ИНФОРМАЦИОННАЯ СУПЕРМАГИСТРАЛЬ

 

Интерактивные интерфейсы Internet требуют других навыков программирования ГИП  

 

Чем отличается разработка графического интерфейса пользователя (ГИП) приложения для ПК от создания интерфейса для базовой страницы World-Wide Web в Internet? Почти всем.

 

Вот почему команда разработчиков в фирме Land’s End (Доджвилль, шт. Висконсин) обратилась к помощи экспертов по Web, когда в начале этого года взялась за сбор требований к новой базовой странице компании (http://www.landsend.com). План был таков: объединить все, что знает команда о сценариях диалога для своих розничных торговцев, с указаниями от "гуру" по Web. Таким образом удалось бы лучше понять разницу между тем, что возможно делать и что стоит делать на Web.

 

К сожалению, большинство компаний не продумывает заранее так тщательно разработку своих узлов Web. Почему? Некоторые потому, что полагаются на собственные силы и считают, что разработать Web проще, чем завязать шнурки. Другие ошибочно думают, что легко перенесут на Web свой опыт, наработанный при создании ГИП для приложений настольных ПК.

 

Истина состоит в том, что для успешной разработки узла Web необходимо принимать во внимание множество переменных, в том числе состав пользователей, какие у них компьютеры и как они соединяются с Internet. Если не учесть влияние этих факторов на интерфейс Web, то вместо успеха получится конфуз.

 

НЕ ПРОСТО ОБЫКНОВЕННЫЙ ГИП

 

Действительно ли разработка для Web так сильно отличается от разработки других ГИП? Да. "Большая часть того, чему мы научились при проектировании ГИП, для Web неприменима, поскольку человек, сидящий перед браузером,  -  активный участник интерфейса пользователя",  -  считает Уорд Кларк, инженер по программному обеспечению в фирме Open Market (Кембридж, шт. Массачусетс), которая является провайдером бизнес-решений Internet. Большинство браузеров Web поддерживает различные уровни настраиваемости, в том числе могут настраиваться режимы просмотра, размер и начертание шрифтов и размеры окна. Любое из таких изменений может вызвать переформатирование страниц Web, и поэтому важно принять их во внимание при самом начале проектирования.

 

Другим существенным различием между узлами Web и стандартным ГИП для настольных машин является размер. "При работе на Web люди движутся через очень большое информационное пространство. Требования к четкости навигации гораздо жестче, чем для обычных приложений для ПК",  -  таково мнение Джейкоба Нильсена, ведущего инженера по программному обеспечению из фирмы Sun Microsystems (Маунтин-Вью, шт. Калифорния), автора нескольких книг по человеко-машинному взаимодействию.

 

Следовательно, разработчики должны приложить много усилий для того, чтобы у пользователей появилось "чувство ориентации" в Web и они не потерялись в лабиринтах гиперсвязей. Один из способов не дать пользователям заблудиться  -  поместить на каждую страницу логотип или фирменный заголовок.

 

Но это не все. В корпоративной сети вы знаете все типы компьютеров, которые могут подключиться к вашему приложению, а в Internet огромное большинство людей имеют машины, которые вы никогда и не увидите. И навигаторы по Web используют различные типы модемов и браузеров и подключаются к вашему узлу тоже по самым разным причинам. И главнейшая разница: если этим пользователям ваше приложение не нравится, они вольны тут же уйти.

 

И если вы надеетесь на успешное создание Web-сервера, то все это необходимо иметь в виду. "От потери читателя вас отделяет один щелчок мыши",  -  считает Мари-Клер ван Лейнен, королева разработки и документации Web-серверов в Open Market. Наполнение страницы должно быть ясным, кратким и точным, и это, по ее словам, так же важно, как правильное размещение, когда дело доходит до создания дружественной к пользователю среды Web.

УЖАСЫ БАЗОВЫХ СТРАНИЦ

 

Страницы, загружающиеся слишком долго, и возможности, которые просто надоедают, могут заставить посетителя узла Web хлопнуть дверью еще до того, как вы с ним поздороваетесь. Вот десять ошибок, которых следует избегать при разработке интерфейсов Web:

 

1. Знак "Еще строится"

 

Хотя знаки "Еще строится" размещаются с благим намерением подсказать, что это место еще не готово к парадным выступлениям, это знаки, особенно когда их много, могут вывести пользователей из себя. Самое худшее: поместить много таких знаков под одной или несколькими гиперсвязями.

 

2. "Мигалка"

 

Вспыхивающие или мигающие гипертексты и изображения привлекают периферийное зрение человека. Проблема: если на странице Web есть что-то движущееся, то очень трудно переключить внимание на что-нибудь другое на той же странице. Применяйте мигание очень скупо или вообще откажитесь от него.

 

3. Кричащий фон

 

Вам может показаться, что жирный рисунок и яркие цвета фона придадут странице живость, но на самом деле они только затруднят чтение текста, который на этом фоне окажется. Человек вообще читает текст на компьютере на 25% медленнее, чем на бумаге. Не надо увеличивать трудности.

 

4. "Макаронный шар"

 

Соедините свой узел с другими узлами на авось, и ваш читатель в конце концов запутается в массе перекрученных и часто избыточных киберпутей. Не привязывайтесь к чужим страницам иначе, как в рамках организованного плана.

 

5. Кадрирование

 

Недавно выпущенная версия Netscape 2.0 включает возможность, позволяющую разбивать страницу Web на кадры, или окна просмотра. Эта возможность при правильном использовании дает преимущества, но чересчур усердные мастера Web уже повинны в создании чрезмерно сложных кадровых структур без видимой необходимости. Применяйте кадрирование простое и по минимуму.

 

6. Массивная графика

 

Большие изображения загружаются целую вечность, и этого уже достаточно, чтобы отпугнуть кого угодно.

 

7. Уровни гиперсвязей

 

Не заставляйте своих пользователей в поисках информации копать тоннели в Китай. Если вы сделаете на своем узле глубину в три или четыре страницы, то заставите пользователя делать лишнюю работу, а себе создадите программистские проблемы.

 

8. Не будьте снобом по отношению к брауэерам

 

Пользователям сейчас доступны от 50 до 75 различных браузеров, и каждый - в нескольких версиях. У вас может возникнуть искушение включить возможности, работающие только с определенными браузерами, но при этом вы оставите за кадром приличную часть населения Web - в том числе те 8%, что все еще используют чисто текстовые средства.

 

9. Красные деревья, зеленые сердца

 

Довольно значительный процент человечества страдает цветовой слепотой. Не забывайте этого! Внимательно смотрите, какие цвета вы выбираете и как их сочетаете. И обязательно проверьте, чтобы между основным цветом и фоном был хороший контраст. Не стоит предполагать, что все ваши гости будут способны различать 256 цветов - лучше всего придерживаться 16.

 

10. Кла-а-а-асс!

 

Как и всегда, следите за фактором "У-у"! Резюме: страница может иметь потрясающий вид, но главная цель - чтобы она была успешной (это не одно и то же).

 

Источник: Джейкоб Нильсен, ведущий инженер по программному обеспечению фирмы Sun Microsystems, и доклад PCWeek    

 

ЗДРАВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ

 

Приняв во внимание все эти различия, разработчики и сотрудники отдела маркетинга фирмы Land’s End решили ничего не оставлять на волю случая. Поэтому в начале этого года они составили команду вместе с корпорацией Berbee Information Networks (Мэдисон, шт. Висконсин) и фирмой Red Sky Interactive (Сан-Франциско), компанией по разработке и изготовлению интерактивных медиа-продуктов. Корпорация Berbee помогла в написании формы электронного заказа от розничного торговца, а фирма Red Sky выполнила проектирование. Основной задачей было: перенести классический и привычный сценарий диалога Land’s End Internet таким образом, чтобы сохранить дружественное отношение к клиентам, а не доводить их до бешенства.

 

"Ключевым путеводным правилом было: гарантировать, что никакие аспекты проекта не снижают производительности",  -  сообщил Уилли Дойл, менеджер по рекламе и электронным каналам информации в Land’s End. И эта работа окупила себя: в июле базовая страница фирмы

 

Land’s End дебютировала под гром похвал ее живому и функциональному дизайну и правильному чувству места. И Land’s End закончила работу на три месяца раньше, чем ее главный конкурент, фирма L. L. Bean (Фрипорт, шт. Мэн), завела свой собственный Web-сервер.

 

Это было непросто. Команда должна была принять несколько серьезных решений и пойти на некоторые компромиссы, чтобы не дать внешнему блеску подавить производительность узла Web. Например, команда предпочла пожертвовать использованием видео, что могло привести к снижению производительности, хотя видео было бы превосходным носителем, дающим киберпокупателям возможность взглянуть на одежду Land’s End в действии. Они также использовали палитру из 16 цветов вместо стандартной для Web палитры в 256 цветов, поскольку файлы с большим количеством цветов мешали бы функциональности страницы.

 

А что осталось после такой чистки? Маленькие фотографии, чей размер измеряется в байтах; иллюстрации и пиктограммы, загружающиеся гладко и быстро; фирменный знак Land’s End вверху каждой страницы, так что путешественники по Internet знают, где находятся; простое, но впечатляющее сочетание цветов  -  как раз достаточное, чтобы привлечь внимание. Проектировщики также придали фону вид пергаментной бумаги, что привычно розничному клиенту. Все объекты, которые могут потребовать более долгой работы браузера, например эссе и рассказы, аккуратно вынесены в сторону из области каталога и служб в цветную секцию, названную "Издано в Доджвилле".

 

В итоге: выигрышная комбинация для Web.

 

Эрик Коллэвей