Среди людей

 

Специальность Боба Гласса  -  помогать инженерам в разработке удобных компьютеров. Кажется, это просто, однако закончить свою работу он никогда не сможет

 

Мягкая манера доктора Боба Гласса общаться с людьми выдает человека, более способного разговаривать с больными, чем руководить группой "светлых голов". Но не забывайте  -  внешность обманчива. Хотя этот погруженный в себя любитель орхидей и имеет степень доктора наук в области психологии, он не похож на Боба Ньюарта. Гласс, не колеблясь, сотрет в порошок даже самого одаренного инженера, если ему покажется, что тот предлагает недружественную и непрактичную технологию.

 

Сейчас у Гласса солидная должность. Проведя четыре года в тени (он был директором фирмы Sun по исследованию человеческого фактора), Гласс получил в прошлом году повышение и стал директором по стратегии технологий фирмы SunSoft, быстро растущего программного филиала компании. Это не просто громкий титул. Его группа (команда в 150 человек) отвечает за выбор направления, по которому будут развиваться технологии SunSoft, прежде чем инженеры возьмутся за их разработку. Это хорошее место для человека, который не скрывает своего отвращения к компьютерам в том виде, в каком они существуют сейчас. "Какими бы они ни были, но персональными их не назовешь",  -  отрезал Гласс.

 

Большую часть своей профессиональной карьеры Гласс бился за то, чтобы компьютеры стали проще в использовании. Прежде он занимал ключевые посты по исследованию человеческого фактора в фирмах Lockheed, Xerox и Apple. "Мы те, кто приходит в дом, когда окна уже сделаны и остается лишь повесить на них занавески",  -  вспоминает Гласс. Основные клиенты Sun, использующие ее рабочие станции, считаются технической элитой. Однако успех таких операционных систем, как System 7 фирмы Apple и Windows 95, разрушил долго лелеемое представление о том, что технология, чтобы быть мощной, должна быть сложной. Гласс уверен, что простота в использовании отныне будет единственным фактором, определяющим конкурентоспособность продукта.

 

Специалисты по человеческому фактору, такие, как Гласс, не новички в отрасли, однако до сих пор в большинстве компаний к ним обращались только для тестирования и оценки удобства уже разработанных продуктов. Учтите, что так быть не должно. Профессор Моханбир Сони из школы бизнеса Келлога Северо-Западного университета уверен, что многие компании намерены пойти по стопам Sun и использовать специалистов по человеческому фактору вроде Гласса на более важных стратегических этапах, сокращая тем самым пропасть между технологией и пользователем.

 

Так как же Гласс сокращает пропасть? Он начинает работу до того, как к ней приступят инженеры. Гласс и его команда тратят массу времени на беседы с клиентами, чтобы выяснить, зачем им нужны компьютеры. Этот процесс, известный как "анализ задачи", позволяет инженерам SunSoft подгонять технологию к нуждам пользователя, а не наоборот. Хотя это кажется элементарным, Гласс утверждает, что на удивление много инженеров разрабатывают функции, совершенно не опираясь при этом на конкретные нужны пользователей. Приведем пример: в начале его работы в SunSoft два инженера, работавшие над DOE (кодом распределенных объектов), пришли к Глассу похвастаться, что создали новую функцию. Они придумали, как создать 32 вложенные одна в другую папки файлов для иерархического хранения данных. Гласс попросил их заглянуть в его шкаф с документами. "Вы видите, чтобы здесь хотя бы в одной папке была другая папка?",  -  спросил он. Ответом было "нет", и Гласс дал инженерам указание: "Сделайте так, чтобы компьютер работал, как мы".

 

Чтобы добиться этого, инженеры должны иметь возможность наблюдать, как работают обычные люди. Поэтому Гласс убедил руководство Sun вложить около 1 млн. долларов в лабораторию для исследования методов использования компьютерной продукции в городе Маунтин-Вью (шт. Калифорния). Эти вложения уже себя оправдали: согласно отчету Стива Маккэя, вице-президента и генерального менеджера фирмы SunSoft, необходимость в технической поддержке клиентов неуклонно падает, по мере того как продукты Sun становятся проще в использовании. Результаты исследований Гласса особенно ярко проявились при разработке Common Desktop Interface, совместного проекта фирмы с IBM и Hewlett-Packard, а также в почтовой и календарной системах ОС Solaris, принадлежащей SunSoft.

 

Большинство из того, над чем Гласс работает сейчас, в ближайшие годы вряд ли достигнет рынка. Если вы хотите заглянуть в будущее компьютеров, попросите кого-нибудь из сотрудников Sun показать вам недавно созданную SunSoft киноленту "StarFire". Гласс убедил руководство Sun разрешить группе лучших инженеров, в том числе Брюсу Тогнаццини, бывшему вдохновителю Mac, три месяца не ходить на работу и написать за это время сценарий о том, что будет необходимо корпорациям, создающим компьютерные технологии, через десять лет. Фильм "StarFire", основанный на одном из этих сценариев, рассказывает о деловой женщине, которая через несколько недель должна провести рекламную презентацию в форме видеоконференции. Срок конференции перенесен, и она состоится через несколько часов. Женщина обращается к объектно-ориентированной технологии в операционной системе на основе глобальной сети и комбинирует высокотехнологичную графику, видео в реальном времени и информацию из базы данных, необходимую ей для создания постоянно обновляемой презентации.

 

Теперь о проблемах. Гласс и его команда пытаются воссоздать воображаемую сеть, представленную в фильме. Они провели детальный анализ связанных с человеческим фактором требований, предъявляемых к сети такого типа. Теперь они решают, как она будет работать. По словам Гласса, новая система сможет опираться на неограниченный диапазон, предоставляемый режимом широкополосной асинхронной передачи данных и устройствами с использованием оптоволокна. Это будет сочетаться с интеллектуальными агентами, благодаря которым можно будет получать изображения и тексты из расположенных на расстоянии в сотни и тысячи миль источников, манипулировать ими и сохранять.

 

Можно ли идеи Гласса назвать пустыми мечтами? Как отметил Тогнаццини, который был одним из работников Apple, последовавших за Глассом в Sun, Гласс обладает достаточной властью, чтобы быть уверенным, что большая часть того, о чем он мечтает, будет действительно разработана и появится в готовых продуктах. Тогнаццини убежден, что Sun уже настроилась на стиль мышления Гласса. "В Sun знали, что их ждет, когда пришел Боб,  -  сказал он.  -  K ним пришла непреклонная сила, которая принесла с собой изменения".

 

Нет сомнений, Гласс  -  человек страстный. У него на стене в рамке висит письмо от пользователя, который желает ему удачи в его "миссии по уничтожению компьютеров в том виде, в котором они существуют сейчас". Может быть, Гласс и не выиграет все предстоящие ему битвы, но он считает, что со временем сумеет изменить основные принципы разработки компьютеров. Если ему это удастся, руководителям в компьютерной отрасли придется мыслить почти так, как их коллегам в Burger King,  -  они дадут клиентам возможность получать все в том виде, в каком покупатели этого хотят.

 

Холли Хаббард Престон