Перемены

У компании General Magic новый исполнительный директор, но все те же старые проблемы.

 

Теперь она должна показать такой фокус, который поверг бы в изумление самого Дэвида Копперфилда

 

Спрячем склонного к фантазиям исполнительного директора в цилиндр фокусника. Положим туда же устаревший бизнес-план. Раз-два-три! В цилиндре  -  новый закаленный “король” программных продуктов. Вуаля! У нас получилась новая компания с серьезными шансами на успех.

 

В нечто подобное верит новый исполнительный директор компании General Magic (Лос-Гатос, шт. Калифорния). Стив Маркмен, ветеран индустрии с 29-летним стажем, прежде возглавлял отделение продуктов в фирме Novell, а не так давно  -  во второй половине сентября  -  “принял скипетр” из рук Марка Пората, учредителя General Magic, председателя и исполнительного директора этой компании. Люди, ранее работавшие с Маркменом, говорят, что это  -  именно тот человек, который может поставить на ноги компанию, борющуюся за свое существование. Как сказал Том Стединг, исполнительный директор компании Pretty Good Privacy и бывший вице-президент Novell: “Это прекрасный выбор, поскольку он (Маркмен) знает, как обеспечивать успех продукции”.

 

Но до тех пор, пока Маркмен не продемонстрирует ощутимые результаты, вопрос: “Может ли кто-нибудь спасти General Magic, потерявшую за последние шесть лет более 90 млн. долларов?” остается открытым. У Маркмена есть множество поклонников, но его стаж работы в качестве исполнительного директора ограничивается лишь четырьмя месяцами, когда он возглавлял дочернее предприятие компании Network Equipment Technologies. И, по словам отдельных критиков, ему следовало действовать более оперативно при “раскручивании” некоторых важных продуктов фирмы Novell.

 

До сих пор компания General Magic была известна лишь своими провалами. Ее грандиозная программа создания своего рода “эсперанто” для мобильных средств связи была встречена коллективной зевотой. Начиная с августа компания ищет нового лидера для реализации заявленной в июне стратегии в отношении Internet. Но аналитики уверены в том, что у компании есть еще кое-что про запас. У нее хорошие возможности: это растущий спрос на технологии, способные превратить Internet из скопища информации, через которое пользователи вынуждены продираться, в собрание нужных, автоматически передаваемых им данных. Компания General Magic нашла хорошее решение  -  ее программное обеспечение Telescript может быть использовано для создания интеллектуальных агентов, которые быстро “носятся” взад и вперед между Web-серверами, собирая информацию и выполняя транзакции. У компании имеется более 80 млн. долл. свободных средств, благодаря чему она как минимум полтора-два года сможет просуществовать без новых доходов. Кроме того, по мнению Маркмена, в компании есть человек, который понимает, как сделать технологию рентабельной.

 

“Любовные отношения” Маркмена, как он сам их называет, с компанией General Magic длятся уже три года. В 1993 году, после ухода из Network Equipment Technologies, Маркмен участвовал в конкурсе на пост президента компании General Magic и был очарован ее атмосферой, людьми и технологией. В то время Порат никак не мог решить, кого ему нужно нанять  -  президента или исполнительного вице-президента по продукции. Он остановил свой выбор на исполнительном вице-президенте, и Маркмен на короткий срок стал консультантом компании и вице-президентом по технологии, но в 1994 году перешел в фирму Novell. А в июле этого года Порат вновь задумался о должности исполнительного директора. Он добровольно отказался от своего поста, потому что пришел к выводу, что ему не хватает опыта, необходимого для быстрого превращения технологии компании General Magic в продукты, способные приносить прибыль. Он разглядел в Маркмене не только короля продуктов, но и человека, который так же влюблен в General Magic, как и он сам. Маркмен уже выглядит как человек, которому вполне удобно на его новом посту: он щеголяет в черной рубашке для поло с эмблемой General Magic и широких непарадных брюках, а не в костюме с галстуком, обязательных для фирмы Novell.

 

Маркмен может позволить себе выглядеть легкомысленно, но он разбирается в бизнесе. “Возможно, он выглядит расхлябанным, но когда нужно, он способен быстро мобилизоваться”  -  так охарактеризовал Маркмена Рон Хайнц, вице-президент и глава северо-американского отделения продаж фирмы Novell. “В тех случаях, когда Боб Франкенберг оказывался несколько более пассивным, я наблюдал, как Стив загружал людей”. Но Хайнц и другие руководители Novell тут же добавляют, что Маркмен далеко не тот человек, который будет выполнять грязную работу. “Он очень обаятельный человек,  -  утверждает Майк Дефацио, вице-президент отделения продуктов Novell.  -  Ему нравится полагаться на хороших людей, ставить перед ними цели и оказывать им поддержку”.

 

Действуя по этой формуле, Маркмен уже определил задачу для своих подчиненных: они должны проанализировать технологию, которой владеет компания General Magic, и за один-два месяца определить, какие элементы этой технологии имеют наибольший потенциал с точки зрения создания прибыльных продуктов, а затем разработать жесткий целенаправленный план. Компании наверняка придется отказаться от некоторых идей, проектов и технологий, но, по словам Маркмена, ее сотрудники готовы к тому, что кто-нибудь наконец примет жесткие решения. С этим согласен и Стив Шрамм, вице-президент General Magic. Он сказал: “Ощущение новизны обладания первоклассной технологией прошло два года назад. Люди хотят участвовать в успешном бизнесе”.

 

Проблемы General Magic не были связаны с недостатком технологии или идей. Ей, по мнению директора компании Роэла Пипера, который также работает исполнительным директором компании Tandem Computers, не хватает мастерства исполнения. “Нам сейчас нужен человек, который сможет взять одну или две из наших идей и целенаправленно их реализовать”,  -  сказал Пипер. Коллеги Маркмена утверждают, что если в General Magic есть хотя бы одно сильное приложение, Маркмен обязательно найдет его. “У него особый талант к тому, как разбираться с технологией и как использовать ее для создания продуктов”,  -  отмечает Стеддинг.

 

Когда в начале этого года Маркмен собрался возглавить все производственные группы, он, по мнению Дефацио, явно руководствовался стратегией фирмы Novell в отношении продуктов. Как сказал Дефацио: “Главная проблема заключалась в том, что мы должны были уделить большее внимание Internet и внутрикорпоративным сетям, а также в гораздо большей степени сосредоточиться на открытых стандартах”. Маркмен не боялся оказаться вовлеченным в рутинный процесс планирования производства. “За последние месяцы в разработанном нами плане производства определенно чувствовался его почерк”,  -  добавил Дефацио.

 

Почерк Маркмена явно ощущается и в IntranetWare, первой серьезной попытке фирмы Novell, предпринятой в отношении Internet. Эта система была выпущена в сентябре и имела большой успех на выставке NetWorld+Interop. На Стеддинга из компании Pretty Good Privacy особое впечатление произвело то, что Маркмен разработал стратегию IntranetWare в начале этого года. “Я видел, как он детально разобрался во всех элементах, свел все воедино и сложил целостную картину”,  -  сказал Стеддинг.

 

Умение Маркмена разбираться в продуктах базируется на глубоком понимания технологии. Он проработал 13 лет в Bell Labs корпорации AT&T, занимаясь, среди прочего, системами ПРО. Сын рабочего-беженца из Восточной Европы, Маркмен проникся любовью к учебе с молодых лет. Он вспоминает, что запуск советского спутника вселил в него, ученика младших классов средней школы, мечту стать ученым. Маркмен продолжил образование и получил степень доктора в области электрофизики в нью-йоркском Политехническом институте.

 

Если ознакомиться с биографией и послужным списком Маркмена, то будет непросто понять, почему он покинул хорошо оплачиваемый пост в крупной корпорации и перешел в маленькую компанию, от работы в которой большинство людей просто бы отказалось. Возможно, это связано с тем, что ему не удалось стать президентом фирмы Novell, хотя Маркмен утверждает, что он не принял бы этот пост, даже если бы ему было сделано такое предложение. Он говорит, что руководствовался простыми мотивами: “Мое самое сильное желание заключалось в том, чтобы возглавить небольшую компанию и работать в тесном контакте с людьми”. Но это поверхностное объяснение. Он хочет созидать и иметь для этого место, где сможет развернуться. По словам Пората, Маркмен занимает “позицию с достаточно большими возможностями”.

 

В целом, ситуация в General Magic может показаться ужасной, но некоторые аналитики считают, что у компании все-таки есть шанс. Как сказал Джеффри Бок, старший консультант Patrica Seyboard Group (Бостон): “Я не думаю, что компании доводилось слышать о себе беспристрастное мнение, поскольку она находилась в замкнутом мире, занимаясь первооткрывательством”. Бок имеет в виду Telescript, разработку General Magic. Ранее это ПО использовалось для развертывания агентов в частных сетях компаний, таких, как уже прекратившая свое существование сеть PersonalLink корпорации AT&T. Теперь Telescript применяется как средство получения максимальной отдачи от внутрикорпоративных сетей и других сегментов Internet, начиная от механизмов поиска и кончая средствами предоставления доступа. Бок утверждает: “Внутрикорпоративные сети используются повсеместно, но они, как правило, представляют собой хранилища информации. Вот где нужны программы-агенты”. Он уверен в том, что рынок примерно на полтора года отстает от широкомасштабного признания таких программ.

 

Даже и в этом случае компании General Magic предстоит нелегкий путь. Одна из серьезных проблем заключается в том, как склонить разработчиков к написанию приложений в среде Telescript. Это не простая задача, поскольку у тех, кто пишет приложения для Internet, есть много других, более перспективных возможностей, например язык Java. Кроме того, General Magic следует быть выше того шума, который поднимают другие разработчики агентов, такие, как Орен Эциони из Вашингтонского университета, чье средство разработки SoftBots позволяет создавать агенты на любом языке программирования. И наконец, последнее, но не менее важное. Маркмен должен восстановить доверие к компании, которая просто еще не заслужила того внимания, на которое претендовала. Она не соблюдала сроки выпуска продуктов, более целеустремленные партнеры компании создавали многообещающие продукты, основываясь на ее технологии, а она была застигнута врасплох бурным расцветом Internet. За шесть месяцев этого года компания потерпела убытки в размере 18,7 млн. долл., продав продукции только на 3,9 млн. долл.; общие убытки на сегодняшний день составляют 92,4 млн. долл., что почти на 11 млн. долл. больше той суммы, которую она смогла мобилизовать, выпустив в обращение в феврале 1995 года свои акции на 14 млн. долл. Акции компании, которые вначале раскупались по 32 долл., за год упали в цене и стали стоить меньше 4 долл.

 

Сам Маркмен также заслуживает некоторой критики. Кое-кто говорит, что, работая в Novell, он приобрел не слишком блестящую репутацию. Например, Novell не торопилась воспользоваться преимуществами технологии, лицензию на которую она получила в феврале от компаний Open Market и Sun. Компания лишь выпустила предварительную версию виртуальной машины Java (Java Virtual Machine) для IntranetWare и до начала следующего года не собирается реализовать технологию электронной коммерции компании Open Market на своем Web-сервере. Кроме того, в феврале Маркмен реорганизовал производственные группы Novell для того, чтобы разработка продуктов стала более эффективной, но компания вряд ли выпустит версию IntranetWare для малого бизнеса до конца этого года, даже при существенной перекомпоновке информации. И хотя Маркмен стремился к тому, чтобы продукты Novell были открытыми, сама система InternetWare не базируется на используемом в Internet протоколе TCP/IP.

 

У Маркмена имеется гораздо больше поклонников, чем критиков. Но мнения других людей не будут иметь значения, если он не выполнит своих обещаний захватить лучший кусок территории Internet. А он готов победить в этой борьбе. Для вдохновения он смотрит на висящую на стене его кабинета гравюру с изображением битвы у вершины Литтл-Раунд во время гражданской войны между Севером и Югом. Войска полковника армии северян Джошуа Чемберлена были малочисленны и слабо вооружены. Но Чемберлен не отступил. Он приказал своим людям примкнуть штыки и пойти в атаку, чем обескуражил и сломил конфедератов. Такой же дерзкий маневр требуется сегодня и от Маркмена. Для того чтобы одержать победу, он не может полагаться на магию.

 

В подготовке этого материала принимала участие Лайза Вирсман

 

Лоуренс Арагон

 

К старшему редактору Лоуренсу Арагону можно обратиться по адресу: laragon@zd.com.

 

Краткие сведения

 

Стив Маркмен

 

Возраст: 51 год.

 

Должность: председатель, исполнительный директор, президент компании

 

General Magic.

 

Образование: степень бакалавра в области электротехники в нью-йоркском Политехническом институте в 1966 г.; степень магистра в области электрофизики  -  там же в 1967 г.; степень доктора в области электрофизики  -  там же в 1973 г.

 

Карьера: начал свою карьеру в 1967 г. в корпорации AT&T, где проработал 19 лет, в том числе 13 лет  -  в Bell Labs. Перешел в Hewlett-Packard на должность руководителя отдела исследования и разработок. Через пять лет стал руководителем производственного отдела в компании Network Equipment Technologies. Начал работать в Novell в 1994 г., где в итоге возглавил все производственные группы компании. “Принял бразды правления” в компании General Magic 19 сентября сего года.

 

Дополнительная информация: родился и вырос в Бруклине, но считает своими родными местами побережье залива Сан-Франциско. Женат, имеет двоих взрослых детей. Увлекается боулингом и коллекционирует комиксы про Скруджа Макдака.