Закон и порядок  -  в пользовательские массы

“ВСЕМИРНАЯ ПАУТИНА”

 

Если сотрудник расположенного в Вашингтоне Министерства труда решит убить служебное время на посещение такого узла “Всемирной паутины”, как Playboy.com, или любого другого, не имеющего отношения к его работе,  -  сделать это ему будет непросто.

 

Нацелив свой браузер на Playboy.com, равно как и на десятки других недозволенных узлов, служащий получит сообщение, которое наверняка отобьет у него охоту повторить свою попытку. Экран монитора станет кроваво-красным, на нем появятся два суровых лица и надпись: “Похоже, что вы пытались подключиться к запретному узлу WWW. Ваша попытка зарегистрирована. Если это будет повторяться в дальнейшем, вы можете навсегда лишиться возможности работать в Internet”.

 

Ричард Коут, специалист этого министерства по компьютерным системам, отметил, что даже такое серьезное предупреждение не удержало одного хитроумного служащего от соблазна обойти запрет. С этой целью он использовал в качестве представителя адрес, не принадлежащий Министерству труда, и через него получал на свой компьютер порнографические материалы, присоединив их к сообщениям электронной почты. По словам Коута, этот сотрудник привлек к себе внимание тем, что ежедневно получал по 500 - 600 сообщений, каждое из которых занимало более полумегабайта памяти.

 

Получаемая им почта была столь объемной, что ее пересылка порой задерживала прохождение других сообщений на несколько дней. “Мы неоднократно предупреждали его,  -  отмечает Коут,  -  затем вызвали к менеджеру операций, но и это его не остановило. Тогда нам пришлось попросту отключить его от Сети”.

 

Обоюдоострый меч

 

Все более широкое использование Internet дает служащим отличный инструмент проведения исследования и сбора информации.

 

Но при этом перед работодателями возникает новая жизненно важная проблема: им необходимо разработать такие правила и процедуры, которые бы четко определяли, как, когда и зачем сотрудники могут обращаться в Internet.

 

Конечно, перспектива запрета на доступ к определенным узлам или слежка за тем, с какими узлами работает служащий, могут выглядеть не слишком красиво. Однако отсутствие должного контроля за тем, как в учреждении используется Internet, несет потенциальную угрозу его руководителю сразу с нескольких сторон.

 

Упомянем некоторые из возможных минусов работы в Сети. Если один служащий принял на компьютер компании порнографические материалы, то другой, увидев их, вправе предъявить через суд иск ее руководству. Наниматель может столкнуться и с фактом тиражирования защищенного авторскими правами материала, которое сотрудник его организации осуществил без требуемого законом разрешения.

 

Не стоит думать, что право интересоваться, чем занимаются служащие во “Всемирной паутине”, имеют только государственные учреждения.

 

Результаты недавнего опроса, проведенного компанией Nielsen Media Research и корпорацией Internet Profiles, свидетельствуют, что в число наиболее активных посетителей Web-узла журнала Penthouse входят сотрудники корпораций IBM и AT&T, компании Hewlett-Packard, фирмы Apple Computer, а также NASA.

 

Инструментарий ограничения доступа в Сеть

 

Никого, видимо, не удивит высокий спрос на программные и организационные решения, позволяющие корпорациям контролировать использование Internet и закрывать доступ к конкретным узлам, материал на которых почти наверняка не имеет отношения к работе их сотрудников.

 

Доход фирмы Webster Network Strategies (Нейплс, шт. Флорида), созданной меньше года назад, ежемесячно увеличивается на 10%, как утверждает ее менеджер по продажам Юлия Новак.

 

Основным продуктом этой фирмы является пакет WebTrack, предназначенный для контроля за использованием Internet и фильтрации направляемых в эту сеть запросов. С его помощью организации могут запрещать доступ к Web-узлам, входящим в 16 различных категорий, в том числе к тем, которые занимаются онлайновой торговлей, имеют сексуальную направленность и распространяют информацию криминального характера.

 

Новак отметила, что ее фирма проанализировала журналы регистрации доступа к URL, которые ведутся в ряде компаний пакетами WebTrack. При этом выяснилось, что средний служащий затрачивает полтора часа в день на посещение узлов, не имеющих отношения к его служебным обязанностям.

 

По ее словам, от 20 до 45% онлайнового времени не связано с деятельностью учреждений, а в одной из инженерных компаний средней величины этот показатель достиг 66%.

 

И все же многие компании, такие, как корпорация Lockheed Martin (Бетесда, шт. Мэриленд), активно расширяют масштабы использования Internet в интересах своего бизнеса. Они уверены, что служащие затрачивают не слишком много времени на ознакомление со спортивными новостями в ESPN Net Sportszone или на подсчет текущей стоимости своего портфеля акций с помощью Quote.Com.

 

В прошлом году Lockheed Martin, как заявила Кейти Финнеран, ее представитель по связям с общественностью, ввела новые правила, в соответствии с которыми работа в Internet разрешается исключительно в целях, “отвечающих задачам корпорации и рабочей необходимости”.

 

Демонстрируя добрую волю по отношению к своим служащим, руководство Lockheed разрешило им свободный доступ в Internet в нерабочее время, если только их работа в Сети не связана с непристойной лексикой или изображениями.

 

Несколько иная ситуация сложилась в одной из дочерних компаний этой корпорации. Как выяснилось, в прошлом году ряд служащих Lockheed Martin Tactical Aircraft Systems (Форт-Уорт, шт. Техас) регулярно посещали спортивные и некоторые другие узлы, назвать которые компания отказалась. Поскольку это противоречит общей политике компании относительно непристойных изображений, то были приняты дополнительные меры.

 

По словам Фрэнка Уильямса, сетевого технического специалиста, компания провела углубленное изучение этого вопроса. Полученные результаты показали, что ее служащие, которые имеют доступ в Internet, расходовали в среднем 25% онлайнового времени на посещение узлов, не имеющих никакого отношения к их работе.

 

В ответ, отметил Уильямс, компания Lockheed приняла ряд дисциплинарных мер против таких сотрудников и ввела контроль за деятельностью в Internet всех своих служащих. Для этого она воспользовалась пакетом WebTrack, с помощью которого был закрыт доступ к узлам, связанным с азартными играми, откровенной сексуальной тематикой, распространением разжигающих вражду сообщений электронной почты, а также к некоторым другим.

 

Головная боль корпораций

 

Существует по меньшей мере три основные области, вызывающие корпоративную озабоченность характером использования Internet:

 

- продуктивность работы служащих в этой сети;

 

- возможность компрометации деловых интересов компании в результате работы в Internet;

 

- соответствие использования Internet действующему законодательству и отсутствие угрозы предъявления компании юридического иска.

 

Обычно Internet изображается как превосходный инструмент, который повышает эффективность и продуктивность работы использующих его специалистов. Однако Клиффорд Столл, автор книги “Silicon Snake Oil: Second Thoughts on the Information Highway” (“Жир кремниевой змеи: обратная сторона информационной магистрали”), призывает работодателей еще и еще раз подумать о том, что он называет “беззастенчивой рекламой” Internet.

 

“Это прекрасная возможность для служащих убивать время,  -  утверждает Столл.  -  Вашему руководителю кажется, что вы работаете: вы что-то вводите с клавиатуры, щелкаете мышью на пиктограммах. Но с большой долей вероятности можно предположить, что в это время вы занимаетесь чтением материалов тематических конференций, переходите с узла на узел в поисках красивых картинок или посылаете электронное письмо другу. Разве может живой человек использовать Internet исключительно для работы и ни для чего другого?”

 

Выработка правил использования Сети

 

Работа в Internet должна проводиться по определенным правилам, иначе эта сеть окажется громоздким и неуклюжим ресурсом. Для повышения эффективности ее использования специалисты рекомендуют компаниям прежде всего заняться регулированием интересов своих служащих, а не пускать их на самотек.

 

“Если представить Internet в виде большой библиотеки, то станет ясна необходимость списка рекомендованных Web-узлов, на которых хранятся нужные ресурсы,  -  считает Майкл Салливан-Трейнер, директор корпорации International Data (Фреймингхем, шт. Массачусетс), отвечающий за исследования в области Internet и обмена сообщениями.  -  К проблеме нужно подходить конструктивно, говоря: "Здесь вы сможете получить доступ к ресурсам, если сделаете то-то и то-то", а не повторять одно и то же  -  нельзя, нельзя, нельзя...”

 

Джон Кочран, менеджер по интерактивным коммуникациям фирмы Honeywell (Миннеаполис, шт. Миннесота), сообщил, что с прошлого года в его организации действуют правила, четко определяющие цели использования Internet и ограничивающие работу в этой сети, не связанную с деловой активностью.

 

Однако, как отметил он, служащим фирмы предоставлено право во время обеденного перерыва и после работы обращаться в Internet для решения личных задач, что помогает им быстрее осваивать этот вид деятельности.

 

“Мы прекрасно осознаем, что в Internet можно растратить по мелочам массу времени,  -  считает Кочран.  -  Однако наша точка зрения заключается в том, что люди стремятся выполнить свою работу, и Internet представляет собой неоценимый источник информации”.

 

С юридической точки зрения, как отмечает Эд Кавасос, адвокат из Хьюстона (шт. Техас), специализирующийся на законодательстве в области Internet, компании должны знать, что несут ответственность за использование этой сети своими служащими. На основании положений Акта о пристойности в коммуникациях, который в начале текущего года стал законом, организации могут быть привлечены к ответственности, если, например, на их Web-узле будут размещены материалы непристойного характера.

 

Опубликуй или умри

 

Кавасос утверждает, что, если дело дойдет до суда, компании, имеющие четко изложенные правила работы в Internet, смогут укрепить свои позиции ссылкой на соответствующие документы.

 

“Если окажется, что служащий принимает из Сети детскую порнографию, вы всегда можете показать свои правила и заявить: "Смотрите, совершенно ясно, что мы дали ему абонемент вовсе не для этого". Если же у вас таких правил не окажется, будет не совсем ясно, для каких целей сотруднику был предоставлен доступ в Сеть”,  -  утверждает Кавасос.

 

Многие компании, стремясь не допустить несанкционированного распространения конфиденциальных материалов своими служащими, уже давно выработали соответствующие правила. В них изложены правила передачи информации за пределы организации любым способом, будь то письмо редактору, интервью прессе или встреча с деловыми людьми.

 

Однако, как оказывается, о запрете делиться секретной информацией с посторонними необходимо напоминать и тем служащим, которые в одиночестве сидят у своих компьютеров.

 

Несколько нарушений этих правил, отмеченных в компании Boeing Commercial Airplane Group (Сиэтл, шт. Вашингтон), заставили ее президента Рональда Вударда распространить среди сотрудников меморандум о порядке обсуждения деловых вопросов за пределами компании. Представители Boeing не раскрыли сути произошедшего, однако в письме Вударда от 18 марта с. г. содержится конкретная ссылка на Internet.

 

Там написано: “Отмечаются случаи, когда сотрудники при работе в Internet полагают, что действуют в рамках своей компетенции, но в действительности они раскрывают информацию нашей компании. Проблема заключается не в Internet; ее источник в том, что некоторые лица недостаточно критично относятся к использованию Сети и обмениваются служебной информацией с аудиторией в мировом масштабе. Сама по себе Internet  -  прекрасный инструмент, но эта сеть требует правильного обращения”.

 

Несмотря на свое брюзжание в адрес Internet, уже упоминавшийся Столл не может не согласиться с этим. Он признает, хотя и с неохотой, продуктивную роль Internet на рабочих местах, а для компаний, которые еще не выработали политику в этой области, намечает ее основные черты.

 

“Благоразумная политика состоит в том, чтобы доступ в Internet способствовал повышению эффективности работы и осуществлялся с умом. Это значит, что Сеть не должна использоваться для игр, чтения огромной массы сообщений Usenet, прогулок по WWW, обмена электронными сообщениями с друзьями, родственниками или посторонними людьми. Internet должна использоваться для передачи информации клиентам, поиска новых клиентов и для того, чтобы произвести благоприятное впечатление на электронное сообщество. И все это не должно наносить ущерба выполнению служащими своих прямых обязанностей”,  -  заключает Столл.

 

Том Даффи

 

Прогулки по Сети

 

Средний служащий тратит полтора часа в день на посещение узлов, которые не имеют никакого отношения к его работе; от 20 до 45% онлайнового времени также не связано с рабочей необходимостью  -  такова оценка фирмы Webster Network Strategies, создателя пакета WebTrack

 

Разве может живой человек использовать Internet исключительно для работы и ни для чего другого?

 

Это может вам дорого обойтись

 

На основании положений Акта о пристойности в коммуникациях (Communications Decency Act) организация может быть привлечена к ответственности, если на ее Web-узле будут размещены материалы непристойного характера