слов не дает стопроцентного результата, но мне это позволило обратить внимание на ряд очень интересных статей и привело к расширению моих отношений с Ziff. Вероятно, в будущем серверы персонального просмотра смогут использовать современные методы фильтрации данных, например метод релевантных обратных связей и подбора синонимов, а также появятся новые возможности помогать друг другу в поиске нужной информации.

 

Последний пример налаживания взаимоотношений  -  это служба уведомления о поступлении новых книг, реализованная фирмой Amazon Bookstore. Она позволяет заранее заказать новую книгу и в нужный момент получить извещение. Привлечь заказчиков задолго до поступления продукта  -  такое использование Web выгодно обеим сторонам.

 

Якоб Нильсен