Уроки Web-мастера

 

Slate  -  это новая попытка Microsoft создать "серьезный" онлайновый журнал под редакцией Майкла Кинсли. Мне она показалась неудачной: хотя журнал и демонстрирует несколько многообещающих новаций и правильных подходов к использованию Web, он не смог приспособиться к онлайновой среде.

 

Моя рецензия основывается на знакомстве с первым номером Slate. На самом деле я не смог прочитать все до единой статьи в номере, потому что вынести это было слишком тяжело. Slate не предназначен для чтения в сети: все основные статьи длинные, очень, очень длинные. Часто они гораздо длиннее, чем это можно оправдать их содержанием.

 

Конечно, можно просто напечатать статьи, тем более что узел позволяет загрузить версию для распечатки. Но если бы мне захотелось читать длинные печатные статьи, я выбрал бы журнал The New Yorker: он гораздо компактнее (тонкая глянцевая бумага переплетается лучше, чем распечатки из моего принтера) и содержит более удачные карикатуры. Да, в Slate есть комикс, но он плохо приспособлен для онлайновой среды: это просто отсканированный рисунок, который не очень удачно представлен тремя оттенками серого. При ширине 610 и высоте 849 пикселов увидеть рисунок целиком смогут лишь пользователи с большими мониторами. Было бы гораздо интереснее, если бы Slate использовал свой бюджет и очевидные авангардные наклонности, чтобы стать пионером применения в широкой онлайновой прессе интерактивных мультфильмов в духе работ Марка Херста из Media Lab.

 

Статьи журнала слишком длинны для комфортабельного чтения на экране, однако их представление явно разрабатывалось для онлайнового просмотра. Широко используется представление материала в несколько колонок, что на экране смотрится лучше, чем в распечатке, где это приводит к излишнему расходу бумаги. Формат журнала оптимизирован для Internet Explorer, и хотя это, без сомнения, вызовет осуждение со стороны некоторых сторонников чистоты HTML, учитывая современный климат в Web, я не могу слишком сильно критиковать Microsoft за этот грех. По крайней мере, на узле не используются кадры [:-)].

 

Возможности гипертекста применяются очень осторожно, и ссылки не включаются в основной текст статьи. В конце большинства статей приводится несколько ссылок на исторические материалы или альтернативные точки зрения, но не делается попыток создать нелинейную публикацию внутри журнала. Хороший набор ссылок можно найти в колонке "В других журналах", где рассматриваются основные материалы других журналов и по возможности приводятся указатели на их онлайновые версии. Эта колонка  -  один из немногих примеров новаторского использования онлайновой среды в Slate: очевидно, что обсуждение статей в других журналах становится гораздо интереснее, если саму статью от комментария отделяет лишь щелчок мыши. Кроме того, Slate пользуется преимуществами своего немедленного распространения, чтобы познакомить читателя с материалами других журналов еще до того, как они попадут к подписчикам.

 

Есть еще два направления использования онлайновой среды, где Slate обещает превзойти традиционные журналы. Во-первых, это средства мультимедиа, которые используются к месту и украшают статьи. Это не какие-нибудь крутящиеся логотипы, а клип песни Эллы Фитцджеральд в посвященном ей некрологе и видеоклип антиклинтоновского рекламного ролика Республиканской партии в (очень хорошей) колонке с анализом политической рекламы. Обсуждение этого ролика сильно выигрывает от того, что читатель может тут же посмотреть видеоклип и проследить за ритмом, тоном голоса и т. д. Это позволяет автору дать гораздо более глубокий анализ кинематографических эффектов, чем тот, который обычно достигается в статьях рубрики "Давайте рассмотрим рекламный ролик" в The New York Times, где печатная среда навязывает ориентацию на текст. Всем известно, что движение, цвет и тон голоса оказывают гораздо большее эмоциональное воздействие, чем собственно слова, так что анализ политических кампаний требует использования мультимедиа.      

 

(Продолжение в следующем номере)

Якоб Нильсен