Потворствуя мифам о системах клиент-сервер, мы становимся участниками массового заблуждения. Но свет истины озаряет путь к свободе. Да будет свет!

Наш почти проскрипционный список содержит некоторые из мифов о клиентах и серверах и, конечно, правдивые их разоблачения. Прочтем его.

Система клиент-сервер щадит наш кошелек. Ничуть не бывало. Запомните: более 52 процентов программных разработок превышают свою сметную стоимость на 189 процентов, что ежегодно обходится компаниям США в 59 млрд. долларов. На этот факт указала корпорация Standish Group International, специализирующаяся на маркетинговых исследованиях.

Кристина Комафорд

Разработка приложений в русле парадигмы клиент-сервер  работа типа бей-беги: двигай мышку да щелкай кнопочкой. Это верно, если вы ничего, кроме экранных картинок, не создаете: никакой логики за ними, никакого доступа к базам данных... Но что-то привлекательное в таком подходе есть: если вы обладаете высоким уровнем организованности, то со временем можете накопить запас стандартных заготовок из программных кусков, трафаретов ввода данных, запросов на языке SQL и прочего полезного обихода. Но это  только при о-очень большой организованности!

Уменьшение времени реакции. На самом-то деле время реакции часто даже увеличивается. Представьте себе, например, ситуацию: вы поленились промоделировать производительность продукта до того, как приняться за его разработку. И все кино кончается на том, что число пользователей резко превосходит их математическое ожидание. А думалось: "Ну и что? Будут возникать вопросы с производительностью  введем еще один сервер, расширим полосу частот и т. д."

Есть и другие причины низкой производительности: неадекватная инфраструктура ЛВС, неудачная схема базы данных (то слишком нормализованная, то слишком денормализованная), плохо организованная структура запросов на языке SQL (слишком много записей в ответе на один запрос из-за плохо заданной области релевантного поиска и т. д.), слишком много окон MDI, слишком часто перекрашивается экран... а то ли еще будет!

Талантливых, квалифицированных разработчиков полно на каждом углу. Я в октябре предлагала тест на умение работать в среде клиент-сервер. Это был кошмар. Тест прошли единицы. Нужно было изучить тонны макулатуры, чтобы мало-мальски составить представление о разработке приложений при этой новой модели взаимосвязей. Берегитесь! Все ваши средства уйдут на оплату квалифицированных специалистов. Поэтому будьте реалистом и .загодя подготовьте сугубо свои кадры по клиентам-серверам.

Вопросы поддержки систем клиент-сервер решаются очень просто. У вас в офисе может быть и есть централизованный пакет типа help desk для помощи в работе с пользовательскими приложениями, но в "полевых условиях", в подразделениях, занятых бизнесом, удобнее все же иметь специалистов по ПК и сетям.

В системе клиент-сервер подразумевается наличие простого в обращении графического интерфейса. Исследования, проведенные Gartner Group, показали, что три четверти пятилетних затрат при пользовании системой клиент-сервер составляют трудозатраты, причем 41 процент последних составляют затраты труда конечных пользователей.

В идеале эта цифра должна быть не более 15 процентов.

В системе клиент-сервер очень легко создаются приложения. Это правда, но при условии, что вы понимаете и умеете применять объектно-ориентпрованное программирование и конструирование графических интерфейсов, методы послойной архитектуры, разделения данных и процессов, обеспечения качества и производительности, методы тестирования на предмет "пользовательской" пригодности, а также в совершенстве владеете своим инструментальным средством  построителем приложений.

Вычислительные инфраструктуры ангажированы для систем клиент-сервер. Инфраструктура, подразумеваемая в данном высказывании,  это аппаратура, программное обеспечение и локальная сеть. Однако на практике в число не менее важных элементов инфраструктуры входят стандарты, методологии, процессы разработки ПО и сложившаяся практика работы.

Это вам не просто мелкие усовершенствования. Это же, братцы мои, эпохальные перемены!

Наступление эры клиентов-серверов символизирует закат больших машин. Символом заката больших машин явилось создание компьютеров с архитектурой SMP и МРР. Господ клиентов и серверов просят не беспокоиться.

К Кристине Комафорд можно обратиться: Internet (74603.3664@CompuServe.com), MCI Mail (371-9004), CompuServe (74603,3664) или по факсу (708-374-1124).

Кристина Комафорд