Централизованное администрирование прошло долгий путь, пока добралось наконец до управления хранением. Сегодня специалисты по технологии клиент-сервер заняты оценкой того, как системы на базе мэйнфреймов работают в распределенных средах

 

Бессистемные резервные копии, небрежное управление данными ... Нет, с этим Дэн Строл шутить не хотел. Компания JSP International возложила на него все заботы об информационных системах (ИС). Поэтому он понимал: случись что с данными, доступ к которым должен быть непрерывным,  -  ему прямая дорога на улицу.

 

В условиях децентрализованного производства автомобильных бамперов Строл мог положиться только на один подход  -  практику хранения, отработанную в тепличных хозяйствах.

 

“Мы работаем с автомобильными компаниями, а с юмором у них плохо. Потерялась их информация  -  уйдут к другому поставщику,  -  объяснил он.  -  Важно иметь надежные методы хранения данных”.

 

Сегодня он уже не единственный, кто выбрал подход к управлению хранением распределенных данных, принятый для систем на мэйнфреймах. В последнее время ряд обстоятельств подтолкнули администраторов клиент-серверных систем к признанию “тепличной технологии”. В их числе: растущая зависимость от распределенных корпоративных данных, повсеместное сокращение численности отделов ИС, печальные уроки таких событий, как взрывы в Оклахома-сити. Поэтому централизованный мониторинг и хранение данных за пределами фирмы, автоматическое резервное копирование и повышенная отказоустойчивость начинают привлекать к себе все большее число менеджеров распределенных сред.

 

В результате поставщики сетевых систем хранения информации спешат добавить в свои продукты, базирующиеся на мэйнфреймах, эти функции и предлагают клиентам интегрированные средства резервного копирования, управления и защиты данных. Рынок систем хранения растет как на дрожжах. По оценкам аналитиков IDC (International Data Corp., Фреймингхем, шт. Массачусетс), в 1995 г. уровень продаж систем хранения на базе Unix-машин и персональных компьютеров поднялся до отметки 372 млн. долл., что на 26,2% выше уровня, достигнутого в 1994 г. (295 млн. долл.).

 

Это так, но Строл со своей ориентацией на мэйнфреймы все еще пионер. Как считают поставщики и аналитики, пока рано думать, что уроки мира мэйнфреймов усвоены большинством менеджеров клиент-серверных систем. По мнению Пола Мэйсона, менеджера IDC, занимающегося программами управления информационными системами предприятий, это результат того, что специалистам трудно справиться с непредсказуемым поведением систем в неоднородных средах. “Когда вся жизнь уходит на тушение пожаров, ваша судьба  -  быть пожарником, а не специалистом по планированию”,  -  заметил он.

 

Майк Петерсон, президент компании Strategic Research (Санта-Барбара, шт. Калифорния), пришел к такому выводу: слишком многие не понимают того, что одна из главных причин простоев децентрализованных распределенных сетей (от 40 до 60%)  -  неисправности внешних устройств или неадекватная практика управления данными.

 

Решимость Дэна Строла избежать участи пожарника указала ему путь, ведущий к новому поколению систем централизованного управления данными, в частности к известному под именем Vista пакету Visual Storage Administrator корпорации Palindrome.

 

Установив его на сервер ProLiant корпорации Compaq Computer в штаб-квартире JSP в Мэлверне (шт. Пенсильвания), Строл контролирует выполнение резервного копирования дюжины подобных серверов в отделениях фирмы, разбросанных по всей стране. Сотрудники JSP в отделениях выполняют сходные и не требующие никаких специальных технических знаний операции с носителями на магнитной ленте. Каждое утро подготовленные за прошедшую ночь ленты почтой отправляются в Мэлверн, где Строл помещает их в специально оборудованное хранилище.

 

Хотя сети Пола Зарновски не раскинулись так широко, их неоднородность значительно выше. Поэтому у возглавляемой им группы CIT (централизованных информационных технологий) при Корнелльском университете (Итака, шт. Нью-Йорк) свои трудности с управлением данными. В качестве решения, способного дать общий подход для всех платформ, они выбрали ADSM (Adstar Distributed Storage Manager) корпорации IBM.

 

Когда три года назад в университете решили перенести некоторые приложения по администрированию с мэйнфреймов в среду клиент-сервер, группе Зарновски вменили в обязанность заботу о системе управления, которая росла, вбирая в себя все новые Макинтоши, ПК и средние модели Unix-машин. Теперь подвальное помещение используется как “ферма по разведению серверов”, где сегодня состоит на довольствии около сотни “голов”.

 

“Один аспект нашей клиент-серверной среды не был запланирован: все эти системы нужно было резервировать,  -  вспоминает Зарновски.  -  Чтобы работать с каждой из них, нашим сотрудникам приходилось изучать великое множество процедур резервного копирования. Просто руки опускались”.

 

Сегодня система ADSM, установленная на машине RS/6000, управляет процедурами резервного копирования трехсот компьютеров. Общий интерфейс со всем парком машин “означает, что если вы умеете работать с ADSM на одной из платформ, то для вас доступны и 90% других”,  -  считает он. И вот результат: за два с лишним года, хотя парк машин значительно вырос, в группу не было принято ни одного нового сотрудника.

 

Если считать надзор за мэйнфреймами Корнелльского университета первой инкарнацией группы CIT, тогда не удивительно, что она обратилась за помощью к Голубому гиганту. Сотрудники, работающие с системами на базе мэйнфреймов, как считает Зарновски, “просто имеют несколько иное представление о значении информации”.

 

Обращение в новую веру

 

Еще одна забота связана с тем, чтобы убедить пользователей. В свободное время Зарновски играет роль евангелиста, открывая глаза обитателям университетского городка на важность создания разумной системы управления данными. Вот четыре оселка, на которых он оттачивает свою позицию:

 

“Я начинаю разговор с того, что резервирование выполняется автоматически и этой головной боли у них не будет. Второе, вовсе не требуется знать, на каких носителях записаны их данные,  -  система разберется сама. Третье, можно самостоятельно восстанавливать данные, не обращаясь к администратору сети. И последнее, их файлы будут храниться в надежном месте вне офиса”.

 

Похоже, его доводы начинают действовать. Сегодня, по словам Зарновски, “две или три дюжины” факультетов Корнелльского университета используют для хранения данных централизованную систему на базе ADSM. Как дополнительный аргумент можно вспомнить, что группа CIT не взимает с факультетов предоплату за обслуживание, только единовременный взнос за предоставление 200 Мб памяти. Поскольку никто не знает заранее, сколько факультетов заключают договоры на обслуживание, CIT должна быть готова незамедлительно ставить на довольствие новых клиентов. “Тайна” масштабируемости ADSM состоит в том, что серверная часть пакета ADSM работает на множестве платформ -  от OS/2 до MVS.

 

Ограниченная отказоустойчивость

 

Как считает Конни Джонс, менеджер по операциям из корпорации Raymond (Грин, шт. Нью-Йорк), перенос идеологии мэйнфреймов на сетевые среды с распределенными данными помог им избежать информационных катастроф. Полтора года назад этот ведущий в отрасли производитель электрокаров пережил нелегкую годину установки локальных сетей. Когда работа была завершена, руководство вынудило команду отдела ИТ дать обещание, что сети будут функционировать 99% времени. Сейчас одна ЛВС, реализованная на 325 рабочих станциях под OC NetWare фирмы Novell, обслуживает бизнес-приложения с непрерывным доступом к данным, а вторая локальная сеть из ста ПК, работающая под Windows NT, решает задачи управления на уровне отделов и цехов.

 

“Если в сети происходит отказ, жизнь буквально замирает,  -  заявляет Конни Джонс.  -  Поэтому мы не можем позволить себе роскошь потратить 8 часов на наладку сервера”.

 

С самого начала трое сетевых администраторов из ее команды соблюдают строгие процедуры управления данными, разработанные для мэйнфреймов. Старший из них ежедневно, еженедельно и ежемесячно копирует данные на 4-мм цифровую ленту, используя систему резервного копирования ARC serve фирмы Cheyenne Software. Ленты месячного резервирования забирают из офиса и хранят в течение года.

 

Еще один “мэйнфреймовский” подход, как считает Джонс, отражен в проводимом каждый месяц тестировании функций системы, связанных с резервным копированием и восстановлением. “Что толку в системе, которая, когда вы в ней нуждаетесь, просто объявляет, что она не работает?”  -  спрашивает Джонс.

 

Поскольку простои столь вредны для деятельности Raymond, служба ИС решила обеспечить отказоустойчивость серверов. Летом прошлого года она выбрала решение с “горячим” резервированием  -  пакет LANtegrity фирмы Network Integrity (Марлборо, шт. Массачусетс). Как заявил сетевой администратор Курт Клинтон, LANtegrity запрограммировала замену любого из четырех серверов в ЛВС NetWare, что дает возможность пользователям при выходе сервера из строя сразу получить доступ к данным.

 

“Мы видим, как многие системы, основанные на технологии клиент-сервер, испытывают болезни роста, которыми мэйнфреймы уже переболели,  -  отмечает Джонс.  -  Администраторы должны понять, что ни одна отдельно взятая система не является столь значимой, как сами данные. Их защита должна стать стандартной рабочей процедурой”.

 

СТЕФАНИ УИЛКИНСОН