Агентство маркетинговых исследований “Дейтор” (Москва) провело исследование компьютерного рынка Башкирии  -  региона, известного своими нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими предприятиями.

 

Компьютерный рынок в республике быстро прошел период “первоначального накопления компьютеров”, когда это изделие представлялось самоценным и самостоятельно решающим все задачи. И хотя спрос на компьютеры еще достаточно высок и позволяет держать цены на них на 5 - 15% выше московских, многие “чистые реселлеры” отмечают склонность крупных заказчиков к приобретению решений в противовес приобретению отдельных компьютеров.

 

Наиболее сильны на местном рынке позиции московского системного интегратора “АйТи”. Эта фирма после тщательной подготовки (и через полгода после юридического оформления) объявила об открытии в Уфе своего представительства. Такой шаг был предпринят с целью продвижения в регионе сетевых решений на базе компьютеров на платформах Intel и Hewlett-Packard, сетевых средств Novell, Microsoft, Oracle, сетевого оборудования SMC и Gandalf. Особенностью регионального бизнеса “АйТи” является то, что свой выход на рынок она начинает с обеспечения сервиса: ремонта оборудования, проведения консультаций, информационной поддержки, обучения и подготовки пользователей.

 

Представительству “АйТи”, а также его партнерам  -  сетевым интеграторам “Вектор” и “Фрейм” предстоит конкурировать в первую очередь с наиболее мощным местным системным интегратором  -  фирмой “Альбея” (все три фирмы созданы на базе УГАТУ  -  Уфимского государственного авиационного технического университета). Кроме того, заметную роль на рынке системной и сетевой интеграции в Башкирии будет, очевидно, играть, фирма “Арти Системс”  -  крупный реселлер, недавно открывший у себя сетевой отдел.

Известность местных компьютерных фирм

 

Всеобщая переорентация на системную интеграцию привела к тому, что даже фирма “Копи-Центр”  -  самый значительный “игрок” на рынке копировального оборудования (“золотой” дилер Xerox)  -  объявила о начале работы над высокотехнологичными системными проектами. В стратегические партнеры эта фирма выбрала московскую компанию “Черус”, вместе с которой она участвовала в выставке “Информатика. Оргтехника. Связь-95”.

 

Маркетинговое исследование, выполненное агентством “Дейтор” в Башкирии, позволило впервые оценить потенциал регионального компьютерного рынка. Оборот в секторах оборудования, услуг и системной интеграции за 1995 год должен составить около 46 млн. долл. Из этой суммы примерно 43,5 млн. долл. придется на оборудование, закупаемое местными производителями через московских партнеров (именно партнеров, а не дистрибьюторов), и около 2,5 млн.  -  на услуги, оказываемые местными фирмами, и заказное программное обеспечение.

 

По приведенной диаграмме, отражающей результаты исследования, выполненного агентством “Дейтор”, можно судить об известности локальных фирм потребителям.

 

Если сопоставить эти данные с объемами бизнеса локальных компаний, а также с методами продвижения продукции (реклама, семинары, участие в выставках, прямой маркетинг), то можно сделать вывод, что потребитель знает не столько крупные, сколько активно рекламирующие себя компании. При этом практически все фирмы, попавшие в рейтинг, достаточно заметны на рынке. Однако часть крупных фирм, которые, применяя нетривиальный маркетинг, добиваются выдающихся результатов (например, фирма “Альбея”), рядовому потребителю практически неизвестна.

 

Александр Прокин  -  директор маркетингового агентства “Дейтор”. С ним можно связаться по телефону: (095) 369-9916.

 

Александр Прокин