Похоже, что сегодня первая волна информатизации в России  -  накупить компьютеров "числом поболее, ценою подешевле"  -  закончилась. Началась вторая волна  -  раздумья на тему: "Зачем купили?"

Как и многие другие специалисты, я считаю, что стоимость "железа", оборудования  -  это менее половины всех затрат на автоматизацию. Чтобы средства автоматизации начали влиять на то, что происходит на предприятии (в частности, на бизнес-процессы), надо понять, какие ключевые процессы и каким образом нужно их поддерживать. Вот тут-то и требуются системные аналитики.

Моим собеседникам чуть за сорок. Оба  -  кандидаты технических наук. Владимир Ивлев, заместитель директора московской фирмы "МетаТехнология" по проектам и консалтингу, закончил Академию им. Дзержинского, Валерий Чеботарев, ведущий аналитик,  -  Харьковский авиационный институт. Оба много лет были связаны с самой "крутой" оборонкой  -  разрабатывали системы реального времени для управления ракетно-космической техникой. Свой путь в бизнесе Владимир Ивлев начал с разработки: модели для инвестиционной компании (эта модель и сейчас активно используется и даже тиражируется), а Валерий Чеботарев в своем Центре системного анализа применил методологию для разработки проекта акционирования крупного государственного предприятия в Харькове с численностью 10 тыс. работников.

-  Методология структурного анализа и проектирования SADT дала первые плоды в Соединенных Штатах 20 лет назад, почему же мы до начала 90-х о ней не ведали?

-  Потому что, в отличие от западного взгляда на разработку любых систем ("оцени, к чему приведет разработка, потом делай"), у нас преобладают планово-затратный подход ("чего тут думать  -  трясти надо").

     Фирмы, которые хотят выжить, должны осмыслить те бизнес-процессы, на которые они ориентированы. И если эти процессы с точки зрения прибыли или рентабельности их не устраивают, надо их преобразовать. Понять и преобразовать самого себя - вот способ выжить   

В армии бытовало мнение: нечего мусолить проблему, надо запереть в комнате программистов, не выпускать их оттуда недельку-другую, и они что-нибудь разработают. То, что разрабатывалось в таких условиях, на 95% шло в корзину или требовало переделки, хотя системный аналитик мог на на-

чальной стадии обосновать ненужность разработки. Но у нас все решения принимались па высоком уровне, системные аналитики были не нужны.

Да и в США не так быстро все двигалось. В 1973 году в аэрокосмическом комплексе появилась методология SADT, и в течение 15 лет американцы вручную рисовали диаграммы, вручную корректировали их. Только в 1988 году появился пакет IDEF (автоматизированная версия SADT), и тогда же, в конце 80-годов, началось перетекание этой методологии из промышленной сферы в сферу бизнеса, в банковское дело. Методология вышла на уровень стандарта.

-  Если вспомнить, начало рыночных отношений в России не вызвало взрыва интереса к аналитикам. Бизнес  -  сам по себе, аналитики  -  сами по себе.

-  Так, но отчасти. Многие фирмы и не собирались ничего производить, они "хапали". Сегодня "хапать" труднее, возросла конкуренция. Гибнут десятки банков, не говоря уже о малом бизнесе. Фирмы, которые хотят выжить, должны осмыслить те бизнес-процессы, на которые они ориентированы. И если эти процессы с точки зрения прибыли или рентабельности их не устраивают, надо их преобразовать. Понять и преобразовать самого себя  -  вот способ выжить. Для этого нужны определенные методы, средства, люди. Нужно понять, как в конечном счете будет работать та или иная система, что она даст. И хотя держать своих системных аналитиков  -  роскошь, уже два года позволяет себе такую роскошь банк "Менатеп", есть аналитическая группа, разрабатывающая новые банковские услуги, и в "Уникомбанке". Системный анализ применяются и применяется при разработке проекта развития инфраструктуры космодрома в Плесецке. Никакой политики, все идет от функций  -  как их лучше и оптимальнее исполнить.

-  Что покупают руководители, обращаясь к вам, и какими качествами, кроме наличия средств, должны обладать ваши потенциальные покупатели?

-  Это должны быть люди, выстрадавшие бизнес-процессы в своей организации, "дозревшие". Знаете, если уж человек прибежал в поликлинику вырывать зуб, он и в очереди посидит, но зуб вырвет  -  у него наболело.

Руководитель должен быть готов "открыть свою душу" и посоветовать сделать то же самое своим сотрудникам. Если что-то в процессе обследования скрывается, то модель не соответствует истине, а значит, деньги выброшены зря. Ведь все наши модели нужны для того, чтобы грамотно организовать систему управления предприятием.

Что покупают у нас руководители? Ну, скажем, технологию движения к долгожительству своей организации. Они покупают видение завтрашнего дня своей фирмы исходя из сегодняшнего ее положения. Уточняют цель, определяют количество и конкретное содержание шагов, обеспечивающих переход от сегодняшнего состояния к целевой точке.

Мы помогаем предприятию родить собственную живую модель, по которой оно будет выбирать пути своего развития. Ясно, что на предприятии должна сформироваться группа людей (или хотя бы один обученный нами человек), которая понимала бы эту модель, сопровождала бы ее. Эти модели должны жить, поддерживаться во времени.

     Хотя держать своих системных аналитиков - роскошь, уже два года позволяет себе такую роскошь банк "Менатеп", есть аналитическая группа, разрабатывающая новые банковские услуги, и в "Уникомбанке". Системный анализ применялся и применяется при разработке проекта развития инфраструктуры космодрома в Плесецке

Нашими услугами может воспользоваться любое предприятие  -  от малого, где работает 50 человек, до крупного завода с тысячами работающих. Годовой оборот такого предприятия должен составлять несколько сот тысяч долларов. Конечно, предприятие может купить, к примеру, джип вместо того, чтобы заказать наше обследование. Но джип не поможет переосмыслить процессы, происходящие на предприятии, и построить план его развития. Кстати, к нам обращаются не только те, кто хочет "процветать еще больше", недавно у нас были переговоры с людьми, занимающимися реанимацией предприятий, сидящих "на картотеке". Речь шла о моделировании вариантов выхода из кризиса.

-  Ну и наконец, какие проекты вам удалось реализовать в рамках фирмы "МетаТехнология"?

-  Была описана технология выполнения всех банковских операций (от вкладных до валютных) для одного из районных отделений Сбербанка в Москве (это типовая схема).

Работая над моделью делопроизводства концерна "Росуголь", мы фактически создали типовую модель делопроизводства. На ее основе мы можем очень быстро разработать модель делопроизводства любой коммерческой структуры, администрации региона, министерства. Так, например, был построен проект автоматизации администрации города на примере Таганрога. Все городские административные службы имеют похожую структуру, почти один и тот же состав комитетов и комиссий, поэтому наш продукт можно тиражировать  -  это конечный продукт, настраиваемый на нужды конкретного пользователя.

Подобные типовые проекты можно разработать и для аналитических центров при губернаторах, главах администраций. В них могут быть определены функции должностного лица, необходимый объем

информации, время и способ ее анализа. Могут быть подключены системы, обеспечивающие поддержку принятия решений. Как правило, сегодня лицу, принимающему решения, приносят информацию  -  столбики цифр или много страниц текста, но не выдают рекомендаций но конкретной ситуации. Пусть должностное лицо не согласно с этими рекомендациями, по, видя их, оно быстрее придет к правильному решению. Средства автоматизации должны стать его добрым советчиком.

Разработаны модель и проект для отдела сбыта Чисто-польского часового завода.

Разработана модель маркетинга для объединения "Центр-книга"  -  центральной оптовой базы России по сбыту книжной продукции. При обследовании обнаружилось, что ассортиментный отдел выполнял функции отдела маркетинга, службы управления складским хозяйством, торгового отдела. Мы порекомендовали разделить эти функции, и в результате были созданы новые структурные подразделения (путем простого перераспределения сотрудников) и разработаны их взаимосвязи.

Был сделан эскизно-технический проект информационно-коммуникационной системы Высшего арбитражного суда России. До нашего обследования там было 200 рабочих мест, после  -  стало 128. Мы выделили главное направление  -  автоматизацию работы самих судей. В предыдущих проектах упор делался на автоматизацию дело-, а не судопроизводства. Мы показали, что для реальной автоматизации работы судей нужен новый тип программного обеспечения  -  системы поддержки принятия решений (например, CBR Express фирмы Inference), нашли, где должны размещаться экспертные системы. Порекомендовали Высшему арбитражному суду, исходя из его задач, перейти на более мощные технические средства, качественно более разветвленную локальную сеть (хотя и с уменьшением количества рабочих мест). Обосновали переход к архитектуре клиент-сервер.

Выполнен проект для одного из управлений Администрации Президента России: функциональные модели деятельности подразделений, схемы базы данных, налаживание документооборота между подразделениями. Здесь были пройдены все этапы  -  от проектирования до реализации и сдачи системы в эксплуатацию. Эта работа была сделана за 4 месяца (обычно на одно предприятие мы тратим 8 - 12 недель, стоимость работы колеблется в пределах от 10 до 40 тысяч долларов).

К Игорю Альтшулеру можно обратиться по электронной почте: igor@igor.kis.nnov.su

ИГОРЬ АЛЬТШУЛЕР (Нижний Новгород)