“Техносерв А/С” предлагает МПС дисковые массивы EMC Corporation

 

Мэйнфреймы

 

Надежность, надежность и еще раз надежность

 

24 - 25 января в подмосковном пансионате “Бор” состоялся двухдневный семинар, организованный московской фирмой “Техносерв А/С”, насчитывающей 5-летнюю историю и специализирующейся в области оснащения и комплексной модернизации крупных вычислительных центров. На семинар, проходивший за совершенно круглым столом, как бы специально подчеркивающим абсолютное равноправие участников, были приглашены главные инженеры и руководители информационно-вычислительных центров (ИВЦ) железных дорог стран СНГ и других структур, связанных со стальными магистралями.

Дисковый массив Symmetrix 5000 производства EMC Corporation

 

По словам председателя правления АО “Техносерв А/С” Алексея Ананьева, семинар такого масштаба для этой категории заказчиков возглавляемая им фирма проводит впервые. Его цель  -  не только ознакомить сотрудников разбросанных по всей стране ИВЦ с самыми современными информационными технологиями, но и глубже понять проблемы железнодорожников, обеспечить эффективную обратную связь, обменяться позитивным и негативным опытом.

 

Так как руководители ИВЦ собираются вместе не так часто, как это было раньше, то в конечном итоге встреча в “Бору” вылилась в неформальную дискуссию по проблемам компьютеризации железнодорожного транспорта, участники которой пытались лучше понять друг друга и согласовать проводимую ими техническую политику.

 

В России 19 железных дорог, связывающих между собой около 6000 железнодорожных станций. Каждая дорога имеет свой, насчитывающий более чем 20-летнюю историю ИВЦ.

 

Так как к настоящему времени поставщики отечественных мэйнфреймов (ЕС ЭВМ, аналогов IBM/360)  -  минский и казанский заводы практически прекратили выпуск не только морально устаревшей, но и вообще какой бы то ни было компьютерной техники, то воспитанным на традициях централизованной обработки данных сотрудникам ИВЦ при их модернизации пришлось обратить внимание на продукцию зарубежных производителей. Получилось так, что для большинства российских железных дорог роль основного поставщика компьютерной техники, сервисного центра, а порой и кредитора взяло на себя вышедшее из недр Министерства авиационной промышленности АО “Техносерв А/С” (не путать с вышедшей оттуда же фирмой “Техносерв”, специализирующейся на изготовлении, продаже, ремонте и модернизации ПК!), оборот которого в минувшем году, по словам г-на Ананьева, составил сумму, эквивалентную 20 млн. долларов. Примерно четверть этой суммы получена от 25 партнеров “Техносерва А/С” из железнодорожного сектора, остальная часть оборота пришлась на оборудование и модернизацию вычислительных центров различных промышленных предприятий, государственных организаций, предприятий нефтегазового комплекса, связи и т. д. (у АО “Техносерв А/С” более 200 клиентов).

 

За последнее время машинный парк железнодорожных ИВЦ качественно изменился. Если к концу 1993 г. 70% этого парка составляли машины ЕС ЭВМ, а 30%  -  мэйнфреймы IBM и Hitachi Data Systems, то к концу 1995 г. на 7 зарубежных мэйнфреймов приходилось лишь 3 отечественных. По оценкам участников семинара, суммарная мощность мэйнфреймов, установленных за 4 года на железных дорогах России с помощью АО “Техносерв А/С” ( 960 MIPS), превышает суммарную мощность машин серии EC ЭВМ, полученных МПС за 20 лет их производства.

Алексей Ананьев (справа) и Михаил Белязо

 

Но дело не только в производительности процессора. Не менее важны надежность и размеры устройств внешней памяти. Основную площадь отечественных машинных залов до сих пор занимают не сами компьютеры, а ряды разнокалиберных дисководов, поддержание которых в работоспособном состоянии  -  головная боль руководителей ИВЦ. Замена их на более малогабаритные и отказоустойчивые дисковые массивы позволила бы высвободить десятки людей и ограничиться меньшими площадями, получив при этом значительный выигрыш в производительности комплекса в целом без изменения существующих программ. Да и экономия электроэнергии могла бы оказаться весьма существенной. (Опытным путем выяснилось, что большинство сбоев дисков вызвано не качеством оборудования, а качеством электропитания. Стоило установить мощные UPS, и сбои дисков прекратились.)

 

В качестве одного из вариантов модернизации железнодорожных ИВЦ “Техносерв А/С” предлагает установить производимые корпорацией EMC (Хопкинтон, шт. Массачусетс) дисковые массивы серии Symmetrix 5000, которые могут работать и с мэйнфреймами разных производителей, и с машинами среднего класса (например, IBM AS/400, Unix-серверами DEC Alfa, HP9000, Sun, RISC6000 и др.). Архитектура Symmetrix 5000 уникальна тем, что позволяет осуществить плавный переход от одной платформы к другой без потери работоспособности системы. По оценкам специалистов, Голубой гигант планирует организовать производство аналогичных дисковых массивов лишь в 1997 г.

 

По данным Gartner Group, корпорации EMC принадлежит около 40% мирового рынка запоминающих устройств большой емкости. Предложенные в мае прошлого года дисковые массивы Symmetrix 5000 имеют кэш-память объемом 4 Гб, поэтому данные на 98% запросов поступают непосредственно из кэша, т. е. для пользователя быстродействие дискового массива практически совпадает с быстродействием оперативной памяти. По словам г-на Ананьева, при использовании дисковых массивов EMC время решения прикладных задач сокращается в десятки раз. Относительно высокая стоимость накопителей EMC (по сравнению с дисковыми устройствами прямого доступа second hand) оправдывается их техническими характеристиками.

 

Участники семинара в “Бору” единодушно пришли к выводу, что единственная возможность повысить производительность программно-технического комплекса содержится в аппаратных средствах. EMC  -  это двойной выигрыш: сейчас, при существующих прикладных программах, эти диски отлично работают. Завтра, когда будет создана новая прикладная система управления перевозками, они будут прекрасно работать и отвечать требованиям завтрашнего дня по надежности, производительности, гибкости и т. д. сегодня, пока создаются новые прикладные программы, EMC позволяет усовершенствовать работу систем за счет увеличения быстродействия, улучшения качества передачи и обработки информации, а завтра, когда встанет вопрос о внедрении новых прикладных систем, EMC даст возможность их запуска без больших дополнительных затрат на аппаратные средства.

 

Следующая крупная встреча “Техносерва А/С” со своими заказчиками состоится 20 - 23 февраля на выставке UnixExpo, где экспозиция фирмы займет 54 м2.

 

С АО “Техносерв А/С” можно связаться по телефону:

 

(095)374-7663.

 

Владимир Митин

 

Из истории RAID

 

Концепция RAID (Redundant Arrays of Inexpensive Disk), позволяющая из нескольких “маленьких” физических дисков сделать один большой логический и за счет введения разного рода избыточности данных повысить надежность системы, увеличив среднее время между сбоями до сотен тысяч часов, была предложена в 1988 г.

 

Возможны различные реализации этой идеи. Например, дисковые массивы RAID уровня 1 представляют собой просто два диска, один из которых является зеркальным отображением другого.

 

Массив RAID уровня 3 представляет собой четыре диска, три из которых содержат рабочие данные, а четвертый  -  их контрольные суммы. В случае выхода из строя одного из дисков, данные на нем можно восстановить на основе информации, имеющейся на трех оставшихся дисках.

 

Более дорогой RAID-2 похож на RAID-3, но вместо одного “избыточного” диска содержит несколько, контрольные суммы на которых формируются более сложным образом.

 

Массивы RAID-5 хранят контрольные суммы на каждом из используемых дисков.

 

Различные конфигурации RAID можно сравнивать по емкости (от единиц до сотен гигабайтов), стоимости, времени наработки на отказ (от сотен тысяч до миллионов часов), производительности, типу используемых интерфейсов и т. д.

 

Отметим, что в случае использования RAID уровня 4 или 5 выход из строя более одного физического диска приводит к потере всех данных.

 

Появляются все новые и новые идеи в организации дисковых массивов  -  все идет к тому, что дисковые массивы становятся самонастраиваемыми и “сами” в зависимости от характера решаемых задач “выбирают” форму организации хранимых данных. При этом дисковые массивы, изготавливаемые фирмами  -  производителями компьютеров, хотя и достаточно дешевы, но, как правило, “не подходят” к машинам конкурентов. Независимые фирмы, наоборот, стараются сделать свои RAID-массивы универсальными, но при этом потребителю приходится несколько раскошелиться.

 

Из истории мэйнфреймов

 

Днем рождения мэйнфрейма следует считать 7 апреля 1964 г., когда корпорация IBM объявила о выпуске семейства компьютеров IBM System/360, различные модели которого одинаково хорошо (либо, по мнению многих, “одинаково плохо”  -  прим ред.) решали как основанные на использовании вычислений с плавающей запятой научные задачи, так и деловые, использующие преимущественно расчеты с фиксированной дробной частью.

 

В сентябре 1975 года IBM выпустила на рынок System/370, которая допускала использование нескольких процессоров и реализацию виртуальной памяти.

 

В 1979 году появились машины серии 4300 (4331, 4341, 4361, 4381), которые значительно превосходили машины 370 по такому показателю, как цена/производительность.

 

Выпускаемое ныне семейство мэйнфреймов ES/9000 объявлено IBM в сентябре 1990 года. В России различные модели этого семейства работают на автомобильных заводах, металлургических комбинатах, предприятиях энергетики и нефтедобывающей отрасли. Находят они применение и в банковском деле.

 

Параллельно с развитием аппаратной части совершенствовалось и программное обеспечение: от OS/360 к SVS, MVS/370, MVS/SP, MVS/XA, MVS/ESA.

 

Слухи о смерти мэйнфреймов оказались преувеличенными. По заявлениям экспертов, на них по-прежнему находится около 70% оперативных данных. Только в США установлено около 40 тысяч больших машин IBM. Да и в России, по некоторым оценкам, в прошлом году работало почти 5 тыс. ЕС ЭВМ.

 

После некоторого спада, обусловленного верой менеджеров информационных отделов крупных корпораций во всемогущество систем, построенных по технологии “клиент-сервер”, доходы IBM от продажи больших машин типа ES/9000 стали расти. Правда, современные мэйнфреймы, производимые IBM, а также фирмами Amdahl, Unisys, Hitachi Data Systems, Siemens Nixdorf и рядом других, существенно отличаются от громоздких по нынешним временам IBM/360 как по размерам, так и по производительности и энергопотреблению.