ПИСЬМА РЕДАКТОРУ

Какого рода литература вызывала у вас наибольшее раздражение в не столь далекие времена единства партии и народа? Не припоминаете? Наверное, все-таки не материалы очередного съезда и не "Задачи комсомола в деревне"  -  ритуальная литература не слишком, как мне помнится, привлекала к себе внимание. А вот книга "О вкусной и здоровой пище"  -  другое дело. Помните этот бессмертный шедевр: "Если к вам неожиданно пришли гости, а у вас нет ничего, чем на скорую руку угостить своих друзей, не отчаивайтесь. Достаньте из холодильника баранью ножку..." Мне лично ужасно хотелось сходить на экскурсию в холодильник автора, посмотреть, что еще там такое интересное дожидается незваных гостей. Очень схожие чувства вызывают у

меня некоторые публикации в отечественной компьютерной прессе, посвященные цифровым сетям с интегрированными услугами  -  ISDN. Например, статья "Современные технологии коммуникаций: взгляд не со стороны" в еженедельнике PC Week/ RE, №3. Преимущества цифровой связи вообще и услуг сети ISDN, в частности, неоспоримы по сравнению с классическими аналоговыми телефонными каналами и сетями, основанными на модемной связи. Но говорить, что "сейчас на наших глазах происходит удивительная трансформация..."  -  это вводить читателя, мягко говоря, в заблуждение.

Возьму на себя смелость утверждать, что реально существующего в нашей стране рынка услуг ISDN, воспользоваться которыми может любой желающий, нет и, боюсь, не скоро будет. Отчего же такая немилость, спросите вы? Да оттого, что авторы подобных статей почему-то стараются не замечать того простого факта, что телекоммуникационные устройства не могут работать в "безвоздушном пространстве", им нужна определенная инфраструктура, привязанная к конкретной "почве".

И в этом смысле выставка "Связь-Экспоком’95", которая послужила отправным пунктом для автора означенной статьи, была очень показательна. Только показала она отнюдь не то, что увидели авторы, склонные, как мне кажется, к слишком смелым обобщениям. Им показалось, например, что "... не было ни одной компании, которая не предлагала бы услуги ISDN". Это по меньшей мере неправда. Была и не одна. Достаточно взять каталог выставки, чтобы убедиться в этом. Более того, свои стенды украсили модной аббревиатурой не более половины экспонен-

тов, причем подавляющее большинство из них предлагали в лучшем случае дилерские услуги по части оборудования для сетей ISDN. А вот фирмы, действительно предлагавшие сетевые услуги ISDN, можно было пересчитать по пальцам.

И что же реально предлагалось мне, московскому, заметьте, потребителю? Одна из этих фирм, не самая захудалая, предложила мне следующее:

1) если "моя" АТС позволяет перекоммутировать мою абонентскую линию на "их" (ComStar’овский) номер, начинающийся с девятки, то  -  никаких технических проблем. Насчет "никаких" я позволю себе ремарку ниже, а пока скажу лишь, что таких АТС по Москве, как оказалось, не слишком много, если не сказать большего. По крайней мере, "моя" этого не позволяет;

2) если "моя" АТС не удовлетворяет п.1, но имеет свободный (т.е. тот, который АТС может предоставить в аренду) выделенный четырехпроводный канал связи с АТС, удовлетворяющей п. 1, то необходимо будет установить пару высокоскоростных модемов для физических линий (так называемых Short Range Modem) для связи между АТС и  -  опять никаких проблем. Число потенциальных клиентов, конечно расширилось, но не слишком где-то до пределов Садового кольца. Опять же мне не повезло;

3) если ни того, ни другого не получается, то фирма предлагает проложить ("прорыть") собственную, личную линию связи от меня до ближайшей "хорошей" (в смысле п. 1) АТС. Каково? Это, конечно, не туннель от Лондона до Бомбея, но тоже смешно.

Мы пока никак не затронули вопрос стоимости всего этого удовольствия. А вопрос, конечно, интересный. Итак, подключение к ISDN по п.1 мне обойдется всего в 5000 долл. Ежели по п.2, то дополнительно к этим пяти тысячам я должен выложить еще 3000 долл. за модемы (по 1500 за штуку) плюс арендную плату за выделенный канал. А по п.3 стоимость установки всерьез даже не рассматривается: грунтовые работы, сезонные коэффициенты, архитектурно-строительные препоны и пр. При этом стоимость трафика во всех трех вариантах не учитывается. Он оплачивается, само собой, отдельно.

Однако я зарезервировал за собой ремарку относительно "никаких" проблем. Так вот и п.1, и п.2 подразумевают использование того абонентского участка, т.е. той пары проводов, идущих от АТС до моей телефонной розетки, который у меня уже есть сейчас и по которому осуществляется моя телефонная/модемная/факсовая связь с миром в настоящий момент. Но кто сказал, что состояние этого участка позволяет осуществлять по нему цифровую передачу со скоростью 64 Кбит/с (всего лишь один В-канал BRI)? Это, мягко говоря, не очевидно. Анализ отечественных телефонных каналов показывает, что именно абонентский участок вносит львиную долю в существующие у большинства из нас проблемы с модемной связью: затухание сигнала, искажение амплитудно-частотной характеристики, высокий уровень шумов и т.п. А ведь модемная связь использует сигналы в ограниченном спектре, не более 3400 Гц, в то время как для цифровой передачи с заявленной скоростью ширина полосы пропускания канала составляет не один десяток килогерц. Боюсь, что для нормальной работы ISDN большинство существующих абонентских пар с их бесчисленными неряшливыми скрутками, проложенных в затопляемых колодцах, и прочими прелестями не годятся.

Даже если и "не счесть у вас алмазов пламенных в лабазах каменных, то это вовсе не гарантирует вам доступ к услугам ISDN. И это в Москве, что уж говорить об остальной стране. В качестве иллюстрации позволю себе небольшой анекдот. Не так давно к нам, в фирму "Аналитик-ТС", обратились сотрудники представительства в СНГ одной известной американской нефтяной компании с просьбой дать им поносить пару наших модемов на предмет оценки их работоспособности с последующей покупкой в

случае благоприятного исхода пробы. Для чего бы вы думали? У них, как в Греции, все есть. И спутниковый скоростной канал связи с штаб-квартирой в Далласе, и арендованные каналы для связи со своими офисами в Москве и региональными представительствами за пределами Москвы. Да вот беда. Для того чтобы связаться с каким-то своим отделением или штаб-квартирой, необходимо непременное присутствие в офисе (где собственно и установлены все сетевые терминалы). А руководство желало бы не ломать свои планы необходимостью непременно с утра заезжать в центральный офис, но тем не менее своевременно, с утра же, получать всю необходимую информацию. Казалось бы, чего проще. Поставь модем дома, связывайся с офисом, когда заблагорассудится, по коммутируемой телефонной линии и эмулируй сетевой терминал на своем домашнем компьютере. Вот тут-то и закавыка. Оказывается, не простое это дело  -  связаться с помощью любого, пусть даже "настоящего" американского модема по обыкновенному московскому телефонному каналу. "И пошли они солнцем палимые..." Помог же им только модем, специально ориентированный на работу по местным телефонным каналам. Что уж тут говорить о цифровой передаче данных.

Из всего этого, разумеется, вовсе не следует, что не нужно вообще писать о современных мировых тенденциях в развитии телекоммуникаций. Очень даже нужно. Однако местным авторам, публикующим статьи об этом в отечественной компьютерной прессе, не худо бы помнить о наших реалиях. И не просто помнить, но и разъяснять читателям возможности и перспективы внедрения новинок на российский рынок. В противном случае подобные публикации будут восприниматься читателями как очередная сказка в стиле "За морем житье не худо, в свете ж вот какое чудо".

Александр Пасковатый, НПП "Аналитик-ТС", телефон: (095) 194-0961.

От редакции. Нам хотелось бы, чтобы картина была объективной, получить ваше мнение по поднятому автором письма вопросу.