Одно из перспективных направлений развития современных информационных технологий  -  создание офисных приложений, т. с. пакетов программ, предназначенных для автоматизации труда людей как в интеллектуальной сфере, так и в области рутинных операций. Сейчас большинство государственных и коммерческих структур уже оснащено теми или иными вычислительными средствами, а рабочие места укомплектованы определенным набором программных продуктов. Это либо универсальные системы (текстовые редакторы, электронные таблицы), либо специализированные пакеты (бухучет, складское хозяйство, кадры и т. п.). Широко используются такие популярные офисные приложения, как Lotus-Тройка, Microsoft Office, PerfectOffice. Эти популярные пакеты помимо прочих достоинств располагают также и средствами разработки пользовательских приложений, особенно удобными при работе с базами данных.

Тем не менее, несмотря на мощные средства поддержки электронного документооборота, руководители часто обнаруживают, что в результате компьютеризации управлять фирмой стало не проще, а сложнее, и причин тому несколько.

Во-первых, сами руководители, как правило, не работают за компьютерами  -  или потому, что не считают нужным, или потому, что не хватает подготовки, или в силу отсутствия программного обеспечения, учитывающего специфику их труда.

Во-вторых, профессионалы и программисты-пользователи в разных подразделениях разрабатывают собственные приложения, которые несвязаны между собой ни информационно, ни технически. Такие специализированные приложения порождают большое количество донолнительных бумажных документов, циркулирующих между подразделениями. Бумажный оборот возрастает, и поскольку любой документ отражает некоторую работу, управление ими усложняется или становится практически невозможным.

В-третьих, во многих фирмах нет стабильной структуры, поэтому трудно построить адекватную модель деятельности организации и модель функционирования информационных потоков между ее подразделениями.

Кроме того, деятельность любой организации связана с внешним миром. Это означает, что для процветания фирмы необходима полная информация обо всех структурах, с которыми она контактирует.

Решение большинства проблем связано с системной интеграцией, т.е. с разработкой "Электронного офиса"  системы комплексной автоматизации фирмы и рамках компьютерных сетей на основе адекватных функциональных и информационных моделей предприятия.

Рассмотрим наиболее развитые инструментальные средства разработки "Электронного офиса" и попробуем высказать соображения но поводу конкретной реализации этих средств в офисных приложениях.

ПАКЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО И ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ DESIGN/IDEF

Этот пакет базируется на использовании семейства методологий IDEF  -  функционального моделирования IDEFO, информационного моделирования IDEF1X и динамического моделирования IDEFO/CPN. Пакет позволяет разработать:

функциональные модели деловых процессов;

информационное обеспечение "Электронного офиса" (логические структуры баз данных, структуры классификаторов, структуры баз прецедентов);

функциональные и информационные спецификации автоматизированных рабочих мест конечных пользователей;

схемы информационного взаимодействия автоматизированных рабочих мест.

ГРАФИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРИЛОЖЕНИЙ SQLWINDOWS И POWERBUILDER

Они представляют собой профессиональные объектно-ориентированные инструменты, позволяющие коллективу разработчиков быстро создавать графические приложения любой сложности в архитектуре клиент-сервер. Эти приложения могут работать с широким спектром СУБД, обеспечивая доступ к другим локальным и сетевым ресурсам. В системах реализованы современные концепции:

объектно-ориентированная технология нового поколения (библиотеки классов, многоуровневое наследование, полиморфные сообщения, определяемые пользователем элементы управления);

производительная среда разработки (пол-пая поддержка Windows 3.1, интеграция с другими приложениями (OLE, DDE, DLL) и внешними почтовыми системами (MAPI, VIM, MIIS), многооконные приложения (MDI), конфигурируемые панели инструментов, мощный объектно-ориентированный язык, встроенный отладчик, контекстно-зависимая помощь);

интеграция и поддержка различных баз данных (интеллектуальный объект "Окно данных", интегрированное администрирование баз данных);

управление разработкой приложений (навигация по иерархии приложения, мощный репозитарий разработки, многопользовательское управление библиотеками объектов, открытый интерфейс API с библиотеками, прозрачная интеграция с инструментами контроля версий);

создание отчетов и поддержка конечных пользователей (средства разработки запросов, отчетов, деловая графика).

LOTUS NOTES

Платформа типа клиент-сервер для разработки приложений совместного использования даст возможность обрабатывать сложные документы, обмениваться или осуществлять автоматизацию бизнес-процессов для географически рассредоточенных и удаленных объектов. Lotus Notes позволяет получать, отслеживать, совместно использовать и создавать информацию для документов; обеспечивает доступ к сети через разнообразные пользовательские интерфейсы (Windows, Mac OS, OS/2, Unix). Информация может поступать в различных видах (тексты, графика, видео и звук) и от различных источников (компьютерные прикладные системы, оперативные системы и системы деловых линий, сканеры, факсы).

STAFFWARE

Данная система комплексной автоматизации всей "бюрократической" работы и документооборота, построенная по принципу клиент-сервер, позволяет автоматизировать выполнение всех работ, обработку и управление потоками различных бумаг и документов но заданному алгоритму и заранее определенным маршрутам как внутри организации, так и вне ее. StaffWare помогает принимать решения динамически, назначая и синхронизируя время поступления документов к определенным лицам с возможностью переадресации или автоматического запуска других самостоятельных процессов. Ведется административный журнал прохождения всех видов работ. Система имеет открытую архитектуру, что позволяет интегрировать с ней программные продукты, работающие под ОС Windows и Unix.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АРХИВОМ ДОКУМЕНТОВ EXCALIBUR

Система предназначена для работы со всеми типами документов  -  текстоввми и графическими. Она включает возможности сканирования документов, распознавания символов, структурированного хранения и поиска информации; осуществляет поиск информации в базе данных объемом 700 Мб за считанные секунды, не требуя указания каких-либо ключевых слов. Пакует обеспечивает одновременный поиск текста, рисунка, графическогоо образа документа, видео- "" звукозаписи. Он идеально приспособлен для работы в информационно насыщенной среде, когда главной целью является поиск или одновременная работа со структурированной и нееструктурированной информацией. Excalibur применяется для автоматизации работы с любыми документами, архивом, для поддержки менеджмента, нормативной документации, информационного обеспечения судопроизводства, криминалистики, медицины, экологии и других отраслей.

Работа "Электронного офиса

Концепция электронного офиса фирмы ELCO Technology является открытой системой, допускающей развитие и реорганизацию. После ее реализации организация-заказчик получаст в свое распоряжение следующие возможности:

-  устанавливать и контролировать предельные cpoки исполнения работ;

-  обеспечивать описание пользователей при помощи имен, ролей и групп;

-  подтоерждать получсиие информации адресатом:

-  поддерживать маршруты прохождения документов и этапы выполнения работ с возможностью оперативного управлления;

-  получать административныс отчеты (регистрационный журнал, отчет о состоянии каждого процесса, выборочная отчетность по совокупности работ и процессов);

-  осуществлять глобальное сохранение и восстановление информации, а также тиражирование локальных баз данных;

- ограничивать доступ отдельных пользователей или групп пользователей к центральным базам данных, запуску процессов и административным отчетам;

-  обеспечивать электронную подпись на документах и шифрование на основе криптографических стандартов.

За счет интеграции возможно выполнение параллельных процессов, а также запуск новых процессов из уже работающих.

Инструментальные средства и программные приложения "Электронного офиса" ориентированы на использованис технологии клиент-сервер на следующих серверных платформах:

·              

Sun Sparc, OS Solaris;

·              

DEC Alpha, OSF/1;

·              

ICL DRS 6000, DRS/NX;

·              

Intel, Unix;

·              

HP 9000/800, HP-UX.

Рабочие места могут быть оснащены любыми рабочими станциями и (или) персопальными компьютерами.

С Геннадием Козиным можно связаться по телефону:  (095) 131-5555.

ГЕННАДИЙ КОЗИН