Питер Кофи

Беседы о программировании

Скрюченный над клавиатурой разработчик почти карикатурно олицетворял сосредоточенное усилие. Как и любое новейшее средство, интерактвная среда последнего поколения облегчала ему работу с трудными местами в создаваемой системе. Парадоксальный факт: новейшая модель не давала передышки за счет периода компиляции-редактирования, столь необходимой в традиционном программировании. "Я следил за тем, как он перескакивал из графического окна, где распараллеленные процедуры образно представлялись в виде живых объектов, в окно исходных текстов, и он мог править тексты вместе с объектами, не останавливая их выполнения. На моих глазах он за полчаса, начав с неподвижной фигуры (просто выбрав одну из функций своего пакета), "вылепил" из нее работающую систему, без единой остановки или возврата к предыдущим шагам". Было жаль прерывать его, но нас ограничивало время. "Спасай-ка свою конструкцию, сынок, да поскорее". Творцу было уже давно пора в школу. Вот возможный вариант будущего развития программного обеспечения, о котором я писал в своей заметке не так давно.

Наш свободный художник, которому в мае будет 5 лет,  -  это один из трех моих сыновей. Среда, в которой он работает  -  Microworlds компании Logo Computer Systems (Хайгейт Спрингс, шт. Вермонт). Это была первая серьезная причина для покупки компьютера с процессором Pentium.

Я так и сказал: Pentium. Сначала - о плохом, то есть о неудобствах нового продукта. Microworlds под DOS требует на все свои операции 4 Мб ОЗУ, а без наличия 512 Кб обычной памяти вообще не запускается. Для верности запустите утилиту MemMaker под MS-DOS (это  -  продукт Microworlds ценой $79; впрочем, имеется версия и для Макинтош, где нет сложностей с памятью, но это  -  другая история).

Для работы версии под DOS нужен процессор не ниже i386, но при частоте 16МГц запаситесь терпением: вы будете вынуждены наблюдать смену состояния чуть ли не в каждом пикселе. Но уже на PS/2 модели 70, которая старше двух из моих сыновей, Microworlds дает такой эффект "затягивания", что ребята теперь предпочитают программное конструирование мультфильмам.

На первый взгляд Microworlds представляется обычной графической программой. Вы можете "населять" свой рисунок фигурками с палитры, меняя по желанию их размеры, менять форму фигурки, причем изменения тут же "просачиваются" во все экземпляры этой фигурки, можно также пополнить "зверинец" новой или исправленной фигуркой.

Каждая фигурка  -  это "черепашка" на языке Logo, под управлением которого работает данная среда. "Черепашку" можно предоставить самой себе: например, она может шагать по заданному пути и к ней можно обращаться по имени из другой части программы.

Можно создать другие экранные объекты, такие, как органы управления для линейной прокрутки или интерактивного управления параметрами, а также скоростью движения объектов или числом сторон в многоугольнике, по которому ходит "черепашка".

Кроме всего этого можно заставить черепашку прятаться, выглядывать или менять свою форму. Любимая программа моего сына  -  "ночка". В ней солнце сменяется луной, появляются звезды, небо из голубого становится черным. (Мультитредный Microworlds, наверное, еще лучше. Собственно говоря уже система с процессором Pentium может делать смену "черепашек".)

Но в целом все же Microworlds напоминает мне человека, который когда-то сказал мне: "Если бы мне дали год, чтобы научить кого-то грамотно писать, то я бы первые два месяца потратил на выработку стимулов для ученика". Я видел детей, которых тошнило от языка BASIC и которые тут же по уши влезали в Microworld. Думаю, причина появления стимула  -  в желании мгновенно что-то сотворить, и в уверенности, что обязательно получится. Почему бы и вам не попробовать такое на ваших любимых детках, всей душой ненавидящих технику?

ПИТЕР КОФИ

К Питеру Кофи можно обратиться через MCI-Mail по номеру 357-1756 или через CompuServe по номеру 72631,113.