Это казалось осуществлением самой заветной американской мечты: компания-выскочка, без всякой предыстории, начинает свободную продажу своих акций, и они сразу становятся предметом повышенного спроса.

 

Такой ход событий позволил посвященным сколотить небольшие состояния, а многим другим  -  учреждениям и частным лицам  -  получить устойчивую прибыль.

 

В последние полгода, однако, пыл вкладчиков в отношении Netscape поугас. Сегодня корпорация  -  прошлогодний любимец  -  пытается вернуть утраченную благосклонность своих прежних финансовых покровителей.

 

На не отличающейся постоянством Уолл-стрит курс акций корпорации упал с $87 в феврале (“приведенный” курс, учитывающий расщепление акций 7 февраля 1996 г. и снижение их номинала вдвое), что было наивысшим показателем за последние 52 недели, до уровня, едва превышающего $40. В этом отразилась повышенная нервозность инвесторов, вызванная темпами, с которыми Microsoft стал нагонять Netscape в сфере Интернет.

 

Тем не менее особых ошибок Netscape не совершила и пока сохраняет господство на рынке Интернет-навигаторов. И свой высокий рейтинг корпорация заслужила, во всяком случае, если судить по цифрам.

 

Сообщаемые Netscape финансовые данные всякий раз превосходили ожидания. Во втором квартале корпорация заработала 906 тыс. долл., несмотря на то что перед этим потратила 4,9 млн. долл. на поглощение мелких фирм. Объем продаж взлетел до 75 млн. долл., превысив уровень первого квартала на 34%.

 

Наблюдатели, однако, задаются вопросом, сумеет ли Netscape так консолидировать свои технологии и сплотить союзников на рынке, чтобы отбиться от наседающей Microsoft. Еще несколько месяцев назад все сходились на том, что Netscape удержит позиции. Но Microsoft укрепилась в Интернет гораздо быстрее, чем ожидалось аналитиками, которым пришлось прикусить языки после заявления гиганта о планах интеграции навигатора Internet Explorer в Windows 95.

 

Сказанное касается в основном индивидуального потребительского рынка, тогда как Netscape получает около 80% доходов из корпоративного сектора. Таковы данные Брюса Смита, аналитика корпорации Merrill Lynch & Co. (Нью-Йорк). Недавно Смит перевел долгосрочный прогноз по акциям Netscape из категории “покупать” на “неопределенно”, хотя и считает корпорацию способной к устойчивому росту в течение 6 - 9 месяцев. Осторожность Смита объясняется тем, что, по его мнению, на этом рынке ни одна корпорация не сможет соперничать с Microsoft, оставаясь при этом с прибылью: “История учит, что игра с Microsoft  -  дело безнадежное”.

 

Пока что Netscape удавалось идти наперекор истории. Сумеет ли корпорация и в дальнейшем опровергать все прогнозы скептиков?

 

Чарльз Купер