УСЛУГИ

Помогая российским предпринимателям, американское правительство не забывает о собственных интересах

 

Известно, что в развитых странах одни из наиболее высокооплачиваемых специалистов  -  юристы и консультанты, услуги которых оцениваются в среднем от 50 до 200 долл. в час. Оказывается, в восьми городах России есть центры поддержки предпринимательства, где ценные советы по развитию частного бизнеса можно получить совершенно бесплатно. Эти центры созданы в рамках "Программы развития предпринимательства" и через Агентство США по международному развитию (USAID) в конечном счете финансируются американским правительством. Центры связаны в единую информационную сеть, "мозг" которой  -  информационная система Центра делового сотрудничества  -  создан при участии отечественной фирмы LVS, выигравшей тендер на ее разработку у 9 (!) зарубежных компаний. Пожалуй, на сегодня это рекорд, достойный занесения в отечественную книгу рекордов компьютерного бизнеса.

 

Самое удивительное, что об этом проекте в отечественной компьютерной прессе еще не было ни одной публикации. Мы решили восполнить этот пробел. Честно говоря, отправляясь на беседу с заказчиками этой информационной системы, я первоначально хотел рассказать нашим читателям о технической стороне системы под традиционной для нашего еженедельника рубрикой "Крупные проекты", но потом решил, что в данном случае более уместна рубрика "Услуги". Однако обо все по порядку. Мой собеседник  -  директор-координатор программы USAID "Центр делового сотрудничества" Евгений Синицын, который, по его словам, впервые дает российской газете столь продолжительное интервью.

 

Технический директор ЦДС Виталий Дубравин (слева),

директор-координатор программы USAID "Центр

делового сотрудничества" Евгений Синицын и

первый вице-президент LVS Игорь Пантелеев

PC Week: Чем занимается Агентство США по международному развитию?

 

Е.С.: Агентство оказывает помощь развивающимся странам по самым разным направлениям: демократизация, политические трансформации, экономические преобразования и т. д. USAID имеет свою миссию в России, где, как и везде, реализует свои функции путем выполнения различных проектов и программ. Каждый такой проект осуществляется независимо и имеет центральный координирующий управленческий орган и региональные офисы. На сегодня в России реализуется в общей сложности более 50 программ и проектов экономического направления. Каждый конкретный проект имеет свою цель. Под него выделяется бюджет, подбирается персонал и т. д. Одной из таких программ является "Программа развития предпринимательства".

 

PC Week: Что такое "Программа развития предпринимательства"? Когда она принята и на сколько лет рассчитана?

 

Е. С.: Это один из проектов USAID, который направлен на создание в России сети центров поддержки предпринимательства. Программа начала действовать в октябре 1993 г. и должна закончиться в середине 1997 г. Ее основная цель  -  содействие частному предпринимательству и укрепление малого бизнеса в 8 регионах России. Как путем непосредственных контактов с предпринимателями, так и путем взаимодействия с местными официальными представителями и организациями. В нашей стране очень немного малых предприятий. Их должно быть на порядок больше. В США, например, малые предприятия производят около 70% всего объема выпускаемой продукции, в них занято 60 - 70% трудоспособного населения.

 

PC Week: Давайте уточним, какое предприятие вы называете малым?

 

Е. С.: В США малым называется предприятие, на котором работает менее 500 человек. В России сам термин "малое предприятие" появился лишь в 1990 г. после выхода в свет постановления Совета Министров СССР, в котором было указано, что в сфере промышленности и строительства малым считается предприятие, в котором работает до 200 человек, в сфере науки  -  до 100 человек, а в сфере обслуживания  -  до 50.

 

PC Week: Часто ли к вам обращаются фирмы, занятые компьютерным бизнесом?

 

Е. С.: Такие к нам не обращались. Компьютерный бизнес в России очень своеобразный, он и так развивается очень быстро.

 

PC Week: Тем не менее и в российском компьютерном мире встречаются умельцы, которым не хватает некоторой суммы для завершения своих проектов...

 

Е. С.: У нас есть департамент, занимающийся оценкой бизнес-планов и предложений. Именно в него попадают заявки, авторы которых считают, что сделали что-то гениальное. Если из 100 проектов попадается один стоящий, то мы считаем это очень хорошим результатом и всячески такой проект поддерживаем.

 

PC Week: Сколько клиентов уже пользуются услугами региональных центров?

 

Е. С.: Смотря что понимать под клиентом, клиенты бывают очень разные. Например, есть областная Ассоциация предпринимателей Сибири. Это один клиент, но он представляет интересы 3 тыс. организаций  -  малых предприятий, в каждой из которых 10 - 30 человек. А есть просто частные предприниматели, также являющиеся партнерами конкретного центра поддержки предпринимательства. Мы ежемесячно отвечаем на сотни запросов.

 

PC Week: Клиенты получают ответы на интересующие их вопросы бесплатно?

 

Е. С.: Да. Вся идея построения технической помощи, причем не только со стороны США, но и со стороны ряда европейских стран, состоит в том, что большинство услуг: консультирование по составлению бизнес-плана, получение необходимой информации, доступ к компьютерным сетям, установление контакта с какой-либо фирмой, составление какой-либо формы для подачи на грант, получения кредита, инвестиций или иного дополнительного финансирования  -  оказываются бесплатно. Поэтому сами по себе центры  -  очень новая для России структура и, конечно, во многом очень необычная.

 

PC Week: Как предприниматели узнают о существовании ваших центров?

 

Е. С.: В тех местах, где есть центры, о них знают все: и местная администрация, и предприниматели. Причем не только знают, но и активно пользуются их услугами. Директора местных центров поддержки предпринимательства выступают по радио и телевидению, анонсируют свои мероприятия в прессе. Один центр, например, посылал недавно в США группу бизнесменов, другой  -  организовал обучение местных банкиров с привлечением западных специалистов, третий  -  содействовал в подготовке бизнес-плана для получения кредита. Причем все это либо полностью, либо частично финансировалось USAID.

 

PC Week: Трудно поверить, что американское правительство делает это совершенно бескорыстно...

 

Е. С.: Я бы не хотел говорить за американское правительство, я могу рассуждать только как частный российский гражданин. Я думаю, что интересов здесь достаточно много. Это, конечно, не бездумное выкидывание денег. На мой взгляд, главная идея  -  это создание среды для помощи частному предпринимательству. Среды, которая помогает идти более быстрыми темпами к свободной рыночной экономике. Далее идут политические категории: это более прогнозируемая политическая ситуация и вовлечение большого числа людей в бизнес. Важны и экономические аспекты, например продвижение американских фирм на российский рынок. В России огромный рынок, но многие американские фирмы боятся идти сюда, потому что слабо прогнозируема политическая ситуация, отсутствует экономическая стабильность и т. д. Но это не улица с односторонним движением: в России есть великолепные разработки, высокотехнологичные ноу-хау, но зачастую нет средств на их внедрение. Один из путей  -  создание совместных предприятий, чтобы эти технологии работали как в нашей стране, так и в США. На эту помощь нельзя смотреть прямо: какой доход американцы хотят получить на каждый доллар, вложенный в проект. Два года назад USAID по экономическому направлению имела бюджет приблизительно в 1,6 млрд. долл. Если отсюда вычленить часть, направленную на Россию, то окажется парадоксальная вещь: за последние годы американцы направили на поддержку малого бизнеса в России больше средств, чем российские федеральные и региональные власти.

 

PC Week: В рамках какой программы был создан Центр делового сотрудничества?

 

Е. С.: Первоначально центры поддержки предпринимательства создавались в рамках "Программы развития предпринимательства". Это был как бы один из ее разделов. Всего таких центров, как и планировалось, создано восемь: во Владивостоке, Новосибирске, Томске, Екатеринбурге, Воронеже, Смоленске, Санкт-Петербурге, Зеленограде. Кроме того, для организации взаимодействия между этими центрами и обеспечения их информационными ресурсами в Москве был создан центральный офис, оснащение которого осуществлялось совместно с LVS. Корпорация LVS помогла нам спроектировать информационную систему, установить оборудование, инсталлировать программное обеспечение и обучить персонал. В частности, сотрудники "Программы развития предпринимательства" окончили соответствующие курсы обучения по СУБД Oracle в Центре обучения LVS.

Общая схема информационной системы Центра делового сотрудничества

 

Итак, мы создали информационную структуру поддержки "Программы развития предпринимательства". Но оказалось, что она в рамках одной программы является избыточной. Вот тут-то и появилась идея создания ЦДС, который будет координировать все программы USAID, направленные на поддержку осуществляемых в России экономических преобразований. Но при этом ЦДС не заменяет ни один из проектов, не вмешивается в функции его руководства. Хочу отметить, что на сегодня в 50 регионах России насчитывается 114 центров, реализующих в общей сложности 11 программ развития предпринимательства.

 

PC Week: То есть из 89 регионов России хотя бы одной вашей программой охвачено примерно 50. А остальные 39 ждут своей очереди?

 

Е. С.: Ну я бы так не сказал. Во-первых, не могу утверждать, что регионы в нашем понимании в точности соответствуют административно-территориальному делению России. Если взять карту, на которой представлена деятельность USAID, то она практически целиком покрывает всю территорию России. Наше деление, будем так говорить, близко к административно-территориальному делению РФ.

 

PC Week: Как поддерживаются московские предприниматели?

 

Е. С.: В Москве сосредоточено 22% российских малых предприятий. В Москве есть свое законодательство поддержки малого предпринимательства и многое другое. Московское правительство предпринимает значительные усилия по поддержке предпринимательства в столице. Поэтому наши усилия направлены в первую очередь на поддержку предпринимателей в других регионах России.

 

PC Week: Как технически осуществляется информационная поддержка действующих в России программ USAID?

 

Е. С.: В январе этого года был организован собственный Web-сервер ЦДС. Информацию о нем мы разослали практически всем поисковым серверам мира (сейчас их около 70). На сегодня зарегистрировано свыше 7000 обращений к нашему серверу, и их число постоянно растет. У нас ведется точная статистика, кто и в какую точку базовой страницы обращается.

 

Механизм здесь таков: предприниматель приходит в региональный центр за помощью, скажем, в приобретении того или иного оборудования, сотрудники центра решают его проблему либо своими силами, либо обращаются за помощью к нам. На нашем сервере предприниматель может получить информацию о проектах, которые максимально близки к его бизнесу, затем можно обратиться в ближайшую штаб-квартиру проекта или в его офис. В нашей базе данных есть сведения примерно о 300 программах, которые американцы спонсируют либо в России, либо за рубежом. Есть сведения о том, где можно получить бизнес-образование, пройти переквалификацию, большинство программ обучения полностью или частично дотируются. Имеются перечни курсов, их сроки, правила подачи документов, формы участия. Одним словом, это та информация, которая может быть полезна многим. Web-сервер содержит копии информационных бюллетеней, сведения о мероприятиях, проводимых различными организациями, прежде всего американскими, по линии поддержки предпринимательства. Учитывая специфику телекоммуникаций в России, многие материалы, размещенные на сервере, доступны по каналам электронной почты.

 

PC Week: Как организована информация в самой базе данных?

 

Е. С.: Использованы технологии Oracle, которые не только позволяют хранить данные, но и просматривать их в "Паутине". Разумеется, содержательную информацию мы готовим сами. Но еще раз подчеркну, что в Москве нет центра поддержки предпринимательства, а есть только центральный офис, координирующий работу региональных центров, часть из которых оборудована также с помощью LVS. Это позволит создать единую интегрированную систему и замкнуть все центры на единый узел обмена и дистрибуции информации либо посредством Internet, либо через коммутируемые линии связи.

Так выглядит базовая страница Web-сервера Центра делового сотрудничества

 

PC Week : В середине 1997 г. срок действия "Программы развития предпринимательства" истекает. Что будет дальше? Кто будет преемником накопленных технологий?

 

Е. С.: Да, срок действия "Программы развития предпринимательства" истекает. Но деятельность "выросшей" из нее программы "Центр делового сотрудничества" будет продолжаться. Уже сейчас каждый региональный центр поддержки предпринимательства думает о том, какую нишу местного рынка он займет. Конечно же, региональные центры в конечном счете должны стать самоокупаемыми.

 

В Конгрессе США сейчас рассматривается вопрос о серьезном сокращении помощи России. Там считают, что значительная часть бесплатной миссии выполнена. Если Россия заинтересована в поддержке предпринимательских структур, то дальше она должна двигаться самостоятельно, используя накопленный опыт. Существует же в России Комитет по поддержке малого предпринимательства, возглавляемый Александром Александровичем Прохоровым. Именно он должен лоббировать предпринимательские интересы на высшем уровне. Поэтому помощь со стороны USAID будет уменьшаться и сведется в конце концов к некоторому оптимальному уровню.

 

PC Week: Миновал ли пик помощи со стороны USAID странам Восточной Европы?

 

Е. С.: Давно миновал. В частности, Польше, Венгрии, Чехии. Там она уже значительно уменьшена.

 

PC Week: А после России кто из стран СНГ будет на гребне американской технической помощи?

 

Е. С.: Я думаю, Украина. Там реформы запаздывают на несколько лет. Затем, наверное, Казахстан, Армения и некоторые другие страны.

 

C ЦДС можно связаться по телефону: (095) 931-9662; адрес Web-сервера ЦДС: http://www.cbi.co.ru.

 

Владимир Митин

Западные компании не замораживают свои средства

 

Вот что говорит первый вице-президент LVS Игорь Пантелеев, который курировал процесс создания информационной системы "Центра деловою сотрудничества". "Для нас был интересен опыт создания системы такого масштаба. Да и опыт ее эксплуатации, я думаю, интересен для системных администраторов, аналитиков и специалистов по АСУ".

 

PC Week: Как создавалась Информационная система ЦДС?

 

И.П.: При каждом "внешнем тендере" в LVS происходит "внутренний тендер", в ходе которого рассматриваются десятки вариантов реализации системы. Решается многопараметрическая задача, основная цель которой - максимально удовлетворить требования заказчика. Если ожидается большой рост системы, то мы закладываем технические решения, позволяющие сделать это весьма эффективно. Многое зависит от сроков и условий сопровождения, от бюджета заказчика и от многих других вещей. Вообще говоря, анализ внутреннего тендера очень интересен, но это тема отдельного разговора.

 

PC Week: Что можно сказать о производительности информационной системы ЦДС?

 

И.П.: Западные компании в отличие от многих отечественных заказчиков не закупают технику "на всю жизнь" и не замораживают свои средства, они работают по принципу достаточной расширяемости: когда система только создается, ее компьютерные ресурсы минимальны. Но как только возникает необходимость повысить производительность, система может быть оперативно расширена за счет использования заложенных в ней технических возможностей. Поэтому нельзя говорить о том, что спроектированная нами информационная система имеет какие-то лимиты производительности. В случае необходимости надо просто расширить систему, т. е. увеличить мощность уже установленных серверов, добавить дисковое пространство и т.д.

 

PC Week: Вы пользуетесь услугами ЦДС?

 

И.П.: Я думаю, что мы будем выступать в роли пользователя этой системы. Нас, безусловно, интересуют проекты, финансируемые западными банками. Мы ощущаем недостаток детальной информации, которая сосредоточена в ЦДС. Кроме того, нам всегда есть чему поучиться у наших заказчиков. Дело в том, что именно на заказчика ложится значительная - свыше 90% - часть груза по созданию информационной системы и ее "наполнению". Мы же лишь помогаем ему создать инструмент...