Три фирмы объединяются, чтобы усовершенствовать организацию подписки на периодические издания. В этом им поможет...

Трудно представить себе более консервативную среду, чем библиотека. Однако Ричард Роув хочет... да, все изменить. Недавно организованная им корпорация RoweCom (Бельмонт, шт. Массачусетс) сумела найти способ превратить отделы периодических изданий библиотек в первопроходцев Internet и возродить отрасль услуг, которой был отчаянно необходим новый импульс.

Его план прост: используя Subscribe96, новую программу фирмы RoweCom, библиотеки смогут размещать заказы на книги, периодические издания и научные серии сами, сохраняя те 30%, которые им приходилось платить агенту или службе подписки. RoweCom и ее банковские партнеры будут отвечать за финансовую сторону, “снимая” средства со счета библиотеки и “помещая” их на счет издателя.

Если это сработает, RoweCom поможет не только сидящим на голодном пайке библиотекам. Новаторский план компании в отношении сотрудничества с партнерами может быть образцом почти для любой отрасли, в которой существует возможность проведения коммерческих операций через Internet. Еще важнее то, что RoweCom -это пример того, как отрасль традиционных услуг (в данном случае речь идет о компаниях, предоставляющих подписку на журналы) может перестроиться в соответствии с требованиями будущего.

Именно в этом состоял план Роува, когда он закончил многолетнюю карьеру в деле распространения подписки на журналы и обдумывал, что ему делать дальше. “Сейчас в экономике появилась общая тенденция развития, которую я называю “беспосредничеством”: при такой схеме традиционный посредник просто исчезает”, -сказал Роув. Он пояснил, что по мере автоматизации отношений между покупателем и продавцом отпадает необходимость обращаться к третьему лицу за помощью.

Однако один Роув с этим бы не справился: кроме создания пользовательского интерфейса для ПК, интуитивного и простого в обращении, ему нужно было найти банк, который за небольшие деньги обрабатывал бы переводы средств от покупателя продавцу. Ему также нужно было найти безопасный способ проведения транзакций через Internet, поскольку бюджет библиотек на закупки составляет около 1 млн. долл. Так что корпорация Роува объединила усилия в организации финансовых транзакций с корпорацией Banc One (Коламбус, шт. Огайо), предоставляющей традиционные услуги по автоматизации клиринговых выплат, и фирмой Open Market (Кембридж, шт. Массачусетс), которая создала инфраструктуру, для того чтобы объединить усилия партнеров.

Результатом стало появление программы Subscribe96 -Windows-приложения, связывающего традиционную технологию автоматизации клиринговых выплат с системой сетевой защиты. Осенью начинается бесплатная установка Subscribe96 для тестирования в десятке корпораций, больниц и университетов Соединенных Штатов и Канады. Предполагается, что это ПО обеспечит библиотеки электронными каталогами для серийных заказов, обновлений, выплат и запросов. Агенты по распространению подписки берут от 2 до 4 процентов стоимости журнала по каталогу (плюс к пяти процентам скидки, которую они получают от издателей), так что их доля составляет 10 -15 долл. от каждой заказанной позиции, отметил Роув.

RoweCom, напротив, будет получать только $5 за каждое размещение заказа, что позволит библиотекам сэкономить от 5 до 7 процентов. Banc One получит часть этих выплат и, в свою очередь, заплатит фирме Open Market. В течение одного года по завершении тестирования программа будет распространяться бесплатно.

По мнению вице-президента отдела финансовых услуг фирмы Open Market Джонатана Гуэстера, создание этого тройственного союза было необходимо для осуществления проекта. “Банкам будут нужны партнеры, которые помогут им идти в ногу со временем”, -считает он.

Все это поможет библиотекам лучше работать с финансами, даст им возможность размещать заказы ближе к дате реального выпуска и избавит их от большой доли накладных расходов. Не менее важно и то, что при этом они избавятся от посредников. “Вот вам пример того, как посреднику удается найти путь к выживанию”, -говорит Эмили Грин, старший аналитик фирмы Forrester Research (Кембридж, шт. Массачусетс).

По ее мнению, более интересным аспектом является возможность связи множества издателей с большим количеством библиотек через концентратор, “...особенно если вы понимаете, насколько неэффективна работа с торговыми представителями... которым приходится ездить по разным библиотекам и представлять разных издателей. Это ужасно дорого”.

Несмотря на выгоды, которые сулит Subscribe96, принятие каждой новой технологии несет в себе фактор риска, особенно если бизнес-операции проводятся через открытую сеть. По мнению Грин, многие потребители явно не понимают, что они имеют в Internet такую же, как и везде, защиту вкладов -$50, как в случае кражи их кредитной карточки. Однако Роув утверждает, что их система делает “какой бы то ни было риск маловероятным. Вы никому не платите электронным путем до тех пор, пока не получаете таким же способом деньги от покупателя... Деньги не пропадут”.

Кажется, это не волнует руководителей библиотеки Университета Калифорнии в Беркли, которая стала одной из станций-прототипов. Директор по услугам доступа Берни Харли отметил, что из-за серьезных сокращений бюджета всем публичным научным библиотекам нужно искать наименее трудоемкие способы работы. По его словам, программа Subscribe96, возможно, поможет им организовать процесс заказа периодических изданий. “Если бы мы делали все сами, нам пришлось бы общаться с тысячами издателей. Поставщик-посредник позволяет нам работать с ними, а мы платим ему за услуги”, -объяснил Харли. Бюджет его библиотеки на закупку периодики составляет около 2 млн. долл.

Как утверждает Грин и другие, что бы ни ждало компанию RoweCom в будущем, в ближайшие пару лет следует ожидать предложения новых электронных коммерческих услуг. “Реальность требует появления новых инструментов защиты, чтобы возрастала уверенность торговцев и банков, -отметила Грин. -Нужно также большое количество программных разработок, позволяющих применять эти инструменты защиты, которые [сейчас] в большой степени представляют собой самодельные инструменты-однодневки”.

Харли, несомненно, готов начать прямо сейчас. “Заказы через Internet, электронные банковские операции и коммерческие операции в онлайновом режиме -это дорога в будущее, и все движется в этом направлении, -утверждает он. -Subscribe96 дает нам возможность начать движение и узнать, что это такое. Это верное направление”

Эстер Шейн