Опасно слишком торопиться с внедрением новых HTML-расширений. Вы рискуете стать жертвой противоречий между корпорациями Microsoft и Netscape Communications. Это наряду со многими другими пользователями осознал и Эрик Монсон, исполнительный директор и Web-мастер компании Mainstream Online (Стамфорд, шт. Коннектикут), которая занимается трудовыми ресурсами и планированием рабочих мест. Не так давно он решил воспользоваться преимуществами HTML-дополнений Netscape для создания таблиц и управления размерами шрифтов. И что же? Вскоре выяснилось, что многие старые программы просмотра серверов "Всемирной паутины" "не узнают" эти дополнения. Более того, для некоторых браузеров такая встреча завершалась фатальными сбоями в работе.

 

"Мы получали сердитую электронную почту целыми виртуальными мешками",  -  вспоминает Монсон.

 

Теперь он придерживается гораздо более консервативного подхода к внедрению новых тегов и расширений HTML. Так, он отказался от использования прокрутки окон  -  функции, которую поддерживает браузер Netscape Navigator. Почему? Нет уверенности, что программа просмотра Microsoft Explorer и некоторые другие смогут должным образом работать с этой новой функцией.

 

"Нравится это кому-то или нет, но я уверен: сегодня часто приходится искать наименьший общий знаменатель HTML",  -  отмечает Монсон.

 

Такого мнения придерживается не только он. Сегодня многие менеджеры Web-узлов очень осторожно подходят к применению новых HTML-дополнений, которые, по идее, должны добавить привлекательности их серверам. Они видят не только положительные, но и отрицательные стороны постоянно возрастающей конкуренции между разработчиками технологий "Всемирной паутины". Один из ее побочных результатов заключается в том, что далеко не все расширения базовой HTML-технологии, которые разрабатываются или внедряются, оказываются равноценными. А это значит, что эти расширения могут хорошо работать с продуктом одного разработчика, а в продукте другого могут быть проигнорированы или даже привести к сбоям в работе.

 

"Нам нужно такое средство, которое бы давало максимальные возможности как можно большему числу пользователей,  -  утверждает Джонатан Хиршман, старший продюсер Web-узлов Pathfinder фирмы Time Warner (г. Нью-Йорк).  -  Но добиться этого можно единственным путем  -  заставить производителей прийти к общему соглашению".

 

Путь к согласию

 

Добиться взаимных уступок, однако, не так-то просто. Большинство разработчиков сохраняют верность прежним версиям языка, в том числе и HTML 2.0, а Microsoft и Netscape в последнее время практически игнорируют предлагаемый проект стандарта 3.0, который разрабатывается группой инженерной поддержки Internet (IETF).

 

Сложившаяся ситуация может иметь особенно серьезные последствия для компаний, которые пытаются развернуть электронную торговлю во "Всемирной паутине" в расчете на очень широкий круг клиентов. Ситуация здесь значительно отличается от той, что сложилась с частными внутрикорпоративными сетями, в которых менеджеры информационных служб устанавливают приложения для весьма ограниченной аудитории. На общедоступных Web-узлах никто не в силах указать вам, какие программы использовать для доступа или каким способом осуществлять его. Конечно, большинству пользователей для перехода на новейшую версию Navigator или Explorer достаточно щелкнуть мышью на пиктограмме, но все же многие по-прежнему работают с браузерами вчерашнего дня.

 

В связи с этим менеджеры информационных служб предпочитают подходить к применению новых HTML-расширений с осторожностью. Например, принимая решение об их внедрении, специалисты фирмы Charles Schwab & Co. (Сан-Франциско, шт. Калифорния) учитывают, какие браузеры получили наибольшее распространение в онлайновых службах. CompuServe и America Online лишь недавно начали поддерживать самые последние версии Navigator и Explorer, поэтому Schwab пока воздерживается от внедрения таких новшеств, как прокрутка окон.

 

Серьезные вопросы

 

Другие компании придерживаются примерно такого же подхода, но при этом допускают некоторые исключения, если те хорошо обоснованы. Уже знакомый нам Монсон из фирмы Mainstream, например, разработал специальный перечень из трех вопросов. С его помощью можно определить, насколько целесообразна установка того или иного расширения. Первый вопрос звучит так: насколько необходим новый продукт и нет ли стандартных HTML-средств, которые позволяют решить подобную задачу?

 

При удовлетворительном ответе Монсон задает второй вопрос: есть ли уверенность, что новое дополнение не приведет к сбоям в работе каких-либо браузеров? Если и здесь все в порядке, то ставится заключительный вопрос: повысит ли данный продукт привлекательность узла для пользователей? "Возможность применить нечто новое вовсе не обязывает нас делать это",  -  заметил он.

 

В нескольких случаях ответ на все три вопроса оказался утвердительным. В результате Mainstream применила уже упоминавшуюся функцию прокрутки экрана, которая дала возможность с помощью панели инструментов просматривать весь перечень предлагаемых рабочих мест. Получить более подробную информацию клиенты могут посредством особого сценария на базе CGI (общего интерфейса шлюза), позволяющего углубиться в базу данных. Однако фирма стремится обеспечить такие же возможности и пользователям, браузеры которых не поддерживают прокрутки, для чего на узлах создаются отдельные статичные HTML-страницы.

 

На подобный компромисс пошла и фирма Time Warner на своих узлах Pathfinder. Чтобы придать их страницам более привлекательный и удобный вид, недавно было принято решение воспользоваться некоторыми HTML-расширениями, позволяющими, в частности, вводить материал в табличной форме. Хиршман утверждает, что эта мера, предпринятая в июне, помогла повысить число обращений к страницам фирмы. Но теперь приходится поддерживать на Pathfinder два интерфейса.

 

Если повезет, то Хиршман и другие менеджеры узлов "Всемирной паутины" вскоре избавятся от проблем такого рода. Недавно руководство рабочей группы IETF пришло к заключению, что основные разработчики утратили доверие или интерес к ее разработкам. Оно предложило передать руководство созданием HTML-стандартов консорциуму World Wide Web Consortium, который пользуется серьезной поддержкой Microsoft, Netscape и других производителей продуктов для "Всемирной паутины". Некоторые компании, специализирующиеся в области электронной коммерции, в том числе и Time Warner, смотрят на это событие с оптимизмом. Они надеются, что консорциум обеспечит лучшее согласование официальных стандартов с программами просмотра Web-серверов ведущих фирм-разработчиков. И действительно, эта организация недавно предложила вариант дальнейшего развития HTML 2.0, получивший название HTML 3.2, который устраняет различия между некоторыми основными расширениями, созданными корпорациями Microsoft и Netscape.

 

И все же многие менеджеры информационных услуг намерены по-прежнему проявлять осторожность. "Производители приложили немало усилий, чтобы выделить свои браузеры из общей массы, и во многом это достигнуто за счет собственных расширений,  -  отмечает Монсон.  -  Мне кажется, что Netscape продолжит выпускать "заплаты" даже тогда, когда мы перейдем на HTML 4.0".

 

Джефф Моуд

 

Со старшим редактором Джеффом Моудом можно связаться через Internet по адресу: jeff_moad@zd.com.

 

Web-мастера, уставшие от несовместимости браузеров и сбоев в их работе, действуют осторожно, когда дело касается применения расширений различных производителей