Считаете, что внедрение приложения можно оставить на потом? Нет. Без тщательного планирования успешный проект может запросто провалиться на стадии внедрения

 

Дайте Крису Гэрсону, директору по разработке ПО фирмы Progressive Insurance (Мэйфилд-Вилледж, шт. Огайо), ровно 5 минут, и он сможет убедить любого, насколько важно спланировать внедрение приложения в самом начале разработки проекта. Срочные и частые выезды в удаленные офисы сотрудников отделов информационных технологий (ИТ) с портфелями, набитыми дискетами и справочниками, остались в прошлом, и сегодня внедрение представляет собой тщательно спланированный и отлаженный процесс.

 

Вот почему команде Гэрсона пришлось похоронить приложение, предназначавшееся для формирования торговой политики и ценообразования, после того как 200 человеко-часов было потрачено на совершенно бесполезные попытки его внедрить. Первоначально группа ИТ руководствовалась традиционными разработческими методами для технологий клиент-сервер, но, когда дело дошло до внедрения приложения, она наступила на все грабли.

 

“K тому времени, когда мы разобрались во всех проблемах и оценили время, которое потребовалось бы для внедрения приложения, было уже слишком поздно. Нам пришлось покончить со всем сразу,  -  вспоминает Гэрсон.  -  С учетом того, во что бы нам обошлось внедрение этих приложений, продолжение работы теряло всякий смысл”.

 

Как и большинство других профессионалов в области ИТ, бьющихся над задачей внедрения своих первых клиент-серверных приложений, Гэрсон не сразу понял важность планирования внедрения. Большинство менеджеров также осознали, что без опережающего планирования они непременно столкнутся с проблемами, обусловленными недостаточной пропускной способностью сети и производительностью, несовместимостью оборудования и программного обеспечения, а также с упрямством пользователей, не желающих изменений.

 

Полный отказ от приложения может показаться крайней мерой. Но, по мнению Стюарта Мура, генерального содиректора корпорации Sapient (Кембридж, шт. Массачусетс)  -  системного интегратора и разработчика приложений, многие трудности, с которыми сталкивались группы ИТ при внедрении приложений на настольных системах, возникают исключительно из-за отсутствия планирования.

 

В жизни

 

Координирование всех элементов для распространения приложений в масштабе предприятия часто оказывается труднейшей задачей. Даже такая незначительная на первый взгляд проблема, как недостаточная пропускная способность сети или конфликт стандартов конфигураций аппаратуры и ПО, может вылиться во многие месяцы труда разработчиков и части отдела ИТ. Мур считает, что плохо спланированный процесс внедрения приложения (если планы не сформулированы и тщательно не проработаны к моменту готовности приложения для первого раунда тестирования) может затянуться в масштабе предприятия на четыре - пять месяцев.

 

По словам Джима Беннета, менеджера по локальным ПК-сетям из фирмы Tyson Foods (Спринглэйл, шт. Арканзас), внедрение приложений для мобильной работы и их модификаций может оказаться почти неразрешимой задачей. Когда upgrade требуется для одного из главных приложений, такого, как управление запасами изделий, легкого способа настройки не существует. “Коммивояжерам для проведения соответствующих изменений приходится приносить или присылать к нам свои блокнотные ПК”,  -  констатирует Беннет.

 

В прошлом фирма Tyson Foods попробовала назначать модификации ключевых приложений на дни, когда большая часть ее сотрудников разъездных отделов собирались в одном месте. Но даже в этом случае всегда имеется некоторое запаздывание между моментами настройки “передовиков” и “отстающих”. “Хотя размещение  -  только одна из главных проблем, но, по мере того как приложения разрастаются, она встает все острее”,  -  считает Беннет.

 

Толстый и Тонкий

 

Одним из факторов, позволяющих облегчить внедрение, является возможность с первых минут начала разработки избежать Синдрома Толстого Клиента путем установки большей части приложения на сервере. Как считает Чак Тэйлор, менеджер по интеграции клиент-серверных систем из корпорации Federal Deposit Insurance (Арлингтон, шт. Западная Виргиния), это не только облегчает работу сотрудников отделов ИТ в процессе модификации приложений, но также уменьшает вероятность конфликтов с программами, установленными на настольных ПК. “Учитывая (последующее) внедрение, вы будете смотреть на разработку в ином свете”,  -  уверяет он.

 

Другой способ снятия остроты проблемы  -  встраивание в ПО интеллектуальных агентов, которые будут автоматически запрашивать изменения, необходимые для обновления системы. Например, если требуется новая версия пакета или изменение имени какого-либо каталога, этот подход гарантирует, что соответствующая настройка будет произведена до того, как пользователи получат доступ к системе.

 

“Такие штучки вы можете встроить в разрабатываемый продукт, и они в конечном счете облегчат его внедрение”,  -  говорит Тэйлор.

 

Крис Гэрсон из Progressive Insurance свято верит во “встроенную” рассылку (дистрибуцию) ПО  -  модель, которую он обычно называет “тянитолкаем”. После первой неудавшейся попытки ее внедрения компания перешла на поэтапный метод, позволяющий ей “держать дорогу”. Внедрение приложений начинается с центрального отдела ИТ в Кливленде, и, по мере того как в них возникает необходимость, они продвигаются в 11 регионов США и Канады. На региональном уровне производятся дополнительные изменения, с тем чтобы приложение наилучшим образом использовало преимущества среды настольных систем. По мере продвижения приложения на отдельные настольные ПК механизм наследования, разработанный компанией, автоматически обновляет клиентское ПО.

 

Гэрсон уверен в преимуществе поэтапного внедрения приложений, которое облегчает весь процесс, поскольку его команда уходит от старого способа “по единой мерке”. Кроме того, он считает, что такой метод внедрения уменьшает требования к пропускной способности сети.

 

Важные мелочи

 

Следует отметить, что даже такая мелочь, как задание стандартов конфигурации, может быть еще одним из способов решения потенциальных проблем с внедрением. Например, Беверли Лофтус, администратор технических служб из Florida Power & Light (Майами), рассказывает, что только недавно поняла значение стандартов, занимаясь внедрением нового приложения управления бюджетом в системе на 1000 пользователей. Телефоны ожили сразу, как только обнаружилось, что в клиентских системах уже существуют каталоги с такими же именами, как и в новом приложении. Результат: в клиентских системах произошла перезапись текущих каталогов и, как следствие, потеря данных.

 

“Даже когда вы считаете, что все находится под вашим контролем, мелочи могут породить серьезные неприятности”,  -  добавила она.

 

Гэрсон полностью с ней согласен. Даже не нюхавшим пороха новобранцам он не устанет проповедовать необходимость планировать внедрение приложений. “Я всегда говорю новым разработчикам: если мы не планируем заранее, значит уже проиграли. Нашей фирме понадобилось два года, чтобы понять это”.

 

ЭЙЛИН КРОУЛИ

 

БАЗА ЗНАНИЙ

 

Гарантия успешного внедрения  -  до его начала надлежащим образом подготовить пользователей и справочную службу

 

ПРОПУСКНАЯ СПОСОБНОСТЬ СЕТИ

 

Обусловленный приложением повышенный трафик и ограниченная пропускная способность сети могут затруднить связь и ограничить повсеместное внедрение

 

МАСШТАБИРУЕМОСТЬ

 

Хотя внедрение приложения проходит гладко на уровне небольшой группы в отделе, оно начинает спотыкаться, переходя на уровень предприятия

 

НЕСОВМЕСТИМОСТЬ С АППАРАТНЫМИ СРЕДСТВАМИ

 

Системы, обладающие недостаточной производительностью, и пользователи с разными конфигурациями ПО и оборудования могут дополнительно затруднить внедрение