Вышло так, что из-за шума, поднятого вокруг главного события осени  -  выхода Windows 95, действительно важные сообщения проходят практически незамеченными. Возможно, самым интересным из затерявшихся во всей этой чепухе, окружающей старую добрую Windows 95, стало известие, что DEC и Microsoft, всерьез решили приступить к совместной работе над NT.

Поверхностный анализ показывает, что эта сделка очень выгодна для DEC. Возможно, NT наконец получит реальный шанс занять достойное место на рынке серверных сред и сумеет преодолеть свой прежний имидж  -  имидж продукта для той компьютерной среды, в которой Microsoft ничего не понимает.

Однако на самом деле существует гораздо более важный аспект этой сделки. Один из ключевых моментов стратегии Microsoft  -  не просто проникнуть в область вычислений за пределами настольной системы, но и занять в ней влиятельное положение. Конечно, если говорить о мэйнфреймах, то придется признать, что время архитектуры S/370 еще не кончилось. Но в ближайшие 7-10 лет должен произойти переход на более современные продукты  -  он неизбежен в ситуации, когда груз накладных расходов и затрат на дополнительные возможности становится невыносимым. По примерным подсчетам этот сектор рынка стоит триллион долларов!

Microsoft ждет того дня, когда и в мире "большого железа" диктовать "моду" будет она

Я полагаю, что Microsoft уже считает дни до того времени, когда в ее власти будет диктовать свою волю клиентам в мире "большого железа"  -  так же, как сейчас она определяет "моду" в мире настольных систем. Здесь с самого начала лидером была IBM, но сейчас, несомненно, она утратила позиции. Помните SAA? Взгляните, по каким бросовым ценам она продает мэйнфреймы, взгляните на машины под Unix, NetWare и NT, которыми завалены магазины Dark Blue IBM. Самое время для Microsoft ворваться в этот уютный мирок.

Так что же связывает DEC и Microsoft? Вполне очевидно, что Microsoft не в восторге от триумвирата Apple - IBM  - Motorola. Microsoft знает, что, за исключением Mac OS, Windows NT  -  единственная подходящая для PowerPC операционная система. Не надо быть крупным ученым или даже играющим в аналитика выпускником колледжа, чтобы понять, что IBM и Apple были бы рады, если бы на месте Windows NT было что-нибудь (точнее, что угодно) другое. Следует помнить, что в самой важной для Microsoft области  -  области операционных систем  -  IBM, Apple и, может быть, Novell  -  самые опасные ее конкуренты.

Кроме того, пределом возможностей Microsoft в общении с реальными клиентами остается работа с небольшим сервером приложений, и в этом несомненная ее слабость. Если вам нужна настоящая большая вычислительная система, вам придется обратиться к кому- нибудь другому. А все мы знаем, что IBM  -  самая крупная из компаний, производящих мощные системы. Но номер два, DEC, тоже неплоха, да и Hewlett-Packard достаточно привлекательна. Однако DEC  -  более открытый партнер, и в определенном смысле с ней легче работать. Microsoft сможет у нее многому научиться.

Сейчас даже читатели Ивлина Вуда понимают, что главным объединяющим компонентом в этой игре является IBM. Хотя открытая междоусобица сошла на нет, стратегическая война между Microsoft и IBM продолжается. Лу Герстнер, может быть, и неповоротлив, но он знает толк и в тактике, и в стратегии и, поверьте мне, прекрасно сознает, какую угрозу представляет Microsoft. А если уж Лу понял это, то прикиньте, как давно это поняли Гейтс, Мэплс и Балмер.

Тут ошибки быть не может. Отношения DEC и Microsoft не сводятся к тому, чтобы организовать совместное обучение клиентов работе с NT. Это союзники в грядущей войне за компьютерный доллар в области, лежащей за пределами настольных систем и первого поколения центров для хранения данных. IBM будет биться до конца, чтобы сохранить свое положение и, что еще более важно, возможность контролировать ситуацию там, где настольные системы бессильны. Но и Microsoft знает, чего хочет: если она сможет захватить большую группу клиентов, работающих в этой области, и отнять у IBM главную роль, тогда она добьется успеха  -  теми же методами, которые сделали сегодняшнюю Microsoft похожей на киоск с газированными напитками.

С Аароном Голдбергом из CI/InfoCorp можно связаться по адресу: agoldberg@ziff.com.

ААРОН ГОЛДБЕРГ