Обилие параметров у современных проекторов дает работу техническим писателям, открывает маневренный простор для маркетологов, но сбивает с толку покупателей. В этой статье мы дадим краткие рекомендации по выбору устройств для мобильных презентаций и постараемся отметить наиболее важные их характеристики и особенности.

Разрешение матрицы проектора влияет на детальность картинки. Для демонстрации видео обычно достаточно разрешения 800x600 (SVGA), на компьютерных презентациях чаще используют аппараты с матрицами 1024x768 (XGA). Максимальное разрешение входного сигнала определяет способность проектора воспринимать картинку и преобразовывать ее к размеру матрицы. Этот параметр обычно колеблется в диапазоне от 1280x1024 до 1600x1200. Особое внимание ему должны уделить те, кто использует ноутбук с ЖК-экраном 1400x1050 точек и более.

Надо сказать, что заявленные параметры проекторов в последние годы уплывают в Зазеркалье, отрываясь от реальности. Взяв данные из сравнительных обзоров, которые ежегодно проводит журнал PC Magazine/RE, мы отметили следующее. Если в начале 2004 г. среднее соотношение измеренного и заявленного световых потоков при заводских установках проекторов составляло 75,6%, то к весне 2005-го оно снизилось до 58,5%. Средняя измеренная контрастность (по соотношению освещенности белого и черного экранов) для DLP-проекторов сползла с 1883 до 1208, для LCD-моделей - с 431 до 388. Усредненная контрастность, измеренная по методикам ANSI (для устройств всех технологий), упала со 133 до 75. Чтобы оценить реальные параметры, мы рекомендуем перед покупкой попробовать аппарат в деле или познакомиться с результатами независимых испытаний.

Истинная мобильность: Mitsubishi Pocket Projector мал,  легок и способен работать от батарей
Истинная мобильность: Mitsubishi Pocket Projector мал, легок и способен работать от батарей

Учтите, что LCD-проектор создает картинку на экране, а DLP... - в голове у зрителей. Экран DLP-проектора освещается быстро сменяющейся чередой красных, зеленых и белых кадров или полос, которые усредняются благодаря инерционности наших природных фотодатчиков - колбочек и палочек глаза. Неспециалисту разница между картинкой с DLP- и LCD-проектора обычно не видна, но для видеокамер она весьма существенна. При попытке записать на видео изображение с DLP-проектора вы получите сильное мерцание или "бегущие кадры". Так что если вы собираетесь делать видеозаписи докладов или приглашать телевидение на презентации и семинары, рекомендуем остановиться на LCD-технологии.

Но "при прочих равных" DLP-проекторы обычно оказываются легче своих LCD-собратьев. Самый легкий на момент подготовки этой статьи LCD-аппарат (Panasonic PT-LM1E) имеет массу около 1,6 кг, в то время как DLP-устройства давно преодолели килограммовый рубеж. Назовем наиболее легкие DLP-модели: ASK Proxima M1, InFocus LP120, Plus V-1100Z, Toshiba TDP-P6 - все они весят около 1 кг. Если ваше основное требование - минимальный вес, то лучше выбрать DLP-технологию.

Еще меньший вес устройства может обеспечить светодиодная технология Lumileds, разработанная компаниями Mitsubishi Electric и InFocus. В ее основе лежит та же DLP-матрица, но вместо лампы и вращающегося с большой скоростью цветового фильтра используется набор мощных разноцветных светодиодов, срок службы которых достигает 10 тыс. ч. Уже выпущен первый мобильный проектор, использующий Lumileds. Модель Mitsubishi Pocket Projector массой 450 г и размерами 123x47x97 мм имеет короткофокусный фиксированный объектив, разрешение SVGA и световой поток около 50 ANSI-лм. Как видите, яркость невысокая, поэтому для просмотра потребуется затемнение, но зато и энергопотребление тоже небольшое. Проектор может работать от электросети, от аккумуляторных батарей, которых хватает примерно на 2,5 ч показа, и от бортовой электросети автомобиля. Аппарат снабжен входами VGA, S-Video, композитного видео и звука. Пока сотовые телефоны и карманные компьютеры не оснащаются видеовыходом, источником видеосигнала для Mitsubishi Pocket Projector будут портативные DVD-плейеры, цифровые фото- и видеокамеры.

Как только корпорация Intel объявила ПК "центром цифровой вселенной", рынок заполонили всевозможные устройства, так или иначе опровергающие этот тезис. На экранах MP3-плейеров сегодня можно смотреть видеофильмы, DVD-плейеры позволяют просматривать фотографии и слушать музыку в формате MP3, а смартфоны принимают и передают электронную почту. В проекционной технике с недавнего времени "низы тоже могут" - почти все основные производители проекторов оснащают свои изделия гнездами для считывания карточек памяти, позволяющими проводить презентации без компьютера. У компании Sony вы найдете, как несложно догадаться, гнезда Memory Stick. А фирмы ASK Proxima, Epson и Plus Vision оснащают свои проекторы обычными USB-разъемами для флэш-накопителей.

Для удобства транспортировки вместе  с ноутбуком новый проектор Sony VPL-CS20 имеет плоский корпус толщиной всего 52 мм
Для удобства транспортировки вместе с ноутбуком новый проектор Sony VPL-CS20 имеет плоский корпус толщиной всего 52 мм

Нынче в моде и беспроводные интерфейсы. В свои проекторы разработчики встраивают Wi-Fi-модуль или прилагают к ним карточки Wi-Fi-интерфейса, устанавливаемые в гнезда PC-карт (PCMCIA) либо CompactFlash.

В желании расширить функциональность проектора, дополнив его всевозможными портами, фирмы опираются на разные стратегии. Одни стремятся иметь все возможные гнезда внутри устройства, другие предлагают дополнительные стыкуемые модули. Так, компания Sanyo выпускает модуль Multi Card Imager Box со встроенным Wi-Fi-интерфейсом и гнездом для карточек памяти CompactFlash.

Если четыре-пять лет назад большинство проекторов оснащалось вариообъективом с коэффициентом трансфокации (зумом) 1,2:1, то сейчас предлагается множество моделей, допускающих оптическое увеличение в 1,4 раза и даже больше. Чем выше зум, тем легче разместить проектор перед экраном. Пионером в деле увеличения этого показателя стала Casio, выпустившая в 2003 г. модели XJ-350 и XJ-450 с двукратным трансфокатором.

Но учтите, что коэффициент трансфокации - вещь довольно тонкая. Как показало тестирование ряда проекторов в лаборатории "СК Пресс", при большом увеличении не всегда удается добиться идеальной четкости картинки по всему полю экрана. Либо середина, либо края оказываются не в фокусе.

Одна из основных тенденций, наблюдаемых сегодня в проекционной технике, заключается во внедрении всевозможных функций автоматической настройки. Чаще всего встречаются средства автоматической корректировки трапециевидных искажений по вертикали. Встроенный датчик наклона выдает исходную информацию для расчета степени коррекции. Система исходит из предположения о том, что экран располагается вертикально, и в этом случае работает точно.

Некоторые производители внедрили функцию автоматической коррекции трапеции по горизонтали и даже автоматическую фокусировку (пример - NEC MT-1065 и Casio XJ-460). Для этого им пришлось встроить в свои продукты специальные фотодатчики наподобие тех, что используются в современных фотокамерах. (Автоматическая фокусировка требует моторизованного привода, а потому в недорогих проекторах с ручным объективом недоступна.) Но на этом изыски в деле автоматизации не заканчиваются. Компания Sony широко применяет моторизованную шторку объектива и выдвигаемую ножку для наклона аппарата.

PCMCIA-гнездо проектора Epson EMP-765 рассчитано на работу с карточками памяти CompactFlash, беспроводными и проводными сетевыми адаптерами
PCMCIA-гнездо проектора Epson EMP-765 рассчитано на работу с карточками памяти CompactFlash, беспроводными и проводными сетевыми адаптерами

На случай использования в учебных аудиториях в современных проекторах предусматривается специальный режим Blackboard: электронные схемы корректируют цветопередачу так, чтобы получить более-менее адекватную картинку на стандартной зеленой доске. Epson пошла еще дальше - ее функция Wall Shot позволяет автоматически перестроить цветопередачу для отображения на голубых, серых, желтых и других стенах светлой однотонной окраски. После нажатия на кнопку Wall Shot аппарат начинает выводить на экран поочередно синие, зеленые и красные поля, анализируя интенсивность отраженного света с помощью встроенного фотодатчика, и через несколько секунд сам изменяет цветовые настройки.

Показатели шумности проекторов за последние два года существенно улучшились. Во-первых, повысилось качество вентиляторов охлаждения. Во-вторых, фирмы ввели экономичный режим, при котором лампа светит с пониженной яркостью, а вентиляторы вращаются медленнее. В паспорте, как правило, теперь указывается уровень шума и время работы лампы в экорежиме.

А теперь для полноты картины расскажем о ситуации на рынке мобильных проекторов. Будучи измерен в натуральных показателях, его объем продолжает расти. С каждым годом число проданных устройств увеличивается на двузначное число процентов. Специалисты говорят о непрекращающемся буме, и количество предлагаемых моделей стремительно растет, особенно произведенных по DLP-технологии.

Однако финансовые подсчеты показывают, что из-за быстрого снижения цен на мобильные проекторы в денежном выражении рынок за последние два-три года почти не вырос. Все больше фирм претендует на те же группы покупателей, что не может не усиливать конкуренцию. И хотя компании вкладывают значительные средства в создание, выпуск и продвижение новых устройств, сверхприбыли ожидать не приходится.

В отличие от инвестора на фондовом рынке, который имеет вполне понятные показатели эффективности вложений средств, покупатель проектора для деловых презентаций не знает, насколько убедительнее станут его выступления после приобретения того или иного аппарата. Здесь техника помогает человеку, но не заменяет его. Талантливый докладчик и без проектора добьется большего успеха, чем никудышный с самым лучшим аппаратом. Поэтому вопрос о приобретении проектора для разъездных презентаций должен решаться в комплексе с вопросами подготовки оратора.

В компьютерной сфере фирмы постепенно от продаж переходят к оказанию услуг, затем - к системной интеграции и ИТ-консалтингу. На рынке средств отображения информации для компаний естественным путем является движение от торговли к оказанию услуг по прокату техники, инсталляции оборудования, обучению ораторов и консалтингу по проведению шоу-мероприятий.

Хочется надеяться, что уже в будущем году кто-нибудь организует специальные курсы, нацеленные на освоение ораторского мастерства с эффективным использованием презентационного оборудования.