ТЕНДЕНЦИИ

Компаниям и предприятиям, откладывающим на потом приобретение средств энергозащиты для своего компьютерного и технологического оборудования, следует принять во внимание, что с течением времени решение этой проблемы будет стоить им все дороже. Как отмечает, в частности, Кюести Козлов, глава московского офиса Eaton Power Quality Oy (www. aton.ru), вслед за подорожанием энергоносителей поднялись мировые цены на свинец и медь - за минувший год они выросли почти вдвое, что привело к увеличению себестоимости источников бесперебойного питания (ИБП), особенно обладающих большой мощностью. Этот факт не мог не сказаться на отпускных ценах тех устройств, для производства которых используется много меди (это, например, силовые кабели, структурированные кабельные системы, трансформаторы и т. д.) или свинца (аккумуляторы различного назначения). В частности, по данным дистрибьюторской компании Landata (www.landata.ru), имеющей в своем составе департамент источников бесперебойного питания и занимающейся поставкой на российский рынок одно- и трехфазных ИБП, производимых Eaton и предлагаемых под торговой маркой Powerware (www. powerware.com/russia), в ушедшем году аккумуляторы для небольших ИБП (мощностью до 6 кВ·А) подорожали примерно на 2-3%. Что же касается более мощных ИБП, то для них рост аналогичного показателя, в зависимости от емкости используемых аккумуляторных батарей, наличия или отсутствия в них трансформаторов, а также от того, какой фирмой они были произведены, составил от 4 до 22%.

Кроме того, как пояснил Йорма Маннеркоски, директор по продажам и маркетингу Eaton Power Quality в регионе Nordic (в него входят Финляндия, Швеция, Норвегия, Дания, Польша, Россия и другие государства Восточной Европы), на цену ИБП влияет курс доллара по отношению к евро. Так, например, ИБП, изготавливаемые в странах Евросоюза, в связи с падением курса американской валюты в долларовом эквиваленте к концу 2006 г. подорожали. В случае же укрепления позиций доллара может произойти и обратное явление.

Евгений Лачков: “В 2006 г.

в нашей компании объем

 продаж источников бесперебойного

 питания вырос на 51%”

Отмеченную тенденцию подтверждают и другие участники рынка. "Да, действительно, в результате роста цен на свинец постепенно повышаются и цены на ИБП, - сообщил нам вице-президент по маркетингу компании "Марвел" (www.marvel.ru) Сергей Пацкевич. - Этот рост будет продолжаться и в 2007 г. Но при этом каждый из вендоров реализует свою политику ценообразования. Кто-то имеет "запас" по цене и может отложить повышение на квартал-другой, а кто-то вынужден поднимать цены сразу".

Олег Становов: “Цены на свинец

 и медь особенно сильно

влияют на себестоимость

мощных трехфазных ИБП”

А вот комментарий главы представительства MGE UPS Systems (www. mge.ru) в России и СНГ Олега Становова: "Цены на свинец и медь весьма существенно влияют на себестоимость источников бесперебойного питания, причем особенно сильно на себестоимость мощных трехфазных ИБП. Поэтому постепенное повышение отпускных цен всеми основными производителями этих устройств - общемировая тенденция... В целом рост цен на нашу продукцию в международном прайс-листе, который является базой для расчетов цен для отдельных рынков и стран, происходил постепенно, по 3-5% в квартал. В России мы эти изменения внедряли с небольшой задержкой, постепенно, для смягчения ситуации в долгосрочных проектах, где мы старались сохранить ранее объявленные заказчикам цены (пусть даже и за счет нашей прибыли)".

В то же время г-н Становов отмечает, что конкуренцию никто не отменял. По его мнению, в нашей стране она ощущается даже сильнее, чем на развитых и устоявшихся мировых рынках. И чтобы оставаться в "игровом поле", многим компаниям, работающим в России, приходится жертвовать маржой.

Рост цен не мешает продажам

Как бы то ни было, спрос в сегменте ИБП остается довольно высоким, стимулируя дальнейшее развитие этого рынка. При этом ряду его участников удается демонстрировать весьма внушительные темпы роста. Так, как сообщил Евгений Лачков, генеральный директор Landata, в 2006 г. в его компании объем продаж источников бесперебойного питания вырос на 51% (в денежном выражении), а суммарная мощность всех проданных устройств составила более 17 МВ·А. Из них 12 МВ·А пришлись на ИБП мощностью более 6 кВ·А. При этом в минувшем году в основном закупались источники средней мощности (от 40 до 60 кВ·А), хотя компанией также был реализован ряд интересных проектов на поставку тяжелых систем.

По мнению г-на Лачкова, столь быстрый рост направления ИБП стал результатом планомерной работы, проводимой компанией Landata с осени 2004 г., когда в ней был открыт департамент ИБП. Наличие специального отдела систем бесперебойного питания средней и большой мощности, считает г-н Лачков, существенно повысило конкурентоспособность его компании на рынке, так как поставкой устройств мощностью от 8 кВ·А должны заниматься квалифицированные инженеры, способные осуществить необходимые предпроектные работы, сконфигурировать и установить систему, а также оказать в дальнейшем необходимую сервисную поддержку.

Глава Landata также отметил, что в 2006 г. в его компании регулярные закупки оборудования Powerware осуществляли 450 московских и региональных реселлеров. При этом в общем объеме этих закупок на долю столичных компаний пришлось 59%, а региональных - 41%.

В Landata предпринят ряд мер, направленных на дальнейшее расширение партнерской сети по направлению ИБП. Так, по программе авторизации партнеров второго уровня для продажи однофазных ИБП Po-werware, запущенной компанией Eaton весной 2004 г., было авторизовано более 60 партнеров. Кроме того, в ушедшем году Eaton авторизовала восемь партнеров Landata по трехфазным ИБП Powerware, предоставив им право продажи и установки устройств мощностью до 40 кВ·А. "Российский рынок ИБП развивается стремительно, - отмечает г-н Лачков. - Рост продаж в данном сегменте по-прежнему составляет более 20% в год. Поэтому мы рассматриваем развитие бизнеса ИБП Powerware как одну из приоритетных задач нашей компании и планируем в 2007 г. стать ведущим дистрибьютором Eaton по объемам продаж".

Хороший рост оборотов по ИБП (и умеренный рост их цен) демонстрируют и другие дистрибьюторы, в портфеле предложений которых есть эта товарная группа. "В 2006 г. по продукции АРС мы выросли на 45%, а по Po-wercom - на 37%, - утверждает Сегрей Пацкевич из "Марвела". - Считаю, что это весьма неплохие результаты для компании, чей бизнес связан преимущественно с регулярными поставками".

На высокий результат рассчитывают и в московском представительстве MGE. "По предварительным данным, в России по итогам 2006 г. рост продаж оборудования MGE UPS Systems превысит обороты 2005-го более чем на 60%", - уверен Олег Становов.

Компаниям и предприятиям, откладывающим приобретение средств энергозащиты для своего  оборудования, следует принять во внимание, что с течением времени решение этой проблемы будет стоить им все дороже.

Пока не представляется возможным сравнить эти цифры с общерыночными годовыми результатами, но, как утверждают аналитики ITResearch (www.itresearch.ru), по суммарным итогам первых трех кварталов минувшего года российский рынок ИБП вырос на 17% в натуральном выражении и на 29% - в денежном (по отношению к аналогичному периоду 2005-го). Отсюда, кстати, можно сделать вполне обоснованный вывод, что среднестатистический ИБП заметно подорожал.

Не медью единой...

Отечественные компании, продающие, внедряющие или эксплуатирующие ИБП, с интересом следят не только за ценами на эти устройства, но и за тем, во что выльется объявленное в ноябре 2006 г. намерение Schneider Electric приобрести корпорацию АРС за 6,1 млрд. долл. (см. PC Week/RE, N 41/2006, с. 1, www.pcweek.ru/?ID=619266). Дело в том, что возможная судьба московского представительства APC и его партнеров (в случае одобрения этой сделки акционерами APC) до сих пор никому не известна. Никаких комментариев на этот счет пока нет. Впрочем, скоро неопределенность будет снята: ведь до конца I квартала 2007 г. (предполагаемый срок одобрения сделки акционерами APC) осталось совсем немного.

Сергей Пацкевич: “В результате

 роста цен на свинец

постепенное повышаются и

 цены на ИБП. Этот рост

будет продолжаться и в 2007 г.”

Эксперты склоняются к тому, что акционеры АРС, скорее всего, эту сделку поддержат (уж очень хорошую цену предложила Schneider Electric). Затем должен сказать свое слово Евросоюз. Он должен одобрить (или запретить) эту сделку не позднее 30 марта. В случае положительного решения на рынке средств защиты электропитания (ИБП переменного и постоянного тока, дизель- и газогенераторы и т. д.), годовой объем которого превышает 27 млрд. долл., возникнет новый гигант.

Итоги этой сделки очень волнуют российских поставщиков ИБП: ведь в нашей стране доля APC на рынке источников бесперебойного питания превышает (в денежном выражении) 60% и вхождение этой компании в состав Schneider Electric может привести к существенному переделу данного рынка.