ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ    

Аарон Голдберг

Есть книги, сила воздействия которых не уменьшается со временем. В студенческие годы мы все прошли через увлечение Кар-лосом Кастаньедой. Когда же мы вошли в мир бизнеса, одним из наиболее интересных авторов для нас стал Никколо Макиавеяли, который написал во многом бестолковую, но мудрую книгу "Государь". Так какое отношение он имеет к компьютерной индустрии? Самое прямое: компьютерная индустрия не так уж отличается от итальянских княжеств XVI столетия - скандальных и драчливых, хотя и зависимых друг от друга в коммерческом плане. В условиях безудержного ожесточения конкуренции и постоянного нарушения границ создается благоприятная среда для возникновения компьютерных компаний - "суперкняжеств", объединяющихся, для того чтобы, используя архитектуру процессоров и ПО, стать неуязвимыми для конкурентов. Такие альянсы пытаются не просто диктовать другим, какую базовую архитектуру продукта выбрать, но и определять основные направления развития компьютерного мира.

Триумвират Apple - IBM - Motorola стал первой попыткой такого объединения. HP и Intel работают над архитектурами VLIW, которые пригодятся после выпуска процессора Р7а. Такое развитие по феодальному принципу станет предметом самого пристального интереса других производителей и конечных пользователей.

Если воспользоваться моделью Макиавелли, я представляю себе среду производителей 2000 года так.

Будет существовать пять "суперкняжеств". Первое - группа Apple - IBM - Motorola, которая сильна в сфере больших систем и выпуске полупроводников, а также имеет неплохие возможности в производстве настольных систем. Ее слабые места - отсутствие клиентских операционных систем (OS/2 - это несерьезно), недостаточный успех PowerPC и мертвый груз устарелых архитектур IBM. Основные продукты: Copland, PowerPC, S/370.

Вторым "суперкняжеством" станет HP - Intel. Обе эти компании - умелые конкуренты. Они отличаются невероятным мастерством в области организации, мощным механизмом роста, хорошими возможностями в разработке архитектур и великолепной способностью оценивать ситуацию на рынке. Их недостатки скорее всего примут конкретную форму. Группа HP - Intel будет иметь опасную склонность конкурировать с потенциальными партнерами чаще, чем с кем-либо другим. Основные продукты: VLIW, Х86, Unix.

Microsoft. Нет, я про нее не забыл. Просто ее позиция будет весьма своеобразна - почти как у Ватикана в XVI столетии: огромная власть и влияние, но армия не из больших. Так же, как и Ватикан, Microsoft опирается на поддержку масс, которым трудно противостоять и управлять которыми чрезвычайно сложно. Настоящим победителем битвы "суперкняжеств" станет группа, у которой будет меньше всего конфликтов с Microsoft и которая в результате избежит народного гнева. Основные продукты: Windows (все версии), интерфейсы (TAPI, MAPI и т. д.).

Таким образом, мы подошли к вопросу об AT&T. Если говорить о размерах, то она, несомненно, "суперкняжество", но пока ей не хватает влияния. У нее практически нет друзей и нет сильных партнеров. И если отдел Global Information Solutions не сумеет сделать по-настоящему крутой поворот, то получится "последний день Помпеи". Однако при желании она могла бы создать огромный заговор вместе с... Compaq - Digital - AMD - Novell. Хотя состав участников может измениться, общая тенденция понятна. Это небольшое "объединенное королевство" было бы очень "крутым" из-за того, что его члены занимают лидирующие позиции в самых разных областях рынка, и уже взят хороший старт  -  у них современный взгляд на системы серверного типа. Недостатком союза является то, что Digital и IBM - естественные конкуренты - должны враждовать. Compaq и HP должны враждовать. Novell и Microsoft должны враждовать. Каждое маленькое "княжество" будет вести свои пограничные войны. В результате, чтобы выжить, они превратятся в гнуснейшие, грубейшие "суперкняжества", неспособные думать ни о чем, кроме ближайших тактических задач. Основные продукты: NetWare, серверы, Х86.

Пять гигантов. Их судьба зависит от того, насколько хорошо они смогут обращаться с вассалами и наемниками из более мелких компаний, у которых есть интересные решения и которые могут предложить то, чего недостает этим "княжествам". Политика таких союзов может оказаться самой макиавеллианской на свете.     

С сотрудником CI/InfoCorp Аароном Голдбергом можно связаться по адресу: agoldberg.ziff.com.

ААРОН ГОЛДБЕРГ