СТАТИСТИКА

Аналитическая компания ITResearch объявила результаты исследований ряда сегментов российского рынка информационных технологий в 2006 г. По ее данным, общий объем рынка компьютеров - ПК (без учета каналов "самосбора"), ноутбуков и серверов стандартной (x86) архитектуры - составил порядка 6850 тыс. шт., что на 28% выше аналогичного показателя 2005 г. Наиболее высокие темпы роста традиционно показал сегмент мобильных ПК - их отгрузки увеличились на 69%. При этом в натуральном выражении чуть более 75% продаж компьютеров пришлось на настольные ПК и почти 23% - на ноутбуки. Серверы в общей структуре продаж занимают 1,9%.

Эксперты ITResearch отмечают, что в лидирующую группу компаний на рынке настольных ПК по итогам года входят Depo Computers, Formoza, Hewlett-Packard, Kraftway и K-Systems (здесь и далее перечисление компаний и торговых марок дается в алфавитном порядке). При этом доля первой пятерки составила 19,8% общероссийских продаж десктопов.

В сегменте ноутбуков пятерку лидеров составили Acer, Asustek, Fujitsu Siemens Computers, Rover Computers и Toshiba (суммарно на их долю приходится 69,9% всех продаж мобильных ПК), а в сегменте серверов лидируют Aquarius, Depo Computers, Hewlett-Packard, IBM и Kraftway (они контролируют те же 69,9% отгрузок серверной продукции).

Основными поставщиками дисковых накопителей для компьютерных систем в 2006 г. были компании Hitachi, Samsung, Seagate (в том числе под маркой Maxtor) и Western Digital, общий объем продаж которых составил 7,6 млн. шт., что, по оценкам экспертов ITResearch, равно 97% общего объема данного сегмента рынка. При этом более 96% всех проданных устройств пришлось на 3,5-дюймовые PATA- и SATA-диски для ПК, а остальные 4% - на "серверные", мобильные и внешние устройства. Из основных трендов минувшего года можно выделить быстрый рост поставок 250-Гб винчестеров для ПК.

На свободном рынке мониторов в 2006 г. продано 7,2 млн. шт. Хотя это на 6% выше, чем в 2005 г., темпы роста оказались значительно ниже, нежели в предыдущие годы, когда рост составлял 20-25%. Эксперты ITResearch считают, что снижение темпов связано с некоторыми неблагоприятными факторами, оказавшими влияние на рынок в первом полугодии, а также с постепенным насыщением этого уже достаточно зрелого рынка.

Наибольшей популярностью в прошедшем году по-прежнему пользовались 17-дюймовые модели, на втором месте - 19-дюймовые устройства, доля которых за год выросла до 30%. Существенно увеличились продажи широкоформатных устройств (с соотношением сторон экрана16:9). При этом катастрофически уменьшилась доля ЭЛТ-мониторов: по итогам года они получили около 4,5%, хотя к концу года их доля упала до 1,8%.

В 2006 г. лидером российского рынка мониторов оставалась компания Samsung, в ведущую группу входят также

Acer, BenQ, LG, NEC, Philips и ViewSo-nic. Следует отметить успех компании Acer, которая в завершающем квартале года сумела закрепиться на втором месте.

Емкость рынка мультимедийных проекторов, включая data-проекторы с проецируемым изображением 4:3 и кинотеатральные широкоформатные устройства, в 2006 г., по данным ITResearch, превысила 90 тыс. устройств, что на 48% больше, чем годом ранее. Следует отметить, что если в предыдущие годы динамику рынка в значительной степени определяла программа "Дети России", то в настоящее время закупки в образовательные учреждения, хотя и остаются значительными, но приобрели регулярный характер на региональном уровне и уже не оказывают прежнего влияния на данный сегмент.

Из технологических тенденций стоит отметить продолжающийся рост доли XGA-устройств, в то время как продажи проекторов с базовым разрешением

SVGA снизились почти до 40%. Доля DLP-устройств превысила половину всех продаж, что во многом стало возможным благодаря лучшей доступности чипов компании Texas Instruments (по сравнению с LCD-матрицами).

Лидером рынка проекторов в минувшем году снова стала компания BenQ. В группу ведущих брендов, показавших значительные объемы продаж, входят также Acer, Mitsubishi, NEC, Panasonic, Sanyo и Toshiba.

По данным ITResearch, впервые за последние годы произошло количественное снижение продаж на рынке принтеров (всего было продано чуть больше 3 млн. устройств - почти на 5% меньше, чем в 2005 г.). В то же время денежный объем рынка немного увеличился. Разница в динамике двух показателей связана с изменением структуры продаж в пользу лазерных принтеров, имеющих в среднем более высокую стоимость, чем струйные. Как и годом ранее, лазерники оказались единственной категорией принтеров, спрос на которые продолжал расти, однако этого не хватило для компенсирования спада в струйном и матричном сегментах.

Состав первой пятерки вендоров принтерного рынка не изменился, как и прежде, в нее вошли компании Canon, Epson, Hewlett-Packard, Samsung и Xerox.

На фоне снижения спроса на принтеры объем продаж настольных многофункциональных устройств в России в 2006 г. вырос в полтора раза, превысив 1,6 млн. шт. При этом в отличие от нескольких предыдущих лет соотношение продаж между лазерными и струйными устройствами менялось в пользу последних - они опередили лазерные МФУ как по темпам роста продаж, так и по количеству проданных устройств.

Лидерами сегмента лазерных МФУ оставались компании Canon, Samsung и Xerox, а в струйном сегменте - Canon, Epson и Hewlett-Packard.

Существенно меньшим спросом по сравнению с МФУ пользуются в России копировальные устройства. По данным ITResearch, в 2006 г. их было продано около 250 тыс. шт. Причем более 85% рынка в денежном выражении пришлось на сегмент цифровых устройств, тогда как в штуках продажи цифровых и аналоговых копиров практически равны. По количеству проданных устройств первую тройку лидеров составили Canon, Sharp и Xerox.

Наметившийся два года назад спад на рынке планшетных сканеров стал устойчивым. Общее количество проданных за год устройств сократилось более чем на 8%, а денежный объем рынка снизился на 5%. В первой пятерке рынка сканеров - компании BenQ, Canon, Epson, Hewlett-Packard и Mustek.

В сегменте ИБП в 2006 г. было продано свыше 2,5 млн. устройств - показатели 2005 г. превышены на 25%. Таким образом, спрос на ИБП продолжает быстро увеличиваться. Самыми активно растущими подсегментами оказались online-устройства малой и средней мощности (до 10 кВ·А). Эксперты ITResearch отмечают, что острая конкуренция на российском рынке ИБП повлекла за собой ослабление позиций APC на массовом рынке, где ее доля в денежном измерении опустилась ниже 60%.

Основными конкурентами устройств APC в сегменте массовых ИБП являются продукты, выпускаемые под торговыми марками Ippon, Powercom и Powerman. На рынке "тяжелых" решений наряду с APC ощутимы позиции компаний AEG, Chloride, Eaton Powerware, Emerson Network Power (Liebert), GE DE, MGE UPS Systems, Neuhaus, Newave и Socomec Sicon UPS.