CeBIT

После многолетнего перерыва фирма "1С" приняла участие в проходившей в середине марта в Ганновере (Германия) выставке CeBIT. На своем стенде она представила платформу "1С:Предприятие", а также прикладные решения, подготовленные специально для немецкого рынка - "1C:Finance & Trade" и "1С: Business Suite".

Первая реакция на эту новость - здорово, началось! Вторая - а почему все это происходит только сейчас, в 2007 г.?

Действительно, кому как не лидеру отечественной софтверной отрасли на своем примере продемонстрировать мировому рынку возможности российских разработчиков, о большом потенциале которых мы часто слышим последние лет пять, в том числе и с самых высоких трибун, и предоставить весомые аргументы, подтверждающие тезис о том, что наша страна может выступать не только как офшорный разработчик заказного ПО, но и как поставщик массовых программных продуктов, причем под российской (это немаловажно!) торговой маркой. Тем более что способность вести успешную борьбу с ведущими зарубежными брендами в сфере экономического софта "1С" уже доказала за последние годы. Правда, пока на своем поле.

Конечно, назвать "1С" новичком на западных рынках нельзя - компания давно и достаточно успешно представлена за рубежом игровым направлением. Но все же игры и экономический софт - это "две большие разницы". Ведь во втором случае речь идет о том, что клиент применяет этот софт для автоматизации критически важных деловых процессов. Продвижение бизнес-решений сложнее по сравнению и с общесистемными средствами (безопасность, администрирование), так как тут существенно выше требования к организации сервисной поддержки, адаптации к местным национальным условиям и пр.

Пользовательский интерфейс продукта “1С: Business Suite” изменен по сравнению с русскими продуктами “1С”

И все же, почему у зарубежных поставщиков ERP-решений получается выход на мировые просторы, а у нас пока не очень? Причем тут мы имеем в виду не гигантов типа SAP или Oracle, а относительно небольшие компании вроде шведской Scala или датской Navision (правда, обе они уже "бывшие", но не из-за того, что оказались неудачниками, а наоборот - успешными игроками), которые смогли добиться успеха далеко за пределами Европы, в том числе в странах с иным менталитетом (Азия, Южная Америка) и часто изменяющимся законодательством (Россия).

Определенную активизацию своей деятельности за пределами СНГ фирма "1С" начала еще четыре года назад одновременно с выпуском новой платформы "1С:Предприятие" 8.0, одним из новшеств которой было создание технологической основы для реализации интернациональных прикладных решений. Сама платформа практически сразу была выпущена в варианте поддержки различных национальных пользовательских интерфейсов (в настоящее время есть 10 иностранных языков, в том числе английский и немецкий). И все же приходится констатировать: выход "1С:Предприятия" за пределы постсоветского пространства пока не состоялся.

На последней партнерской конференции директор "1С" Борис Нуралиев привел такие сведения: наиболее активно работа ведется в Болгарии, есть определенное развитие продаж в Румынии. В начале года начались поставки вьетнамской версии "1С:Бухгалтерии", в феврале в тестовом режиме продукты компании представлены в Польше.

Сам перечень этих стран показывает, что продвижение за рубеж идет довольно случайным образом, на основе частных инициатив тех или иных партнеров. Чем это можно объяснить? Я бы тут назвал две взаимосвязанные причины.

1. Бизнес-модель "1С:Фрачайзинга" была изначально нацелена на деятельность внутри страны: организационная схема является весьма централизованной, при этом сама "1С" выступает в качестве поставщика прикладных решений для конечных пользователей, а партнерам отводится роль в первую очередь внедренцев. При продвижении за рубеж нужно предоставлять больше свободы партнерам и делегировать им функции разработчика прикладных решений.

2. Рост продаж экономического ПО "1С" уже много лет держится на очень высоком уровне: 30-50% в год. Выдерживать такие темпы довольно сложно, хотя бы с точки зрения управления бизнесом, ведь речь идет об огромной партнерско-корпоративной структуре (разработкой, внедрением и сопровождением занимается примерно 100 тыс. ИТ-специалистов!). В этих условиях форсировать развитие бизнеса еще и за счет расширения географии очень сложно.

Локализованные версии прикладных решений “1С:Предприятия” 8.0

И тем не менее представление "1С: Предприятия" на CeBIT’е свидетельствует о серьезном намерении компании выйти на европейский рынок. Что же было привезено на выставку?

Продукт "1С:Finance & Tradе" - впервые представленное готовое решение, разработанное "1С" при участии ряда партнеров и предназначенное для автоматизации бизнес-процессов торговой фирмы: финансового учета и планирования, банкинга, управления закупками, продажами, запасами, активами. Это аналог продукта "Управление торговлей", но реализованный с учетом практики ведения бизнеса в странах Западной Европы и снабженный английским интерфейсом.

Бизнес-приложение "1С: Business Suite" полностью написано "1С-Рарус" - крупнейшим партнером фирмы "1С", частью активов которого она сама и владеет. Это приложение предназначено для малых и средних компаний, занимающихся оптовой торговлей, рассылкой, а также работающих в сфере услуг. Его функциональность (управление закупками, продажами, запасами, взаимоотношениями с клиентами, доставкой продукции) в значительной мере пересекается с "1С:Finance & Tradе", но оно больше ориентировано именно на немецких заказчиков и поддерживает многоязычный интерфейс: русский, английский и немецкий. В нем изменен по сравнению с отечественными приложениями и сам принцип пользовательского интерфейса, с учетом требований немецких пользователей.

Отдельно отметим, что в качестве самостоятельного продукта на выставке продемонстрирована и собственно платформа под названием "1С:Enretrpise" (в России она отдельно не продается и не лицензируется). Это говорит о том, что фирма намерена более активно развивать за рубежом (что вполне логично) партнерские отношения именно с независимыми разработчиками.

В обычной для себя манере "1С" довольно скромно заявила о цели своего участия в CeBIT’2007 - изучение возможности привлечения новых партнеров по разработке и продвижению решений на платформе "1С:Предприятие" 8 в странах Европы, Азии и Америки. Более того, оба прикладных решения были представлены в виде бета-версий (что также необычно для "1С"); начать продажи коммерческих продуктов предполагается в конце лета.

Организационно деятельность в Германии будет вестись через официально зарегистрированное представительство 1С Germany*1. Самая активная роль тут отводится компании "1С-Рарус", которая в данном случае будет работать не под своей (как в России), а под общей "материнской торговой маркой". Надо сказать, что начало продвижения "1С:Предприятия" именно в Германии (это подтвердил и Борис Нуралиев) во многом начато по инициативе "1С-Рарус", которая в предыдущие посещения CeBIT завязала ряд деловых контактов в этой крупнейшей европейской стране.

_____

*1 За рубежом "1С" выступает под иной торговой маркой, чем в России: 1С (c латинской буквой С).

Комментируя планы выхода на немецкий рынок, Борис Нуралиев помимо прочего подчеркнул два благоприятных фактора. Первый - наличие в Германии достаточно большого числа выходцев из бывшего СССР, которым (и как партнерам, и как клиентам) будет полезно наличие русскоязычной поддержки продуктов*1. Второй - активный выход российских бизнесменов на зарубежные рынки, создание тут филиалов, новых предприятий и пр. Многие из них уже хорошо знакомы с решениями "1С" и готовы к их применению на своих зарубежных площадках.

_____

*1 1С Germany находится в Ганновере, где имеется большая русскоязычная диаспора.

Говоря о конкретных итогах участия в CeBIT’2007, руководитель "1С-Раруса" Дмитрий Казачков отметил, что в первую очередь ставилась задача поиска заказчиков, на которых можно было бы отработать схемы внедрения и сопровождения готовых прикладных решений. Следующий этап - начало формирования партнерской сети, принципы построения которой, наверное, будут отличаться от тех, что использовались в России.