Вам необходимо чуть-чуть изменить готовое программное обеспечение, но тогда его цена непомерно возрастет. Мы, расскажем вам, как избежать этой ловушки

Подобно многим другим руководителям отделов информационных технологий (ИТ), Билл Зайтц думал, что сэкономит время и деньги, купив готовый финансовый пакет. Исполняя обязанности ответственного за информатизацию в компании American Cyanamid, он для двух подразделений компании, занимающихся производством продуктов для сельского хозяйства, выбрал пакет R/3 фирмы SAP America, получив от фирмы SAP заверения, что модуль "Кредиторы по расчетам" может быть модифицирован для его задач.

Но, как говорит Зайтц, продукт R/3 модифицировать было слитком трудно, и эти два подразделения компании от него отказались в пользу конкурирующего пакета корпорации Computron Technologies, который легче поддавался модификации. Дело в том, что без этих изменений компания American Cyanamid упустила бы ключевое преимущество в своем бизнесе  -  предоставлять клиентам скидку с цены продукта в случае предоплаты. "Большинство автономных модулей "Кредиторы по расчетам" так не работают",  -  говорит Зайтц, ныне президент консультационной фирмы по архитектуре клиент-сервер Zeitz and Associates в Нью-Йорке.

Дилемма, с которой встретился Зайтц, не так уж необычна и не ограничена только пакетом R/3. Покупатели имеют непреодолимое желание купить готовый финансовый пакет и потому очень мало выделяют ресурсов на развитие системы, которая даст им преимущество в конкуренции. Но если это готовое ПО нельзя будет легко приспособить к требованиям производства компании, то необходимые изменения могут стать трудными  -  а в худшем случае окажутся невыполнимыми.

Чтобы избежать "завала", первое правило  -  перед выбором конкретного пакета провести как можно больше предварительных работ по планированию переделок и до покупки проверить, какие имеются средства для настройки пакета под конкретные требования. И все же могут встретиться очень непростые ситуации. Вот несколько возможностей, которые стоит рассмотреть.

ДЕРЖИСЬ ВЕРТИКАЛЬНО

Многие поставщики ПО и консультанты модифицируют свои приложения для вертикального рынка, чтобы снизить потребность в переделке ПО для индивидуального заказчика. Например, ожидается, что фирма Lawson Software (Миннеаполис) этой осенью начнет поставки версии своего ПО управления финансами, людскими и материальными ресурсами для учреждений здравоохранения. Фирма PeopleSoft (Плизантон, шт. Калифорния) планирует в начале следующего года начать поставки набора продуктов, предназначенных для обрабатывающих предприятий.

Другая возможность для конкретного применения  -  использование изготовленных третьими фирмами дополнительных продуктов к готовым финансовым пакетам. В этой области стоит отметить фирму Andersen Consulting, выпустившую на рынок пакет Smart Brands  -  базовую конфигурацию R/3, приспособленную к промышленности потребительских товаров, с интерфейсами к программам, обычно в этой промышленности применяемыми.

Этот путь выбрал Родни Роджерс из фирмы Florida Crystals (Палм-Бич, шт. Флорида), занимающейся производством сахара, который помог Андерсену разработать Smart Brands в процессе технического перевооружения в масштабе компании. Предоставление покупателям "отличной базовой основы для разработки" может, по оценке Роджерса, уменьшить долю разработок в реализации R/3 примерно на 20%. Роджерс говорит, что шаблоны Smart Brands основаны на сделанных Андерсеном наблюдениях по "наилучшему опыту" работы в промышленности потребительских товаров, а также на информации от реальных покупателей, таких как Florida Crystals.

РАЗДЕЛИ РАЗНИЦУ

Еще один путь  -  поддержание с поставщиком настолько тесных связей, чтобы они реализовали в своем базовом пакете ваши требования. Этого подхода придерживается фирма Texas Instruments в оценке R/3 фирмы SAP и набора Oracle Financial корпорации Oracle, ведя переговоры с обоими поставщиками по таким вопросам, как поддержка электронного обмена данными и защиты информации, говорит Патрик Хамм, технический директор по архитектуре фирмы Semiconductor Group Management System (Плано, шт. Техас).

"Фирма Texas Instruments подталкивает поставщика к созданию надежных и стабильных входов, к которым мы можем подключать свои дополнительные функции,  -  говорит Хамм.  -  Это могли бы быть API (интерфейсы прикладных программ), которые позволили бы клиенту менять, например, атрибуты такого объекта, как заказчик". Без таких изменений, считает Хамм, фирма Texas Instruments должна была бы разрабатывать от 10 до 18% системы самостоятельно, чтобы иметь "ключевые, конкурентоспособные, высоко эффективные стратегические функции".

ДЕРЖИСЬ БЛИЖЕ К ПОСТАВЩИКУ

Может быть, это покажется слишком очевидным, но особенно важно, когда вы хотите, чтобы поставщик внес такие изменения, которые могут вылиться в покупки ценой во много миллионов долларов. Фирма E.I. du Pont de Nemours & Co. знает "из первых рук", как теплые отношения с поставщиком могут работать в пользу покупателя. Когда эта фирма что-нибудь говорит, SAP прислушивается, поскольку их отношения имеют тринадцатилетнюю историю. Разработчики SAP даже имели свои офисы на фабриках DuPont, когда находящаяся в Германии фирма SAP разрабатывала более раннюю версию R/2 для мэйнфреймов, как сказал Барри Дэй, менеджер услуг SAP на глобальном уровне для химической фирмы (Уилмингтон, шт. Делавэр). Он добавил, что как один из первых клиентов SAP "мы могли влиять на направление, в котором развивались ее продукты", и фирма SAP "охотно откликалась на запросы клиента".

Но все же такие тесные связи не панацея. Фирма DuPont крепко привязана к R/2, и хотя ожидается частичный перевод ее на R/3 с архитектурой клиент-сервер, Дэй все еще имеет сомнения насчет того, как эти два продукта будут работать вместе. Он также говорит, что озабочен тем, что быстрый рост компании SAP затруднит проведение ею качественной поддержки ее продуктов.

Увеличение числа клиентов может помочь наладить взаимодействие с поставщиками, представляющими конкретный вертикальный рынок. Например, группа компаний, занимающихся полупроводниковыми приборами, ведет телеконференцию с периодичностью в две недели с фирмами Oracle и SAP для окончательного определения того, что должно быть в будущих версиях, говорит Хамм из фирмы Texas Instruments. Поскольку эта фирма работает над пакетом для здравоохранения, Лоусон создал консультационный орган  -  совет организаций здравоохранения со всей страны.

ДОЖДИСЬ "ОБЛЕГЧЕННОЙ ВЕРСИИ"

Растущая популярность продукта R/3 фирмы SAP создала нехватку знающих консультантов, отчего их гонорары поднялись до отметки $1800 в день. Фирма SAP планирует начать поставки "Гейдельбергского проекта" (The Heidelberg Project)  -  несколько уменьшенной, зато полностью конфигурируемой версии пакета R/3  -  во второй половине текущего года. Ожидается, что она будет менее дорогой и адаптация ее потребует меньше помощи консультантов, чем текущая версия R/3. Однако неясно, может ли быть успешно выполнено масштабирование подобного пакета высокой сложности уровня предприятия.

От кутюр

    

Настройка готовых приложений клиент сервер не будет ни легкой, ни дешевой

Требования производства

- Изменение последовательности бизнес-процессов

- Ввод информации о служащих, деталях или клиентах в виде определенной комбинации цифр или букв

- Распределение частей приложения по многим рабочим местам

- Изменение пользовательских интерфейсов и приложений, с которыми они связаны

Программные ограничения

- Если в ПО недостаточно используются реляционное базы данных, изменение в одном месте системы может означать необходимость внесения множества мелких изменений по всему пакету

- Некоторые пакеты ограничивают длину или возможности таких кодов

- Схемы лицензирования могут сделать такое распределение "пиратским" или слишком дорогим

- Соответствующие программные средства разработки либо трудны в освоении, либо отсутствуют

"Фирме SAP необходимо иметь продукт попроще,  -  говорит Бобби Кэмерон, аналитик фирмы Forrester Research (Кембридж, шт. Массачусетс).  -  Но я думаю, что они видят и обратную сторону своего оглушительного успеха".

Ни один из этих подходов не изменяет того факта, что готовые клиент-серверные приложения требуют существенного осмысления и доработки. Ключ к успеху лежит в понимании факта и прокладывании трудом пути через сложность. "Если начать работу, боясь этих трудностей, то вы заранее проиграли всухую",  -  говорит Роджерс из фирмы Florida Crystals.

РОБЕРТ Л. ШИЕР